Найти тему
Анатолий Цыганков

Все ходы записаны

Карелия. Центр общественного наблюдения. Это уже история.
Карелия. Центр общественного наблюдения. Это уже история.

На избирательных участках для голосования скрыть теперь ничего нельзя.

Избирательные кампании в Карелии в последние годы характеризуются тем, что число нарушений выборного законодательства, происходящих на избирательных участках, год от года сокращается. Наверное, это можно объяснить тем, что организаторы выборов, в лице кандидатов и их предвыборных штабов, стали более законопослушными. Точно, что члены избирательных комиссий проходят хорошую школу обучения перед выборами и добросовестно исполняют затем свою работу. Да и в целом политические традиции в республике хорошие, о скандалах, связанных с фальсификациями на выборах, давно не слышно.

Но есть ещё один фактор влияющий на чистоту избирательных процедур и он совершенно объективный. Речь о внедрении в процесс наблюдения за ходом голосования новых технологий, с помощью которых всё происходящее на избирательных участках попадает под внешний контроль. На участках для голосования установлены две формы технического контроля: видеонаблюдение и видеофиксация. На слух понятия звучат как однотипные, но всё же они разные по своему содержанию.

Сначала о видеонаблюдение расскажу. Суть его в том, что на участках для голосования устанавливаются видеокамеры, сигнал с которых передаётся на мониторы наблюдателей в режиме реального времени. При том что наблюдатели территориально могут находиться в разных местах, но при наличии у них ключа доступа они имеют возможность виртуально зайти на любой участок для голосования, включённый в сеть удалённого видеоконтроля. Доступ такой имеют не все желающие, а те кто являются участниками общественного либо партийного наблюдения на выборах и входят в состав участников Центра общественного наблюдения. Но тут важно оговориться, что двери в наблюдатели ни для кого не закрыты, надо лишь соблюсти законную формальность и зарегистрироваться в качестве общественного наблюдателя. А кроме того, отдельный ключ доступа к видеосигналу получают партийные штабы и их кандидаты (их представители не обязательно входят в состав Центра общественного наблюдения).

Видеопоток позволяет в режиме реального времени следить за происходящим на участках для голосования. Одновременно вся видеоинформация записывается и архивируется. То есть при необходимости - возникни конфликтная ситуация на избирательном участке - любой эпизод в течение дня голосования произошедший в помещении данной участковой комиссии, можно отсмотреть и объективно разобраться в существе возникших у кого-то претензий к процессу голосования. На президентских выборах 2024 года видеонаблюдение организовано в помещениях 221 участковой избирательной комиссии (всего их в Карелии 459, это без учёта пяти временных участковых избирательных комиссий). То есть 48% избирательных комиссий республики находятся под постоянным контролем общественных и партийных наблюдателей. Ничего скрыть в принципе невозможно. И это организаторов и участников избирательного процесса дисциплинирует. Причём надо иметь в виду, что на 48% участков, попадающих в зону видеонаблюдения, зарегистрированы порядка 80% избирателей Карелии.

-2

А кроме того, параллельно действует ещё система видеофиксации. В данном случае точно также записывается всё происходящее на участках для голосования, архивируется, но видеопоток не поступает в режиме онлайн на мониторы наблюдателей. И здесь точно также при необходимости оформляется запрос на просмотр видеозаписи и конфликтующие стороны вместе с членами избиркомов, представителями наблюдательского сообщества изучают запись, выясняя кто из спорящих прав, а кто напраслину возводит на конкурентов по выборам. В случае судебных разбирательств имеется хорошая доказательная база. В Карелии в нынешнем электоральном цикле на 206 участках для голосования будет вестись видеофиксация (44,8%).

То есть, в совокупности 93% участковых избирательных комиссий республики попадают под неусыпный видеоконтроль. О чём, естественно, знают все участники избирательного процесса и, памятуя об этом, они точно не позволят себе незаконных вольностей. Разве что если только избиратели по причине личной неосведомлённости (не заметят камер наблюдения на участке) могут оказаться в какой-нибудь неожиданной для себя ситуации. И тут, видимо, следует как в некоторых магазинах письменно извещать избирателей: улыбнитесь, вас снимает видеокамера. Хотя таблички с информацией о ведущейся в помещениях уиков видеофиксации обязательно помещаются на видном месте.

Видеонаблюдение и видеофиксация решают две связанные задачи. Во-первых, таким образом обеспечивается гласность избирательного процесса и, во-вторых, гарантируется законность как процесса голосования, так и подсчёта голосов избирателей по завершении голосования.

В зону видеозаписи попадают места, где выдаются бюллетени, ящики или КОИБы для голосования, сейфы и места хранения избирательной документации и что не менее важно все публичные действия членов избиркома, происходящие на участке, требующие общественного контроля совершаются под камеры и с разъяснениями. К числу таких обязательных публичных и гласных действий членов участковых комиссий относится, например, перемещение бюллетеней в сейф-пакеты и помещение их на хранение в сейф. Ровно та же открытая процедура производится когда бюллетени из переносных ящиков (при голосовании на дому) вводятся в базу данных КОИБов.

И напротив категорически нельзя, чтобы в зону камер видеонаблюдения попадали списки избирателей, их персональные данные. Всё что происходит в кабинках для тайного голосования, тоже не должно попадать в зону видеокамер.

Избирательные процедуры при таком общественном контроле становятся по настоящему прозрачными и совершенно объективными. Так что вошли на избирательный участок - улыбнитесь, вас снимает видеокамера.

Анатолий Цыганков