14,9K подписчиков

Лица российского джаза. Петербургское «Трио ГВК» (Гайворонский, Волков, Кондаков)

Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский
Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский

Один из самых ярких новоджазовых коллективов современной России — петербургское трио Гайворонский / Кондаков / Волков: Вячеслав Гайворонский — труба, голос; Андрей Кондаков — фортепиано, перкуссия; Владимир Волков — контрабас. Трио работает уже почти четверть века и заняло важнейшее место в отечественном музыкальном искусстве. Нет, трио ГВК (Гайворонский, Волков, Кондаков) не стало настолько сенсационно известным, как это случилось в 70-е с первым новожазовым трио советской сцены — трио ГТЧ (Ганелин, Тарасов, Чекасин); но давняя совместная история петербургского трио, помноженная на обширные самостоятельные заслуги каждого из троих, их полистилистическое разнообразие, огромный импровизаторский опыт и обширный арсенал выразительных средств делают их одним из важнейших коллективов новой импровизационной музыки на российской сцене.

Сначала был дуэт. Легендарный ленинградский «тихий дуэт»: трубач Вячеслав Гайворонский и контрабасист Владимир Волков. Они начали выступать дуэтом ещё в 1979 году и продолжали совместную работу полтора десятилетия. Тихо, но глубоко осмысляли они самую разную музыку, но все их поиски лежали в русле «нового джаза», причём в том его изводе, что исповедует «компровизацию», равночестность композиторского и импровизационного подхода, более того — их непрестанное взаимоперетекание. Затем их пути на некоторое время разошлись.

Контрабасист Владимир Волков и трубач Вячеслав Гайворонский на фестивале «Осенние ритмы-1981» (из фондов Центра исследования джаза, коллекция Натана Лейтеса)
Контрабасист Владимир Волков и трубач Вячеслав Гайворонский на фестивале «Осенние ритмы-1981» (из фондов Центра исследования джаза, коллекция Натана Лейтеса)

С 1995 года Слава и Владимир пошли каждый своим путём: Гайворонский погружался в метафизические глубины современной камерной композиторской музыки на грани академической, а импров-стихию приручал в дуэте с аккордеонисткой Эвелиной Петровой; Волков играл рок-импров с собственным «Волковтрио», сотрудничал с рок-музыкантом Леонидом Фёдоровым (в более позднее время — и с его группой «Аукцыон»), погружался в аутентизм барочной музыки (на виоле да гамба), а кроме того — играл вполне европейский джаз с проектами при участии валторниста Аркадия Шилклопера и пианиста Андрея Кондакова.

Кондаков, музыкант редкостно широкого профиля, играет буквально всё: с Игорем Бутманом и образцовой американской ритм-секцией из Эдди Гомеса и Ленни Уайта записывал образцово американский джаз собственного сочинения (1996); с бразильскими музыкантами сочинял и записывал музыку в бразильской стилистике (начало 2000-х), которую крупнейшие авторитеты, вроде трубача Клаудио Родити, однозначно признали за подлинно бразильскую музыку; а с Волковым и Шилклопером часто заступал за авангардную грань, на территорию «нового джаза».

К 2003 году последний шаг был сделан: Кондаков, Волков и Гайворонский образовали равносторонний треугольник, в котором нет лидера, но все трое вносят равный вклад, образующий сумму большую, чем простое сложение композиторской мудрости Гайворонского, моторной экспрессии Волкова и джазовой романтичности Кондакова. С тех пор в Петербурге появился яркий (в том числе — сценически яркий) новоджазовый проект на пересечении стилей и направлений, в котором прежняя приглушённость «тихого дуэта» уравновешена жарким темпераментом пианиста, а его лиричность и песенность дозированно углубляется привычкой трубача и контрабасиста к глубинной деконструкции комфортных созвучий.

У трио много интересного собственного, авторского материала, причём точность и подробность проработки этого материала, по контрасту со многими другими составами, не может не удивить понимающего слушателя.

Владимир Волков, Андрей Кондаков, Вячеслав Гайворонский, 2016 (фото © Яна Бардаченко)
Владимир Волков, Андрей Кондаков, Вячеслав Гайворонский, 2016 (фото © Яна Бардаченко)

Трио выступало на множестве фестивалей в Европе, США и России, а их альбом «В поисках стандарта» был отмечен изданием AllAboutJazz (Нью-Йорк) в списке самых интересных альбомов 2009 года.

Баланс современного, иногда радикально современного, и традиционного композиторского материала со свободной современной импровизацией; жанровые контрасты от острого гротескного марша до лирической баллады, от «полиметрического танго» (на 15/8!) до ориентализма энергичных «арабесок» — таков диапазон этого единственного в своём роде коллектива. Трио перемешивает чуть ли не все известные жанры, не оставаясь последовательно ни в одном из них. Интересные тембровые приёмы — «плач» трубы Гайворонского и его полувнятное бормотание через мундштук, почти аутентично фольклорное трио сопилок в начале одной из пьес, демпфированное фортепиано Кондакова, агрессивная игра смычком Волкова — существуют не сами по себе, а строго в контексте идеи композиции. Здесь блестяще решены вопросы формообразования — ни одна нота не выглядит лишней, даже в импровизациях. Но при таком сбалансированном подходе к форме музыка не лишается живости и естественности. Пожалуй, тут как нельзя более подходит слово «ирония»: при всей серьёзности замыслов музыканты подают весь материал так, будто всё, что происходит на сцене — лишь игра, в которую не может не втянуться даже самый взыскательный слушатель, становящийся соучастником происходящего.

В 2013 году на московском лейбле ArtBeat Music вышел уникальный альбом трио ГВК «Русские романсы. В поисках Даргомыжского». Попытки соединить музыкальное наследие русской классической музыки и язык джаза начались практически с начала истории джаза в России, то есть около 100 лет назад. Но действительно глубокое погружение в этом направлении предпринимается не так уж часто. И не может не радовать, что Кондакову, Волкову и Гайворонскому глубокое погружение удалось с редкой органичностью.

В 2016 г. трио ГВК выпустило на петербургском лейбле Бомба-Piter inc. альбом «О любви не говори...», в который вошли новоджазовые аранжировки популярных песен Исаака Дунаевского, Матвея Блантера, Георгия Милютина и других композиторов, выполненные Вячеславом Гайворонским. Все эти песни объединяет одно — они звучали в известных кинофильмах прошлого века. В записи принял участие вокалист — солист Мариинского театра, выпускник Петербургской консерватории Владимир Казаков.

25 марта 2024 трио ГВК выступит в московском Культурном центре «ДОМ» в неизменном составе: Вячеслав Гайворонский — труба, голос; Андрей Кондаков — фортепиано, перкуссия; Владимир Волков — контрабас.