Дети всегда были объектом интереса писателей-фантастов. Ведь детство - это время ожидания чудес и веры в них. Ну а что будет, если сами дети станут источником этих чудес? Мимо такого вопроса писатели пройти не могли. Давайте вспомним хотя бы некоторые книги, герои которых - дети - не просто попадают в разные необыкновенные ситуации, а сами становятся их причиной. Сразу скажу, что речь пойдет только о произведениях, которые можно отнести к научно-фантастическим, ибо чудеса в фэнтези лично меня давно не завораживают.
Одним из первых фантастов, кто поднял тему странных детей, стал английский писатель Олаф Стэплдон (1886-1950), написавший в 1935 году роман "Странный Джон" (Odd John: A Story Between Jest and Earnest). В мире действует тайное общество мутантов. И один из них мальчик Джон, рождение которого стало результатом направленных генетических манипуляций. Надо ли говорить, что обычные люди не в восторге от Джона и тех, кто похож на него?
В 1941 году выходит роман советского классика НФ Александра Романовича Беляева (1884-1942). История о мальчике Ариэле, который, благодаря науке, обрел чудесную способность к полету, стала лебединой песней великого фантаста и стала одним из самых заметных произведений отечественной фантастики.
Не обошел эту тему и знаменитый американский писатель-фантаст Теодор Старджон (1918-1985). В 1950 году вышел его роман "Мечтающие кристаллы" (The Dreaming Jewels). Роман, как отмечают критики, автобиографический, в нем рассказывается о странном мальчике Харте, сбежавшем из родного дома от злого отчима и прибившемся к бродячему цирку.
Вплотную, к интересующей нас теме, Старджон подошел в романе "Больше, чем люди" (More Than Human; 1952). Здесь мы встречаем целую команду странных детей, которых окружающие считают ненормальными. "Слабоумные" детишки, обладающие телепатией, телекинезом, сливаются в симбиоз, чтобы противостоять враждебному окружению.
Именно дети должны определить дальнейшую судьбу человеческой цивилизации в романе Артура Кларка (1917-2008) "Конец детства" (Childhood's End; 1953). Детство - это период, когда человек еще не отягощен комплексами и предрассудками мира взрослых. Именно поэтому дети должны стать колыбелью новой цивилизации, пусть и ценой гибели старой.
В 1957 году выходит роман английского писателя Джона Уиндема (1903-1969) "Кукушата Мидвича" (The Midwich Cuckoos). Однажды в британской деревушке Мидвич все женщины, способные к деторождению, забеременели, ну и как положено через некоторое время родили. Детки вышли на загляденье, вот только странные какие-то и, как вскоре выяснилось, - страшные. Инопланетяне решили завоевать наш мир через детей.
Именно дети станут провозвестниками нового мира в повести Аркадия Натановича (1925-1991) и Бориса Натановича (1933-2012) Стругацких "Гадкие лебеди" (1972). Мир взрослых настолько прогнил, что он категорически не устраивает новые поколения, которые не собираются его разрушать, они намерены построить свой собственный.
Мир взрослых ополчился против необыкновенных детей и в рассказе Андрея Михайловича Столярова (1950) "Изгнание беса" (1988). Дети не виноваты, что они обрели сверхспособности и при этом выглядят как исчадия ада, они лишь ростки нового биологического вида, но с каким же наслаждением люди обыкновенные стремятся эти ростки вытоптать!
Ну и говоря о детях с необыкновенными способностями, нельзя не сказать о творчестве Владислава Петровича Крапивина (1938-2020), который посвятил им значительную часть своих произведений. Достаточно вспомнить рыжего Фаддейку из повести "Оранжевый портрет в крапинку" (1987) или автобиографическую, хотя и сказочную повесть "Тополиная рубашка" (1986). Юные герои Крапивина запросто нарушают законы Мироздания, пересекают одну грань Великого Кристалла за другой, посещают Безлюдные пространства и всюду сражаются за добро и справедливость.
Все дети необыкновенны и способны на многое, по сути в этом и заключается послание миру, оставленное Владиславом Крапивиным. И к нему, я думаю могли бы присоединиться все писатели, о книгах которых я упомянул в этой статье и те, о которых не упомянул - тоже.