Лайк, подписка, колокольчик. Рынок видеосервисов продолжает расти. Сегодня хотя бы одну подписку на онлайн кинотеатр имеет 18 миллионов семей. До Америки, где на видеосервисы подписано 80% домохозяйств еще далеко, но темпы роста этого рынка - поражают.
Если в 2020 году совокупная выручка отечественных онлайн-кинотеатров составила почти 28 миллиардов рублей, то в 2021 году она увеличилась практически в два раза. В 2022 году рост был не такой значительный, но прошлогодний скачок на 40% почти до 100 миллиардов это компенсировал. Прогноз по этому году - рост почти на четверть.
Главным фактором роста числа клиентов видеосервисов является, разумеется, оригинальный контент, который онлайн-кинотеатры предлагают зрителю - то есть фильмы и сериалы собственного производства. На это они не жалеют денег. Вот о перспективах этого рынка давайте сегодня и поговорим.
За счет чего зарабатывает видеосервис? Два варианта - реклама и платная модель, то есть это подписка и дополнительная покупка пользователями фильмов или сериалов. За 2023 год доля рекламных доходов составила всего 7%. Остальное - платная модель. Большей частью - подписка
Пользователи практически перестали покупать отдельные фильмы или сериалы. Здесь сказывается сокращение объема зарубежного контента от крупных производителей и отсутствие западных киноновинок. Теперь пользователи вместо этого берут ту подписку, которая охватывает максимальный объем контента - оставшегося лицензионного западного и оригинального, то есть произведенного по заказу онлайн кинотеатра. При этом рост стоимости подписки за последние полтора года особо никого не смутил.
"В прошлом году несколько видеосервисов подняли стоимость подписки, но следует отметить, что подняли именно те, у кого стоимость подписки была минимальной, то есть где то в районе 200-250 рублей, в то время как средняя стоимость подписки это 300-400 рублей, то есть можно сказать, что просто вот эти сервисы подтянули стоимость своей подписки к неким средним значениям. По сути, вся бизнес-модель видеосервисов сейчас построена по простому принципу - снимай - как это принято говорить - годный контент, в виде сериалов, кино и тв-шоу, и получай лояльность зрителя, который готов за это платить. Главный нюанс - не расслабляйся, потому что конкуренты могут сделать что-то и покруче тебя."
Вот так сейчас поделен рынок онлайн-кинотеатров. Первое место - с долей в 30% удерживает "Кинопоиск". Второе позицию - с отставанием в два раза занимает "Иви". Замыкает тройку лидеров сервис Wink, который заметно подтянулся по контенту и выручке за прошлый год. Ну и на пятки этим онлайн кинотеатрам активно наступает Okko и множество других площадок.
Условия так сложились, что видеосервисы должны регулярно, практически нон-стоп, создавать оригинальный продукт, как их называют в самих видеосервисах - originals. Рост выручки и доли онлайн кинотеатра на рынке напрямую зависит от качества контента и его количества. И практически все видеосервисы именно поэтому и увеличивают производство длинного контента - то есть сериалов.
В 2023 году онлайн-кинотеатры выпустили 175 таких проектов. Это на 26% больше по сравнению с 2022 годом. Практически две трети таких originals - это игровые сериалы. Остальное - полнометражные фильмы, документальное кино и различные шоу. В 2022 году, для сравнения, доля сериалов также была 64%. Просто их еще тогда не начали штамповать такими темпами как сейчас.
Участники рынка говорят как - в течение года на твоем сервисе должен выстрелить хотя бы один проект - хитяра, блокбастер. Ты делаешь на него ставку, раскручиваешь с помощью рекламы и привлекаешь новых подписчиков.
Самые яркие примеры. Во-первых, Кинопоиск и их проект Король и Шут - панк-сказка о жизни музыканта Михаила Горшенёва. Во-вторых, Wink, и созданным ими сериал “Слово Пацана”. Я думаю, что даже последний чушпан на районе уже если не посмотрел, то как минимум знает об этом продукте.
Ну и у он-лайн кинотеатра Окко это "Волшебный участок" - о Москве, где вполне себе живут персонажи русских сказок. Аналогично у остальных видеосервисов. А вот дальше начинается самое сложное - нужно закрепить подписчика на платформе. И это, как минимум, один-два оригинальных сериала в месяц. Может быть не супер-хиты, но то, что удержит зрителя в ожидании нового бестселлера.
Есть, конечно, и другой вариант - ставка на домохозяек или подростков. Видеосервис покупает десяток-другой турецких сериалов про любовь и отношения или же корейских дорам про дружбу. Главное - чтобы на много сезонов. Дальше, их активно промотируют на площадке. Если удастся попасть в аудиторию - подписка гарантирована.
Главный вопрос - что же дальше? И есть ли потенциал у этого рынка? Ответ - да. Причем расти есть куда по разным направлениям. К примеру сотрудничество видеосервисов и телеканалов для создания и продвижения своего контента в массы. Но суть одна. Видеосервисы будут расширять производство оригинальных кино и сериалов, привлекая подписчиков и постепенно увеличивая стоимость подписки. Это неизбежно.
И вот тут главное - соблюсти баланс цена/качество. Сегодня рынок видеосервисов один из самых конкурентных в стране и ошибок не прощает. Короче. Будет нормальный контент - будут и деньги.