Танк «Клим Ворошилов»: рождение легенды

108 прочитали

84 года назад, 12 марта 1940 года, завершилась Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Следствием конфликта стал толчок к развитию новых систем вооружения в СССР, а ряд образцов боевой техники впервые был опробован на полях сражений. Одной из таких новинок стал тяжелый танк КВ. О том, как создавался этот монстр, и как себя проявил – в нашей сегодняшней публикации.

Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил по Советско-финляндской войне
Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил по Советско-финляндской войне

До сих пор существует ошибочное мнение, что «Климент Ворошилов» был создан во время «Зимней войны» для прорыва финских долговременных укреплений – прежде всего, знаменитой линии Маннергейма. Это, впрочем, не совсем так. Работы над танком начались еще со второй половины 1930-х гг. Тогда в СССР наконец-то было выработано понимание самой концепции танка прорыва. Танки такого типа должны были сокрушать мощные оборонительные сооружения, которые во время Первой мировой считались абсолютно неприступными.

Тяжелые танки должны были не только обладать мощным вооружением с пушками калибра 76 мм и 45 мм (хотя, как показал боевой опыт, для преодоления мощных инженерных оборонительных сооружений этого было явно недостаточно), но и броней не менее 75 мм по бортам. Она обеспечивала бы защиту не только от 47-мм пушки на всех дистанциях, но и от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 метров. Сначала появился «С.М. Киров» с двумя башнями. Однако начальник Автобронетанкового управления РККА комкор Дмитрий Григорьевич Павлов понимал, что у «Кирова» довольно много недостатков. Он выдвинул идею создания однобашенного танка прорыва.

Именно по настоянию Павлова на разработку такой машины на Кировский завод были направлены молодые конструкторы. Среди них выделялись Афанасий Семенович Ермолаев и Леонид Егорович Сычев. Главным конструктором нового танка, получившего к тому времени имя Клима Ворошилова (в честь народного комиссара обороны СССР), стал Николай Леонидович Духов.

Николай Леонидович Духов, 1945 г.
Николай Леонидович Духов, 1945 г.

На заводских испытаниях машина показала себя достаточно хорошо, хотя и были обнаружены многочисленные недоделки. В августе 1939 года был изготовлен первый экземпляр КВ. 29 ноября 1939 года, накануне войны, в 20-ю танковую бригаду для военных испытаний передали сразу три перспективных машины — СМК, Т-100 и КВ.

Опытный образец танка КВ (машина № У-О) перед отправкой в Москву, общий вид. Сентябрь 1939 года
Опытный образец танка КВ (машина № У-О) перед отправкой в Москву, общий вид. Сентябрь 1939 года

17 декабря «Клим Ворошилов» принял свой первый бой. Командовал боевой машиной испытатель Ленинградского Кировского завода воентехник 2-го ранга Геннадий Федотович Качехин. Результаты оказались весьма позитивными. Новую машину не смогла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Хотя после боя на броне танка обнаружили следы девяти попаданий бронебойных снарядов калибра 37-мм – ни один из них не смог вывести машину из строя. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с финскими ДОТами.

О результатах боевого использования нового танка сразу же доложили в Москву. Вечером 19 декабря 1939 года в Кремле было подписано постановление Комитета Обороны при СНК СССР за № 443 сс. Согласно ему, танк КВ принимался на вооружение Красной Армии. Это послужило одной из причин отказа от СМК и Т-100. Эти машины при примерно одинаковой мощности вооружения с «Ворошиловым» были хуже бронированы, являлись более сложными в производстве и тяжелыми, чем КВ. Впрочем, споров такое решение тоже вызвало немало.

Финнский трофейный КВ-1 // Finnish Wartime Photograph Archive (SA-kuva)
Финнский трофейный КВ-1 // Finnish Wartime Photograph Archive (SA-kuva)

В феврале 1940 года на Кировском заводе было начато серийное производство танков КВ. Для борьбы со сверхмощными оборонительными сооружениями появилась идея установить на его шасси 152-мм гаубицу. Новый танк получил обозначение КВ-2, а первый вариант машины стали именовать КВ-1.

Правда, «Зимняя война» скоро закончилась, и правительство Финляндии согласилось принять советские требования. Поставки же серийных танков КВ-1 и КВ-2 в воинские части начались только в августе 1940 года. Это, впрочем, уже совсем другая история…

В коллекции Центрального музея Вооруженных Сил имеются подлинные образцы танков КВ-1 и КВ-2, которые представлены на открытой площадке военной техники и вооружения. Кстати, настоящий КВ-2 сегодня можно увидеть только в экспозиции нашего музея. По мнению специалистов, ныне это единственный в мире подлинный образец второго «Ворошилова», представленный в музейном пространстве.

Событиям Советско-финляндской войны в ЦМВС посвящена отдельная экспозиция.