Алёна Алексина «Суть вещи»

Одна из лучших книг, прочитанных в новом году. Тот случай, когда восторженные и благоприятные отзывы и рецензии критиков и других писателей оправданы целиком и полностью.

Одна из лучших книг, прочитанных в новом году. Тот случай, когда восторженные и благоприятные отзывы и рецензии критиков и других писателей оправданы целиком и полностью.

Идея – 10 баллов

Главная героиня Лиза - не совсем «обычная» девушка: у нее, скорее всего, алекситимия, к тому же она не выносит прикосновения к себе. Зато обладает практически феноменальными способностями в математике: в школе занимала первые места на всех математических олимпиадах, училась (и успешно) в университете. Собственно, она весь мир оценивает с позиций цифр.

«Лиза всегда находила убежище в каком-нибудь уголке тысячи двадцати четырех. Это было ее любимое число, маленький куб-килобайт, два в десятой степени, а в двоичной системе счисления – единица с десятью нулями. Килобайт выражал ее собственную сущность, как никакое другое число. Впрочем, думать об этом следовало осторожно, потому что от таких мыслей Лиза тут же оказывалась на неогороженной площадке высоченной башни и иногда теряла там сознание, а такое поведение удобно не везде».

Да, Лиза психически неустойчива. Но даже не это делает ее ОСОБЕННОЙ. Она «слышит» вещи, они с ней как бы разговаривают, раскрывая свою суть – то, что с ними произошло, чему ОНИ были свидетелями. Вытирает Лиза пыль со статуэтки, и ей представляется реальная картинка, как балеринка попала в этот дом, как у нее откололся кусочек.

Лиза работает уборщицей, нанимается через агентство (какой замечательной окажется сама история этого агентства) в какую-то семью, где становится незаменимой помощницей, потому что, несмотря на свои проблемы, она убирает, гладит и готовит с такой же математической точностью, как решает в уме примеры.

Всю свою жизнь Лиза измеряет эпизодами, которые запомнились. Неважно, плохие они или хорошие (правда, запоминает она именно плохие). Книга тоже разделена на эти эпизоды, а не на главы. Поскольку читатель знакомится со взрослой героиней, то и эпизод, с которого начинается повествование, не первый, а 2280.

Реализация – 10 баллов

Понравилось смешение жанров. Тот случай, когда детектив – скорее фон, а не основная сюжетная линия – нужен для того, чтобы раскрыть главную идею: бороться с несправедливостью можно и нужно, это во-первых, а во-вторых, какой бы сложной наша действительность ни была, как бы ни казалось, что по-настоящему честных людей не осталось, это не так.

Делая уборку в кабинете главы семьи, где он ведет прием, Лиза считывает страшное преступление: доктор Дервиент – педофил. Казалось бы, подобное обвинение не может остаться не расследованным. Однако друг Лизы – капитан Егоров, Митя, - сообщает, что на Дервиента невозможно завести дело, потому что за его явно кто-то прикрывает, прикрывают где-то «высоко».

Что может в этой ситуации сделать простая уборщица, к тому же не совсем «нормальная»? Оказывается, многое. Клубок постепенно распутывается, читать все страшнее и страшнее и не потому, что, следуя законам жанра, Лизу то похищают, то арестовывают, а потому, что в определенный момент осознаешь, насколько вольготно и безнаказанно чувствуют себя в современном обществе наделенные властью.

И вроде как финал счастливый: злодеи наказаны, Лизино психологическое состояние стабилизируется, она даже пытается выстраивать отношения. Но вот этот happy end не то чтобы нелогичен, но как-то сказочно-необычен, и невольно задаешься вопросом: а возможен ли такой финал в реальной жизни? И осознание ПРАВДЫ оставляет горькое послевкусие.

Стиль – 10 баллов

Как необычно писательница «поработала» с возможностями языка. Первый вопрос, который возникает, когда начинаешь чтение, - от чьего лица ведётся повествования?

«Лиза смотрит в сторону, пока бабушка молча раскладывает перед теткой пасьянс, только вместо карт – Лизин аттестат и бесчисленные дипломы победителя олимпиад – районных, городских, всероссийских…

Лиза вдруг беззвучно ахает: кто ей скажет, сколько их? Она бросается к столу, сгребает бабушкин пасьянс и перебирает, пересчитывает. Дипломы красивые, Лиза помнит каждый в лицо. Вот темно-синий, как рисуют поздневечернее небо, с золотыми буковками-звездочками. Он дольше всех стоял у Лизы в комнате, прежде чем исчезнуть. Значит, бабушка не выбрасывала их, а аккуратно собирала, чтобы потом предъявить этой тетке!»

И в какой-то момент понимаешь: это не голос автора – это сама героиня привыкла о себе говорить в третьем лице.

Удивительно не это. Когда героиня переживает сильный стресс и все в ее жизни меняется, когда она наконец-то осознает себя самостоятельной, полноценной личностью, она перестает думать о себе «Лиза», и в тексте неожиданно появляется подлинное «я». Более того, это «я» сначала озвучивает сама героиня. Раньше она

всегда отвечала: «Лиза знает, Лиза слышит». Теперь же:

«– Митя, привет! Это я! Забери меня отсюда!

– Кто это?

Не узнал.

От прижатой к лицу трубки вдруг становится больно.

– Я… Я на трассе, на заправке. Я убежала. Забери меня. Он запер меня в подвале каком-то, но я ударила его и сбежала. Я на какой-то заправке. Ты только забери меня отсюда.

– Лиза, ты?

– Да! Я же говорю, это я! Сейчас».

Пожалуй, стилистически это самый сильный сюжетный ход.

Понравилось и то, что абсолютно все происходящее мы воспринимаем глазами Лизы. Поэтому вместе с ней узнаем детали, анализируем их, делаем выводы,  иногда сомневаясь в них, иногда угадывая; вместе с ней подозреваем не только настоящих злодеев, но и близких людей. И в этом плане у Алексиной хорошо получилось выдержать общий стиль повествования, несмотря на смену местоимения с третьего лица на первый.

Это первая книга, которая заставила задуматься, что любовь на самом деле может быть разной. Намек – достаточно толстый – на нетрадиционные отношения между Яном и Тимом даже не вызвал отторжения. Более того, приношу извинения за СПОЙЛЕР, сцена прощания Яна с другом написана как-то одновременно просто и трогательно.

реди бесчисленных мишек во фраках и дрожащих на морозе огоньков свечей, почти у самого края стоит совсем маленький горшок с чем-то живым. Ян берет его в руки, подносит поближе к глазам. В землю воткнута табличка, и он немного вытягивает ее из земли, чтобы прочитать надпись, а потом вдруг сжимает челюсти – так, что губы почти полностью исчезают. я успеваю разобрать, что там на табличке.

Thymus citriodorus. Тимьян.

Ян вытирает лицо рукавом, вынимает горшок из-под мышки, и мы идем к машине.

– И тут разделили, – горько говорит он мне, усаживаясь в машину.

Я вообще не понимаю, о чем речь.

– Мягкий знак. Такая мелочь, казалось бы.

Он протяжно и судорожно вдыхает».

Язык писательницы в целом понравился: много интересных образов, необычных описаний, как, например, «слоёное тесто мокрого снега».

Герои – 10 баллов

Все внимание читателя приковано к главной героини. Алена Алексина настолько тонко и точно раскрывает ее психологическое состояние, что Лиза получилась по-настоящему живой.

Не менее удачно выведены и все второстепенные персонажи. Однако, как я уже писала, мы каждого из них воспринимаем через Лизу, через призму ее отношения. Поэтому даже Митя, близкий друг, или бабушка, воспитавшая героиню, как будто до конца нами недопоняты.

Общий балл – 40

О чем на самом деле роман? Об ответственности? О долге матери? Об эгоизме взрослых? О неумении или невозможности поверить ребёнку?

Финал перевернул представление обо всем.

Две матери - две судьбы, два влияния на дочь и внучку. Бабушка, которая сумела правильно воспитать больного ребёнка, но лишить этого ребёнка матери, - это добро или зло? А мать, безоговорочно поверившая ребенку, убившая ради ребенка, а потом не сумевшая вернуться к дочери, - это добро или зло?

Вопросы, на которые нет и не может быть ответа.

Вот такие книги и убеждают в том, что русская литература по-прежнему лучшая, что у нашей литературы и культуры есть не только великое прошлое, но и достойное настоящее.

«Девять дней. Мне всегда было интересно: как люди сумели вывести эти числа? Даже если поверить, что душа умершего действительно попадает на божий суд, почему это происходит именно на девятый день после смерти? Допустим, вычисления верны. Тогда сможем ли мы, приняв, что душа Тима есть волна света, и зная

скорость ее передвижения в пространстве, высчитать местонахождение бога, а высчитав, наплевать на этикет, нагрянуть к нему без предупреждения и потребовать, чтобы он все-таки отправил Тима в рай?»