Валери Перрен «Забытые по воскресеньям»

 Одна из тех книг, которую читаешь без удовольствия, не получая наслаждения, а в конце удивляешься, как все нити соединились в единое полотно, как все продумано – до мелочей.

Одна из тех книг, которую читаешь без удовольствия, не получая наслаждения, а в конце удивляешься, как все нити соединились в единое полотно, как все продумано – до мелочей.

Идея – 10 баллов

Главной героине Жюстин Неж всего 21 год, но она работает в доме для престарелых «Гортензия». Выбор работы объясняется просто: ей там нравится, нравится заботиться о стариках (роман написан от первого лица, и мы чувствуем искреннее отношение Жюстин к подопечным), нравится слушать истории их жизни. Особым расположением героини пользуется Элен Эль, именно ее историю любви Жюстин начинает записывать.

Реализация – 8 баллов

Традиционное параллельное повествование здесь как никогда оправданно: Жюстин будто создает книгу – по идее должен был получиться рассказ в рассказе. Однако отличить одно от другого не представляется возможным.

Тайнами окутано прошлое Элен, свои скелеты в шкафу есть и в семье Неж (причем развязка тайны смерти родителей оказалась совсем неожиданной и какой-то уж очень надуманной), а еще в доме для престарелых появляется некий Ворон – человек, который звонит родственникам забытых стариков и сообщает об их смерти. Жандармы безуспешно пытаются выяснить личность этого Ворона. Три разные тайны словно нагромождаются друг на друга. Но почему-то совсем неинтересно следить за их развитием.

По страницам романа разбросаны некие символы и детали, которые должны были сделать повествование мистически-загадочным: чайка, книги, цветы. Но этого не произошло. Да, чайка в городке, который не на море, - очень необычное явление, чайка, привязавшаяся к человеку и повсюду его сопровождающая, - еще более необычно. По всей вероятности, чайка, как аллюзия, должна была натолкнуть читателя на размышления о преданности и предательстве. Да, так и есть. Но вот со второй функцией – экспрессивной – деталь не справилась.

А вот все, что связано с книгами, с их ролью в жизни героев, понравилось.

«Жизнь «до чтения» состояла из привычных каждодневных жестов, которые в конце дня погружали ее в глубокий сон, как усталую тягловую лошадь. Теперь ночи Элен населены снами, загадочными персонажами, музыкой».

Читать стоило ради того, чтобы раскрыть все загадки: например, как и, главное, ПОЧЕМУ погибли родители Жюстин. Лучше всего Валери Перрен «обыграла» личность Ворона: то, что мы так и не узнали, КАК ЕГО ЗОВУТ, показалось интересным сюжетным поворотом. Своего рода открытый финал: дальнейшая жизнь Жюстин принадлежит только ей, а читателю остается надеяться, что она не станет «забытой по воскресеньям».

Герои – 7 баллов

Ни Жюстин, ни Элен не имеют каких-то индивидуальных черт. Их вообще достаточно трудно отличить друг от дружки. Как, впрочем, Люсьена и его внука Романа. Поверхностно раскрыты их характеры.

Стиль – 6 баллов

Претензия нам красивую романтическую историю так и осталось претензией.

Чувственно? Скорее, нет, чем да. Даже сказала бы: неприятно

«В борделе Люсьен платит девицам деньгами, Элен – книгами. Он знает, что она его не любит и отдается в точности как местные шлюхи. Любовь – искусство быть эгоистичным».

Общий балл – 31

Больше всего понравилось название. Собственно, именно оно и привлекло меня.

Забытые старики – никому не нужные, брошенные семьей – и так печальный образ. А слово «воскресенье» - выходной, как будто солнечный, яркий день – добавляет трагичности.

«У каждого из нас две жизни – в одной мы «озвучиваем» свои мысли, в другой молчим, держим слова под спудом».