Марина Ясинская «Колизион. Купол изгнанных»

Поняла, что Марина Ясинская стала одной из любимых писательниц. Редкое сочетание хорошего стиля, грамотного языка и интересного сюжета, который до последнего держит в напряжении.

Поняла, что Марина Ясинская стала одной из любимых писательниц. Редкое сочетание хорошего стиля, грамотного языка и интересного сюжета, который до последнего держит в напряжении. Не буду утверждать, что «Колизион» понравился больше «Авионеров»: все-таки книги очень разные, но получила удовольствие от прочитанного.

«Колизион» - не трилогия. Это один роман, который разбит на три части – книги. Каждая последующая книга начинается именно там, где заканчивается предыдущая. Первая и вторая истории закручивали сюжет, выводили его на новый уровень, задавая все новые и новые вопросы, атмосфера все больше и больше сгущалась. Поэтому были сомнения: удастся ли постепенно вывести повествование из пика, справится ли Марина Ясинская с таким накалом.

На мой взгляд, получилось все так, как надо.

Раскрыты все тайны: кажется, ничто не забыто. Что такое потерянный цирк? Чем хостильеры отличаются от фамильяров? Кто такой Первый фамильяр? А кто тот странный человек, отличительная деталь которого рыжие перчатки? Почему Фьор и Крис видят прошлое друг друга?

Узнаем обо всем. И, что важно, будем узнавать постепенно, а не так, как часто бывает – все в последней главе.

Главная героиня наконец-то превращается в человека, способного принимать решения и брать на себя ответственность. Что, безусловно, хорошо: Крис до сих пор рефлексирует, переживает по каждому поводу, но неуверенность в себе она теперь научилась скрывать.. собственно, сильный человек не тот, кто не сомневается, а тот, кто умеет брать на себя ответственность. Именно Крис находит решение, как спасти цирк, как вернуть циркачей к жизни.

«Идеи остаются безумными только до тех пор, пока не воплощаются в реальность. После они становятся дерзкими, амбициозными и гениальными ходами, которые принесли успех».

У Ясинской не бывает бравурно-солнечных произведений: в реальной жизни не могут быть счастливы ВСЕ, нельзя выиграть войну БЕЗ потерь. Жертв и потерь в «Колизионе» достаточно. (Помните, в одной из книг Анатолия Алексина звучала мысль, что правильно воспитывать ребенка и на осознании, что такое печаль и горе, не только на примере радостных событий.) Каждое удаление в книге не то чтобы оправданно, но вполне объяснимо. Те герои, что сумели отстоять свою жизнь, не предаются горю. Почему? Вот это – интересно действительно: жертвы не должны быть напрасны. Можно печалиться о потерях, но ЖИТЬ.

«Да, это правильно, они все должны жить свою жизнь, и жить хорошо. В память обо всех тех, кого удалило сегодня ради их свободы».

Если во второй книге не понравилось развитие любовной линии Крис-Мануэль, то отсутствие ее вообще в «Куполе изгнанных» и открытый финал всего цикла понравились. Кого бы ни выбрала Кристина – Фьора, Дэнни или Арлисса, - это было бы притянуто за уши, с одной стороны, а с другой – выпадало бы из контекста эпилога. «Колизион» - произведение не о любви. Это – раздумья о том, как надо жить, к чему стремиться, что ценить и чем дорожить. Это книга о выборе общего пути и о преодолении самого себя.

Ясинская – мастер эпилогов. Не понимаю, почему многие читатели высказывают недовольство. Никакого «сахарного сиропа» в финале «Колизиона» нет, хотя здесь, безусловно happy end. Главная героиня, потому и ГЛАВНАЯ героиня жанра подросткового фэнтези, что она ДОЛЖНА была остаться в живых. То, как это обыграла Ясинская, дорогого стоит: и Крис, и Тина менялись на протяжении романа, обе становились человечнее, у обеих оставалось неизменным: привязанность к младшему брату, поэтому их самопожертвование вполне даже оправданно. (Недаром я когда-то предполагала, что их имена – производные от одного имени Кристина.)

Не давала оценку отдельным историям и правильно делала: стоит оценить сразу все книги.

Идея – 10 баллов

Что ждет человека, вечно недовольного, все время раздражающегося, не желающего ничего менять ни в себе самом, ни в окружающей действительности?

Удаление из жизни, замена живого человека фамильяром, который станет твоей улучшенной версией.

Реализация – 10 баллов

Тот случай, когда выбор жанра – фэнтези – позволяет поговорить с читателем-подростком о внутреннем разладе, о психологических проблемах, о трудности взросления.

Герои – 10 баллов

Кристина – самая обычная школьница, такая же, как многие реальные. Она – не избранная. Не одаренная. Не обретшая неожиданно суперспособности. Ясинская сумела раскрыть ее характер. Может быть, другие герои получились более схематичными, но ы целом картонных образов нет.

Стиль – 10 баллов

Нравится красивый, сочный язык писательницы

Общий балл - 40

Чему же учит эта сказка? Никогда не сдаваться и учиться радоваться любой мелочи, всегда оставаться человечным и не отказывать в помощи другому.

Ничего нового? Конечно, на этих постулатах строится любая классическая сказка. А еще на том, что добро обязательно победит зло. Главное же отличие «старых» детских сказок от историй Ясинской заключается в том, что писательница более реалистично смотрит на жизнь: ни одно добро не бывает без потерь, за все нужно заплатить.

Величайшее же богатство – это право на ЖИЗНЬ. Самую простую, непритязательную.

«Сдаться потоку судьбы куда проще и легче, чем бороться с ним. Пусть несет. Куда-нибудь да вынесет. А если не вынесет — что ж, значит, не судьба. Простая, давно проторенная дорожка самоуспокоения для тех, кто решил сдаться»