Пикассо считается самым именитым и дорогим художником в мире. Но репутация его не самая благоприятная. Оказывается, гений искусства был тираном и абьюзером. А в нынешнее время это такой жирный минус, что можно заслужить и культуры отмены. Когда произведения выбрасывают из музеев, а в социальных сетях подвергают остракизму.
Более того, недавно даже прошла выставка, где произведениям Пикассо противопоставили картины женщин-художниц. А все для того, чтобы доказать, мол, Пикассо был неправ, говоря, что "женщины бывают двух видов: богини или подстилки".
Это цитата из воспоминаний его бывшей подруги Франсуазы Жило, которая прожила с гением 10 лет, родила двух детей, но все-таки решила порвать с постоянным давлением и унижением и ушла от человека, который был богат, влиятелен и безусловно талантлив.
Пикассо не привык к тому, чтобы женщины его бросали и как раз и устроил бойкот своей бывшей возлюбленной.
Воображаешь, что люди будут проявлять интерес к тебе? Не надейся. Даже если станешь думать, что нравишься людям, это будет лишь любопытство к той, чья жизнь так тесно соприкасалась с моей? И у тебя лишь останется во рту привкус горечи. Для тебя реальность существует только здесь. Если попытаешься выйти из моей реальности — она стала и твоей, поскольку я встретил тебя юной, несформировавшейся, и все вокруг тебя выжег — то попадешь прямо в эту пустыню. Если уходишь, именно этого тебе и желаю.
Франсуаза Жило "Моя жизнь с Пикассо"
Это были не пустые угрозы. Мало того, что Пикассо уничтожил все ее вещи, которые после разрыва остались в их общем доме и квартире, в том числе письма Матисса к Франсуазе, которыми она очень дорожила. Всех общих знакомых настроил против нее, ведь многие поддавались его влиянию. А галеристке Лейрис наказал убрать все работы своей бывшей подруги из продажи, иначе и его работ она не увидит. Запретил так же и приглашать Франсуазу на участие в традиционном Майском салоне.
Зная об этом скандале издательства стали обращаться к Франсуазе с предложением написать мемуары. Она в конце-концов сдалась и была опубликована книга "Моя жизнь с Пикассо". Трижды он подавал в суд, чтобы запретить этот литературный труд, но неизменно проигрывал. Он даже инициировал письма "осуждения" в газету от друзей-коммунистов.
Но а самое неприятно, что он прекратил всякое общение со своими собственными детьми, рожденными Франсуазой.
Что же вызвало его гнев? На самом деле львиная доля книги о творческом процессе, отношениях. Франсуаза оказалась не только талантливой художницей, но и имела легкий слог изложения, весьма метко подмечала характеры людей, Есть в книге и смешные моменты, в целом очень хороший портрет эпохе и творческой среды.
Правда, есть ее довольно хлесткие наблюдения, которые безусловно раскрывают возможно не лучшие черты великого мастера.
Вскоре мне представилась возможность убедиться, что в отношениях с торговцами, как и с прочими людьми, Пабло по-своему следовал афоризму «разделяй и властвуй». В сорок четвертом и сорок пятом годах Канвейлер был не единственным его покупателем. Он продавал картины и Карре. Иногда подстраивал так, чтобы они являлись на улицу Великих Августинцев в одно и то же утро. При данных обстоятельствах Карре с Канвейлером недолюбливали друг друга, а Пабло вынуждал обоих ждать около часа в передней. Им приходилось разговаривать друг с другом: сидеть молча было неприлично. Затем, после долгого ожидания, Пабло дозволял одному войти в Святая святых.
У Пабло Пикассо и Франсуазы Жило разница в возрасте составляла 40 лет. Они встретились, когда она была еще юной двадцатилетней девушкой, и вскоре стали жить вместе. Причем, к этому возрасту она уже имела удачный опыт художника, участвовала в выставках. Безусловно, творчество ее окрепло в наставничестве великого метра, более того, ее работы стал продавать Канвейлер, причем, без всякого содействия от Пикассо. Кроме того, Франсуаза происходила из состоятельной буржуазной семьи, хорошо знала себе цену и когда поняла, что отношения с гением перечеркивают полностью ее индивидуальность и засасывают в болото постоянного унижения и смирения, нашла в себе силы их закончить.
Я видела, как Пабло отказывался выбрасывать что бы то ни было, даже пустой спичечный коробок. И постепенно поняла, что ту же политику он проводит с людьми. Хоть уже не питает никаких чувств к той или иной женщине, ему невыносима мысль, что она будет жить собственной жизнью. Поэтому каждую нужно удерживать, прилагая минимум усилий, в своей орбите.
Франсуаза Жило, "Моя жизнь с Пикассо"
Безусловно, первые годы после разрыва ей было тяжело. Более того, она даже эмигрировала в США, где продолжила заниматься творчеством. И там смогла создать себе имя без всякой связи с Пикассо, состояться как художница и большой мастер.
Она дважды была замужем, родила еще одну дочь.
Ее работы оцениваются довольно высоко. К примеру, на аукционах Сотбис и Кристис две ее работы были проданы за суммы, превышающие 1 миллион долларов. Кроме того, картины Жило экспонируются в престижных музеях мира Центр Помпиду, Метрополитей, Музей современного искусства.
Француза Жило прожила долгую жизнь. Она умерла летом прошлого года (2023).
А недавно Музей Пикассо объявил, что организует выставку ее работ, это должно подчеркнуть, что Франсуаза Жило - самодостаточный художник, и гораздо более интересная личность, чем просто партнер Пабло Пикассо.