15K подписчиков

Лица российского джаза. Петербургское «Трио ГВК» (Гайворонский, Волков, Кондаков)

Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский
Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский

Один из самых ярких новоджазовых коллективов современной России — петербургское трио Гайворонский / Кондаков / Волков: Вячеслав Гайворонский — труба, голос; Андрей Кондаков — фортепиано, перкуссия; Владимир Волков — контрабас. Трио работает уже почти четверть века и заняло важнейшее место в отечественном музыкальном искусстве. Нет, трио ГВК (Гайворонский, Волков, Кондаков) не стало настолько сенсационно известным, как это случилось в 70-е с первым новожазовым трио советской сцены — трио ГТЧ (Ганелин, Тарасов, Чекасин); но давняя совместная история петербургского трио, помноженная на обширные самостоятельные заслуги каждого из троих, их полистилистическое разнообразие, огромный импровизаторский опыт и обширный арсенал выразительных средств делают их одним из важнейших коллективов новой импровизационной музыки на российской сцене.

Сначала был дуэт. Легендарный ленинградский «тихий дуэт»: трубач Вячеслав Гайворонский и контрабасист Владимир Волков. Они начали выступать дуэтом ещё в 1979 году и продолжали совместную работу полтора десятилетия. Тихо, но глубоко осмысляли они самую разную музыку, но все их поиски лежали в русле «нового джаза», причём в том его изводе, что исповедует «компровизацию», равночестность композиторского и импровизационного подхода, более того — их непрестанное взаимоперетекание. Затем их пути на некоторое время разошлись.

Контрабасист Владимир Волков и трубач Вячеслав Гайворонский на фестивале «Осенние ритмы-1981» (из фондов Центра исследования джаза, коллекция Натана Лейтеса)
Контрабасист Владимир Волков и трубач Вячеслав Гайворонский на фестивале «Осенние ритмы-1981» (из фондов Центра исследования джаза, коллекция Натана Лейтеса)

С 1995 года Слава и Владимир пошли каждый своим путём: Гайворонский погружался в метафизические глубины современной камерной композиторской музыки на грани академической, а импров-стихию приручал в дуэте с аккордеонисткой Эвелиной Петровой; Волков играл рок-импров с собственным «Волковтрио», сотрудничал с рок-музыкантом Леонидом Фёдоровым (в более позднее время — и с его группой «Аукцыон»), погружался в аутентизм барочной музыки (на виоле да гамба), а кроме того — играл вполне европейский джаз с проектами при участии валторниста Аркадия Шилклопера и пианиста Андрея Кондакова.

Кондаков, музыкант редкостно широкого профиля, играет буквально всё: с Игорем Бутманом и образцовой американской ритм-секцией из Эдди Гомеса и Ленни Уайта записывал образцово американский джаз собственного сочинения (1996); с бразильскими музыкантами сочинял и записывал музыку в бразильской стилистике (начало 2000-х), которую крупнейшие авторитеты, вроде трубача Клаудио Родити, однозначно признали за подлинно бразильскую музыку; а с Волковым и Шилклопером часто заступал за авангардную грань, на территорию «нового джаза».

К 2003 году последний шаг был сделан: Кондаков, Волков и Гайворонский образовали равносторонний треугольник, в котором нет лидера, но все трое вносят равный вклад, образующий сумму большую, чем простое сложение композиторской мудрости Гайворонского, моторной экспрессии Волкова и джазовой романтичности Кондакова. С тех пор в Петербурге появился яркий (в том числе — сценически яркий) новоджазовый проект на пересечении стилей и направлений, в котором прежняя приглушённость «тихого дуэта» уравновешена жарким темпераментом пианиста, а его лиричность и песенность дозированно углубляется привычкой трубача и контрабасиста к глубинной деконструкции комфортных созвучий.

У трио много интересного собственного, авторского материала, причём точность и подробность проработки этого материала, по контрасту со многими другими составами, не может не удивить понимающего слушателя.

Владимир Волков, Андрей Кондаков, Вячеслав Гайворонский, 2016 (фото © Яна Бардаченко)
Владимир Волков, Андрей Кондаков, Вячеслав Гайворонский, 2016 (фото © Яна Бардаченко)

Трио выступало на множестве фестивалей в Европе, США и России, а их альбом «В поисках стандарта» был отмечен изданием AllAboutJazz (Нью-Йорк) в списке самых интересных альбомов 2009 года.

Баланс современного, иногда радикально современного, и традиционного композиторского материала со свободной современной импровизацией; жанровые контрасты от острого гротескного марша до лирической баллады, от «полиметрического танго» (на 15/8!) до ориентализма энергичных «арабесок» — таков диапазон этого единственного в своём роде коллектива. Трио перемешивает чуть ли не все известные жанры, не оставаясь последовательно ни в одном из них. Интересные тембровые приёмы — «плач» трубы Гайворонского и его полувнятное бормотание через мундштук, почти аутентично фольклорное трио сопилок в начале одной из пьес, демпфированное фортепиано Кондакова, агрессивная игра смычком Волкова — существуют не сами по себе, а строго в контексте идеи композиции. Здесь блестяще решены вопросы формообразования — ни одна нота не выглядит лишней, даже в импровизациях. Но при таком сбалансированном подходе к форме музыка не лишается живости и естественности. Пожалуй, тут как нельзя более подходит слово «ирония»: при всей серьёзности замыслов музыканты подают весь материал так, будто всё, что происходит на сцене — лишь игра, в которую не может не втянуться даже самый взыскательный слушатель, становящийся соучастником происходящего.

В 2013 году на московском лейбле ArtBeat Music вышел уникальный альбом трио ГВК «Русские романсы. В поисках Даргомыжского». Попытки соединить музыкальное наследие русской классической музыки и язык джаза начались практически с начала истории джаза в России, то есть около 100 лет назад. Но действительно глубокое погружение в этом направлении предпринимается не так уж часто. И не может не радовать, что Кондакову, Волкову и Гайворонскому глубокое погружение удалось с редкой органичностью.

В 2016 г. трио ГВК выпустило на петербургском лейбле Бомба-Piter inc. альбом «О любви не говори...», в который вошли новоджазовые аранжировки популярных песен Исаака Дунаевского, Матвея Блантера, Георгия Милютина и других композиторов, выполненные Вячеславом Гайворонским. Все эти песни объединяет одно — они звучали в известных кинофильмах прошлого века. В записи принял участие вокалист — солист Мариинского театра, выпускник Петербургской консерватории Владимир Казаков.

25 марта 2024 трио ГВК выступит в московском Культурном центре «ДОМ» в неизменном составе: Вячеслав Гайворонский — труба, голос; Андрей Кондаков — фортепиано, перкуссия; Владимир Волков — контрабас.