2,7K подписчиков

«Мохнатые» акварели символиста

899 прочитали
- Часто спрашивают – о чем рассказываю в той или иной картине, - признается саратовский художник, представитель известной творческой семьи Вадим Солодкий.

- Часто спрашивают – о чем рассказываю в той или иной картине, - признается саратовский художник, представитель известной творческой семьи Вадим Солодкий. – На этот счет не даю объяснений, лучше пусть выскажутся зрители. В конце концов, каждый из них, кто попытается объяснить смысл сделанного мной изображения, додумать конкретную мою историю, будет прав.

Его рисунки - романтические, забавные, местами с налетом грусти, главные их герои – собаки всевозможных видов. Сам же мастер кисти и наш собеседник характеризует собственный жанр, как смешанную форму живописи и графики.

- Часто спрашивают – о чем рассказываю в той или иной картине, - признается саратовский художник, представитель известной творческой семьи Вадим Солодкий.-2

Все началось с «дяди Марка»

- Роль профессионального художника не самый надежный способ, чтобы выйти в люди, обеспечить себя и свою семью. А вы, судя по всему, окончательно выбрали эту стезю. Могло ли быть у вас как-то иначе?

- Я же выпускник «архитектурного», правда, та специальность осталась лишь строкой в моем дипломе. Уехав в Москву, долго занимался рекламой, дизайном интерьеров. Потом столица поднадоела, точнее так и не стала близким для меня городом. Куда милее провинциальный уклад, чем пафос делового центра «Москва-Сити», - не находите? И главное - в части заработков там дойдешь до определенной планки, а дальше без связей не пробиться. Во всяком случае, это сложно сделать. Может показаться странным, но иные мои знакомые, также пожив в Москве, вернулись, найдя в Саратове больше шансов построить карьеру. Поступило предложение от одного архитектурного бюро, им воспользовался, чтобы работать в родном городе. Дизайнером в принципе может сделаться кто угодно, тут достаточно знать базовые вещи и, разумеется, иметь желание. Все же я понял – живопись мне значительно интереснее, когда, по совету старшего брата выставив в интернете одну свою картинку, увидел внимание к ней со стороны публики.

- Евгений Солодкий, видимо, во многом влияет на вашу судьбу.

- Пожалуй, что так. В нашем семейном архиве сохранилось изображение странного землянина, подписанное «Дядя Марк». Точно не помню, но, скорее всего, это мой детский опыт в творчестве, вызванный Женей, кто увлеченно рисовал, музицировал. Вообще, брат другой по характеру, с биографией куда более насыщенной. Он – авантюрист, я - нет. Евгений долго жил в Турции на яхте, путешествовал по миру. Мне, наоборот, не нравится скопление народа. Из-за этого редко выбираюсь вместе с супругой на прогулку даже по Набережной рядом с домом. Отдыхаем обычно не на шумных курортах, а, положим, в глубинке Северного Кавказа, уезжая туда каждым летом для горного туризма. В силу наклонностей интроверта, не участвую в выставках, и готовить их – дело грустное. Посетители, возможно, придут, но ничего покупать не будут. Автор должен присутствовать на бьеннале? Зачем? Лучше в это время порисую дома. Там у меня всегда рабочее настроение.

- Часто спрашивают – о чем рассказываю в той или иной картине, - признается саратовский художник, представитель известной творческой семьи Вадим Солодкий.-3

Академики нервно курят?

- Впечатление: пишете картины много лет, но этот вид занятий стал приоритетным у вас относительно недавно. Добились признания, работы пользуются спросом. А как относятся коллеги к вам, самоучке?

- Старожилы, думаю, меня помнят еще по неформальному объединению «Треугольник», существовавшего во времена «Желтой горы» - группы саратовских авангардистов, созданной во второй половине 80-х. Один из ее основателей мой брат Евгений, кто не прошел академической школы, как и я. «Эталонный» художник того и гляди скажет, - «Я, академик, всю жизнь совершенствуюсь, способен передать игру света и тени, а этот рисует лубок, тогда почему у него, Вадима Солодкого, столько поклонников?». Шучу, конечно. Двигаюсь параллельным курсом с профи, у которых наверняка приверженцев больше, чем у меня. Не состою в творческих союзах, в среде живописцев не вращаюсь, зная коллег, в основном, по переписке в соцсетях.

- Ваша концепция в изобразительном искусстве?

- Свобода от шаблонов. Исходный материал, по-моему - вторичная вещь. Не важно, что в распоряжении – акварель, гуашь, чернила или зубная паста. Надо выразить в рисунке идею, а не показать правильно ли с точки зрения профессионала пользуешься краской. Мои картины жанровые, открыточного плана, это не полотна, эффектно выглядящие в зале. Каждая словно иллюстрация к еще ненаписанной книге. Уйдя в «свободное плавание», они получают разные трактовки. Мне это очень нравится.

- Шаблоны отсутствуют, но неудобные темы остаются. Правда?

- В творчестве я не реалист, а символист. Могу сидеть в кафе, как неожиданно что-то натолкнет схватить со стола салфетку, чтобы сделать на первый взгляд отвлеченную зарисовку. Мои идеи возникают чаще всего вследствие визуализации образа: воплощаемые в краске истории рождаются большей частью без привязки к материальным объектам. У меня практически нет пейзажей. По портретам людей тоже не мастер. «Нарисуй жену с собакой», - на такую просьбу, отвечаю, - «Давай со спины изображу твою супругу». Реальных женщин не берусь писать: каждая из них хочет видеть себя на картине красивее и моложе, чем она есть на самом деле. А собаки не обидятся. Им особый мой почет.

- Часто спрашивают – о чем рассказываю в той или иной картине, - признается саратовский художник, представитель известной творческой семьи Вадим Солодкий.-4

От зверей к Захару Прилепину

- Выигрышная композиция – человек и четвероногий друг. «Теплый летний дождь», - это произведение легко найти в интернете. Собачка держит в зубах зонт, ее молодая спутница мокнет…

- Навевает меланхолию? А и не считаю себя весельчаком. Так-то с помощью типажей собак художник может передать массу оттенков настроения. У меня на картинах есть другие животные – кошки, лоси, какие-то совы, крабы. Но собака поистине собирательный персонаж. В моем понимании это символ преданности, домашнего уюта, элемент тихого счастья, к которому лично стремлюсь. Увлеченность же тематикой не означает, что я нащупал конъюнктуру и давай штамповать. Сама по себе конъюнктура не бывает откровенной, честной. Рисуя чью-то собаку под заказ, не просто готовлю портрет, а прошу, чтобы хозяин рассказал, какой у его питомца характер, какие любимые игрушки.

- Открываете для себя новые творческие сферы?

- Подключившись с недавнего времени к иллюстрированию книг, охотно бы занялся булгаковским «Собачьим сердцем». Хотя, на мой взгляд, эта повесть несет в себе негативные идеи, она очень недобрая. В Шарикове автор оставил только плохие черты, убрав верность, преданность. Конечно, в описанной там ситуации виноват профессор Преображенский, ради амбиций превративший милого пса в отрицательное человекообразное существо. Результат ему не понравился, и он возвратил все на круги своя. Повесть задевает чувства верующих, разделяемые и просто творческими людьми. Отдельно скажу: рисовать для литературных изданий дело очень хлопотное. На подготовку 24-х картинок к сборнику Захара Прилепина отвели месяц. Ясно, тема совсем другая. Пришлось перестроиться. Тем более, проза Прилепина меня очаровала, поэтому иллюстрации получились хорошие.

- Значит, работы у вас много.

- Не жалуюсь. Я и обязан рисовать постоянно, ведь мои картины не продаются за безумные деньги. Важный момент: художник непременно должен испытывать уважение к заказчику. Этого же правила придерживался, работая дизайнером. Не получая положительных эмоций, очень сильно устаешь от клиента. Импульсивность тоже мешает. Есть у меня такая черта. Бывает, замыслы захлестывают тебя, один за другим набрасываешь эскизы, но проходит неделя-другая, и вдруг говоришь себе – это уже не интересно. Если сразу не выполнил задумку, то, скорее всего, не возвращаешься к ней.

Досье: Вадим Солодкий. Родился в Саратове 7 января 1968 года. Выпускник Саратовского политехнического института. Служил в Советской армии. Работал в рекламе, дизайне, на областном телевидении художником-постановщиком, несколько лет жил в Москве. В настоящее время полностью сосредоточился на изобразительном искусстве. Самые известные его картины, - «Кто здесь?», «Вся жизнь», «Планы на лето».