Наталья Чеховская: нельзя ставить крест на том, чему ты посвятил себя

Перенесемся в 1978 год — в Красноярске открывается театр оперы и балета. Со всей страны в Сибирь приезжают молодые талантливые люди, чтобы творить историю и среди них героиня нового выпуска проекта «Код Хворостовского».

Наталья Михайловна Чеховская — ведущая солистка Красноярского театра оперы и балета, народная артистка РСФСР, депутат Государственной думы РФ, педагог и основатель собственной хореографической школы. Какая маленькая хитрость помогла ей поступить в балетное училище? Как подающая надежды балерина оказалась в Красноярске? И какой судьбоносный совет она дала Дмитрию Хворостовскому? Об этом и многом другом мы спросили нашу героиню.

Чеховская Наталья
Чеховская Наталья

Наталья Чеховская родилась в Семипалатинске, детство провела в небольшом поселке рядом с городом. Как говорит сама Наталья Михайловна, жили «небогато, но весело». Вся местная детвора собиралась в доме Чеховских, устраивали праздники и любительские спектакли, на которые приходили посмотреть соседи и знакомые. После спектакля — традиционное застолье с лимонадом, пирогами и фруктами.

«Относительно рядом у нас Иртыш был — на воде выросли. В поселке у нас свое хозяйство было: и свиньи, и куры, и утки. Родители нам давали задания, уходя на работу, а когда приходили — проверяли. Мы достаточно были ответственны и самостоятельны. Чего сейчас о детях не скажешь. Я понимаю, время другое. Раньше было намного свободнее. Наверное, каждое детство счастливое, но у каждого оно своё.»

В семье Чеховских появился первый в поселке телевизор — маленький, черно-белый. По вечерам у них собирались соседи посмотреть какую-нибудь программу. 7 ноября — в День Великой Октябрьской социалистической революции — передавали праздничный концерт. Маленькая Наташа навсегда запомнила, как на экране появилась легендарная балерина Галина Уланова в образе Белого лебедя. «И я влюбилась», признается Наталья Михайловна.

Секрет поступления в балетное училище

Когда маленькая Наташа объявила родителям, что хочет стать балериной, они не отнеслись к этому серьезно — мало ли что дети говорят? Но в голове ребенка глубоко-глубоко засело желание танцевать. «Это было первое желание. Второе, если не получится, буду врачом. А третье, если не получится, буду педагогом по литературе. Вот так у меня было распланировано в 10 лет», рассказывает Наталья Чеховская.

Наталья Чеховская
Наталья Чеховская

В конце концов мама поняла, что всё серьезно, и отдала ребенка заниматься танцами в Дом пионеров. На занятия нужно было ездить в Семипалатинск на автобусе дважды в неделю.

Маленькая Наташа, никак не могла уговорить маму согласиться на поездку в Алмату. И вдруг в дверь дома Чеховских постучалась судьба в виде соседки, которая решила отвезти свою дочь в столицу и предложила маме Наташи поехать вместе. Мама, оторопела, но согласилась.

Отбор Наташа проходит, но, чтобы поступить на желанное классическое отделение нужно иметь двухлетний опыт, которого у девочки нет. Тогда мама Наташи включается в борьбу дочери за мечту, идет в Дом пионеров и добывает справку о том, что Наташа уже два года отдала балету.

Конечно, когда Наташа приезжает в интернат при училище и начинает ходить на занятия, педагоги сразу же видят отсутствие двухлетнего опыта. Но это было уже не важно. Мастера просто переводят Наташу в группу к мальчикам, которые по опыту с ней наравне. Уже там она догонит и перегонит одноклассниц.

Судьбоносное решение о переезде в Красноярск

С 15 лет она танцевала главные партии в балетах «Щелкунчик» и «Жизель», училась у педагогов из Москвы и Ленинграда, была партнершей Народного артиста СССР Рамазана Бапова, и после окончания учебы должна была отправиться по распределению в Кировский театр. И вот, когда казалось, что всё уже решено, судьба поставила перед Натальей выбор. Из Красноярска приехал Балетмейстер Владимир Бурцев.

Наталья Чеховская
Наталья Чеховская
«В Красноярске сейчас открывается театр оперы балета, и со всей страны туда съезжаются вот такие, как ты, только окончившие школу молодые специалисты, представляешь? Тебе дают карты в руки, ты можешь себя там показать», — сказал он Наталье и дал ей на раздумья всего одну ночь. Эту ночь 17-летняя выпускница провела без сна, решаясь сделать, возможно, самый важный выбор в жизни. На следующий день она сообщила, что поедет в Красноярск.

Театр оперы и балета открылся в Красноярске 20 декабря 1978 года. Шестидневный парад премьер закрывал балет «Жизель», солисткой которого стала Наталья Чеховская.

Чеховская Наталья и Полушин Василий. Балет «Жизель». Красноярский театр оперы и балета им. Д. Хворостовского.
Чеховская Наталья и Полушин Василий. Балет «Жизель». Красноярский театр оперы и балета им. Д. Хворостовского.

Знакомство с Дмитрием Хворостовским и важный совет

Танцоры и певцы в новом театре очень дружили, ходили друг к другу на репетиции и выступления. По воспоминанием Натальи Михайловны, зритель шел в театр настороженно. Опера и балет — искусства тонкие, требовательные как к исполнителям, так и к зрителям. Новые зрители не знали, как себя вести, поэтому в зал часто подсаживали незанятых в спектакле артистов, которые «учили» публику, когда хлопать, когда смеяться, когда кричать «браво!».

Театр только что открылся, всем артистам было лет по 18-20, им всем интересно друг с другом — ходят в Дом актера, общаются, устраивают «квартирники» и «капустники». Наталья Чеховская с коллегами часто стоит за кулисами и смотрит выступления солистов. Замечает она и светловолосого баритона, который, еще будучи студентом третьего курса, уже исполняет партии в театре. «На фоне всех солидных дядечек и тетечек он выглядел совершенно юным. Ему и было тогда лет 20. Стоит на сцене, такой прям нарцисс, цветок: светлый, красивый, юный», вспоминает Наталья Михайловна.

В начале 1980-х Наталья Чеховская быстро становится востребованной не только на родной сцене, но и в главных театрах страны и ближнего зарубежья. Только в Красноярском театре у нее более 20 главных партий (для сравнения, у балерин Большого театра их 4-5). Но в чем залог такой популярности? Этот вопрос задавали многие.

Наталья Чеховская. Балет "Лебединое озеро", Красноярский театр оперы и балета им. Д. Хворостовского.
Наталья Чеховская. Балет "Лебединое озеро", Красноярский театр оперы и балета им. Д. Хворостовского.

Однажды, когда Наталья вернулаль с очередного международного конкурса с победой, они случайно встретились с Хворостовским. За общением выяснилось, что Дмитрий тоже хочет путешествовать по миру и выступать.

«Я говорю: Дим, ты понимаешь, чтобы нас пригласили в нашу первую поездку, мы ездили на эти конкурсы. Понимаешь, нужно ездить. Надо, чтобы тебя знали. О себе заявить, чтобы ты глаза им мозолил. Иначе вот так находясь в Красноярске, о тебе будут знать только в Красноярске. И то узкий круг людей. Ты участвуй в конкурсах. Ты посмотри, какие конкурсы существуют. Давай, и вот тебе будет процесс».

Дмитрий Хворостовский, вероятно, воспринимает слова Натальи серьездно и начинает ездить на всероссийские и международные конкурсы — Пермь, Баку, Тулуза и Кардифф, где и случается долгожданный мировой успех.

Наталья с мужем и партнером Василием Полушиным тем временем, вместе защищают честь Красноярска на всесоюзных и международных конкурсах, а в 1985 году по приглашению Юрия Григоровича танцуют «Жизель» в Большом театре. И несмотря на востребованность в Москве, никогда не покидают надолго родной театр.

«Почему? Потому что мы его очень любили. И мы были преданы не только, скажем, театру, мы были преданы своему делу. Нельзя ставить крест на том, чему ты посвятил себя».

Интервью записано в рамках проекта "Код Хворостовского"
Реализуется при поддержке грантовой программы Красноярского края «Партнёрство».

Фотографии для материала предоставлены Красноярским государственным театром оперы и балета имени Д. Хворостовского.

#кодхоростовского #дмитрийхворостовский #историядмитрияхворостовского, #фактыохворостовском, #интересныефактыизжизнидмитрияхворостовского