"По Ленинграду с Чемоданом" Сергея Довлатова. Часть 5. «ПРИЛИЧНЫЙ ДВУБОРТНЫЙ КОСТЮМ» и «КУРТКА ФЕРНАНА ЛЕЖЕ».

164 прочитали
Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова. В прошлой прогулке по городу мы посетили места, где происходит действие рассказов «Креповые финские носки» и «Номенклатурные полуботинки» – сегодня следующие новеллы. Приглашаем и гостей нашего отеля «Оболенский», и всех гостей Санкт-Петербурга.

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-2

Рассказ «ПРИЛИЧНЫЙ ДВУБОРТНЫЙ КОСТЮМ»

«В редакциях, где я служил, мной тоже часто были недовольны. Помню, редактор одной газеты жаловался:

– Вы нас попросту компрометируете...».

Названий газет в этом рассказе Сергей Донатович не приводит – но с большой долей вероятности можно предположить, что сюжет начинается в знаменитом Доме Ленинградской прессы на Фонтанке, 59, он же Лениздат. В здании, возведенном в 1964 году, работало очень большое количество редакций и газет, и журналов. Собственно, в одном из следующих рассказов на Лениздат на Фонтанке будет прямое указание. Ну а сегодня здесь, как водится, бизнес-центр, но что характерно – он по-прежнему называется «Лениздат»! «Через неделю прихожу в редакцию. Вызывает меня заведующий отделом пропаганды Безуглов...».

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-3

«Я слышал о таком умельце. Мне говорил о нем старший брат, работавший на кинохронике. Жил старик на Елизаровской, под Ленинградом...»

Вот тут мы пока в некотором замешательстве. Станция метро «Елизаровская» в Петербурге есть, но она открылась вместе с «Ломоносовской» в 1970 году, то есть это в черте города. А вот «под Ленинградом» Елизаровской или Елизаровки что-то мы не видим... Но будем искать!

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-4

«Тут жена говорит мне: – В подъезде напротив живет интеллигентная дама. Утром гуляет с детьми. Их у нее человек десять... Ты узнай... Я забыла ее фамилию – на ша... – Шварц?..»

Ну что ж: самое время указать дом Сергея Довлатова на улице Рубинштейна, 23. Подъезд напротив – тот же адрес. А 4 сентября 2016 года в день рождения писателя – у входа в дом появился памятник. «Мы жили в глубине двора, на пятом этаже без лифта...»

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-5

«Мы разговорились. Решили спуститься в буфет. Оттуда позвонили моей жене и заехали в «Кавказский»...»

Ресторан «Кавказский» на Невском, 25, по воспоминаниям старых ленинградцев – одно из самых «серьезных» заведений общепита того времени. Но сюжет новеллы именно это и предполагает. А открылся «Кавказский» еще в 1940 году.

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-6

«Есть решение наградить товарища Довлатова ценным подарком. Через полчаса он может зайти в бухгалтерию. Потом заехать во Фрунзенский универмаг. Выбрать там подходящий костюм рублей за сто двадцать...»

И, как говорится – но закончилось всё хорошо. И товарищ Довлатов отправляется во Фрунзенский универмаг на Московском проспекте, 60. Построен в 1934-38 годах, сегодня признан памятником архитектуры.

Ну а сама новелла завершается как всегда по-довлатовски – неожиданно и изящно: «...Самое удивительное, что знакомый диссидент Шамкович обвинил меня тогда в пособничестве КГБ...»

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-7

Рассказ «КУРТКА ФЕРНАНА ЛЕЖЕ»

«Эта глава – рассказ о принце и нищем... Война закончилась. Наши семьи оказались в Ленинграде. Черкасовы жили в правительственном доме на Кронверкской улице. Мы – в коммуналке на улице Рубинштейна...».

Про дом Довлатова на Рубинштейна, 23, мы уже сказали. А правительственный дом на Кронверкской улице, 27 (Петроградская сторона) – в самом деле, один из самых престижных домов того времени. Архитектор – видный мастер модерна Василий Васильевич Шауб.

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-8

«С Андреем Черкасовым мы поддерживали тесные отношения лет до шестнадцати. Он заканчивал английскую школу. Я — обыкновенную...»

А ходил юный Сережа Мечик... да, в детстве будущий русский писатель носил фамилию отца, Довлатовым он стал позже. Так вот школа Сергея Мечика – это школа №206 на Фонтанке, дом 62. Назвать ли ее «обыкновенной»... но, во всяком случае, здесь также учились ученый и писатель Иван Ефремов, академик Яков Зельдович и Аркадий Исаакович Райкин.

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-9

«Вскоре умер Николай Константинович Черкасов. Около Пушкинского театра состоялся митинг. Народу было так много, что приостановилось уличное движение...»

С точки зрения «ленинградской топонимики» следует сказать так: примерно с 1920-х годов Александринский театр назывался Пушкинским. Сегодня официальное название – Национальный драматический театр России (Александринский). Адрес прежний: площадь Островского, 6.

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-10

«За неделю до ее отъезда мы случайно встретились. Я сидел в библиотеке Дома журналистов, редактировал мемуары одного покорителя тундры...»

Если сразу спросить поисковик, то по запросу «Дом журналистов Ленинград» он выдаст «Дом Сухозанета» на Невском проспекте, 70. Однако на Невский проспект журналисты переехали уже в 1970-х годах. А во время действия новеллы квартировали журналисты на Моховой улице, дом 15, это совсем рядом с нашим отелем «Оболенский». Видимо, там Сергей Довлатов и встретился с Ниной Черкасовой, вдовой великого русского артиста. Да, вот и наш любимый Путеводитель подтверждает: «В 1958-1972 гг. – Дом журналиста, потом, после переезда последнего на Невский пр. – Ленконцерт и Росконцерт...»

«Мы поздоровались. Она спросила: – Говорят, ты стал писателем? Я растерялся. Я не был готов к такой постановке вопроса. Уж лучше бы она спросила: „Ты гений?” Я бы ответил спокойно и положительно...»

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-11

Продолжение «Довлатовской прогулки» – совсем скоро. А сегодня мы остановимся на одной из самых наших любимых цитат не только из «Чемодана», но и вообще из всего творчества Сергея Донатовича Довлатова:

« – Не знаю. Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только – да или нет.

– Ты явно поумнел, – сказала она...»

Продолжение совсем скоро. Ждем вас как всегда: Санкт-Петербург, улица Пестеля 1/12, отель «Оболенский». До встречи!

Продолжаем гулять по Петербургу, читая сборник «Чемодан» нашего любимого Сергея Довлатова.-12

На страничке «Отель Оболенский Санкт-Петербург» – интересные истории, наблюдения, лирические зарисовки и путевые заметки, и наши собственные, и гостей нашего отеля. О Санкт-Петербурге, об улицах и проспектах, о реках и каналах, о домах и мостах – и, конечно, о самых замечательных людях Питера. «Санкт-Петербургу – с любовью». Ставьте лайк, подписывайтесь – новые интереснейшие истории совсем скоро.

Отель «Оболенский» - для всех, кто приезжает в Петербург. Для кого каждая поездка – это еще и встреча с прекрасным городом и его удивительной историей, увлекательное путешествие по его прошлому и настоящему. Отель «Оболенский»: история в ультрасовременном прочтении.