Как провести занятие по картине И.Шишкина "Утро в сосновом лесу".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Иван Шишкин "Утро в сосновом лесу".
Иван Шишкин "Утро в сосновом лесу".

Задачи: Связная речь: Учить детей составлять рассказ по пейзажной картине. Продолжать учить внимательно выслушивать рассказы сверстников.

Словарь: Обогащать словарь детей образными выражениями, словами (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, глухой, сумрачный лес; неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые медвежата), а также словами, обозначающими дифференцированные по степени выраженности качества (светло-зелёный, тёмно-зелёный, зеленоватый, серо-зелёный).

Грамматический строй речи: Учить образовывать и употреблять в речи сложные слова (светло-зелёный и т.п.).

Звуковая культура речи: Воспитывать выразительность речи.

Материал: репродукция картины «Утро в сосновом лесу» И.И.Шишкина; портрет И.Шишкина; магнитофонная запись мелодии, соответствующей настроению картины.

Ход занятия.

1.Сегодня наша группа превращается в музей. Что такое музей?

- Музей – это такой дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные и очень интересные предметы: картины, посуду, игрушки, книги, мебель и многое другое.

- У нас будет музей одной картины. Помните, что в музее вести себя нужно спокойно.

Воспитатель включает музыкальное сопровождение и открывает картину.

Дети рассматривают картину. Затем воспитатель делает тише звук магнитофона и читает стихотворение:

Сосны чуть ниже туч,

По стволам смола стекает,

И с утра на них играет

Золотистый солнца луч.

Музыка выключается.

2.Нравится вам эта картина?

- Видели ли вы её раньше?

- Кто нарисован в центре картины?

- Что делают медвежата?

- Какие медвежата? Давайте придумаем семь красивых слов о медвежатах. Я называю первое слово: забавные.

Дети добавляют определения.

- И всё-таки мне кажется, что главное в этой картине не эти симпатичные звери, а …что? (лес, деревья, сосны)

- Какие деревья изобразил художник? (сосны)

- Какие сосны на картине? (высокие, могучие, старые)

- Сосны до неба хотят дорасти,

Ветками небо хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

- Лес, в котором растут сосны, называют …как? – сосновый бор.

- Какими словами можно описать сосновый бор? Какой он?

- Какой основной, главный цвет на этой картине? (зелёный)

- Одинаковый ли везде на картине зелёный цвет? (нет)

- Какие оттенки зелёного вы видите?

- Как вы думаете, какое время суток, дня изображено на картине?

- Почему вы так думаете?

3.Представьте, что мы попали в этот сосновый бор, попали утром. Давайте пройдёмся по лесу. Что вы чувствуете?

- Что вы слышите?

- Присядьте, потрогайте траву, мох.

- Протяните руки утреннему солнцу.

- А теперь возвращаемся в наш «музей».

4.Хотите узнать имя и фамилию художника, который написал такую замечательную картину?

- Это – Иван Шишкин.

Показать портрет художника.

Иван Крамской "Портрет художника Ивана Шишкина".
Иван Крамской "Портрет художника Ивана Шишкина".

- Как вы думаете, как И.Шишкин назвал картину?

После вариантов детей сказать детям название картины.

- Глядя на картину, мы не видим и не слышим художника, но он всё-таки рассказывает нам о красоте леса. С помощью чего он рассказывает? (с помощью красок и кисти)

- Я услышала такой рассказ художника: «Ранним утром в чаще непроходимого дремучего леса резвятся три неуклюжих медвежонка. Рядом – их мама – медведица. Она внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат. Вокруг них дремучий сосновый бор. Деревья старые, могучие. Верхушки деревьев освещают первые лучи солнца. Кажется, что лес утопает в утреннем тумане. Как красив этот лес!»

5.А какой рассказ художника Ивана Шишкина слышите вы, когда смотрите на эту картину?

3-4 рассказа детей. Обратить внимание на «находки» детей: сломанное дерево, молодые деревья и т.п. («Наверное, художник шепнул это тебе на ушко, спасибо, что ты и нам сказал это»)

Картина оставляется в группе до вечера или на несколько дней (в зависимости от интереса детей).

В конце занятия или в свободное время можно прочитать детям рассказ Г.Ветровой " Сказка о лесном художнике".

СКАЗКА О ЛЕСНОМ ХУДОЖНИКЕ.

Много художников жило в Рос­сии, а мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на све­те любил изображать леса, реки, деревья... Всё вместе это называет­ся «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сия­ло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было краси­вое, сильное, здоровое.

Он и сам был такой — широко­плечий, с кудрявыми волосами и бо­родой, с большими сильными рука­ми. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот боль­шой держать. А он как возьмет ка­рандашик — его и не видно в тол­стых пальцах — да как станет листочки, корешки да веточки выри­совывать — глаз не оторвешь!

Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, ше­лестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит — залюбуется. Ши­рока, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся!

Вот пошел однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на всякие маленькие и большие чу­деса: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор уж больно красивый на­рисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит и сейчас же на ка­рандаш. Шел-шел, и не заметил, как забрел в глухую непролазную ча­щу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаюся на по­лянке, на поваленных стволах, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а ес­ли свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать — ну совсем, как ребятишки.

Стоит Шишкин, любуется, поше­велиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо словно руку тяжелую поло­жил. Оглянулся Шишкин и аж при­сел от неожиданности — стоит по­зади него громадная медведица. И подобралась-то ведь как тихонь­ко, он и не услышал. «Ну,— дума­ет, - пропал, брат Шишкин, конец тебе пришел».

А медведица-то вдруг наклонилась и... говорит ему толстым голосом:

- Это ты чей же будешь? Как звать-величать прикажешь?

- Ив-ван Ив-ванович, — только и смог прошептать Шишкин.

- Ну а меня Марья Михайловна зовут, — как ни в чем ни бывало ры­чит медведица. - Я, братец, тебя уж давненько знаю. Сколько раз ви­дала, как ты наш лес, деревья и цве­ты на бумагу переносишь, и они у тебя как живые. Человек ты, видать, не злой, не охотник, а то я бы тебя к своим медвежатам и на сто шагов не подпустила. Не как другие-прочие по лесу ходишь: костров не жжешь, малой ветки зря не сломаешь. Не иначе, ты тоже наш, лесной, будешь?

- Ну, лесной не лесной, а лес люб­лю, - говорит Шишкин.

- И чей же ты сын, кто твой ба­тюшка?

- Купец он, из Елабуги, - отве­чает Шишкин, а сам себя за руку щиплет: уж не снится ли ему весь этот разговор?

- А-а-а, - кивнула медведи­ца. - Знаю я те места. А чего ж ты-то сам в купцы не подался?

- Да не вышел из меня купец, засмеялся Шишкин. - Не торго­вый я, знать, человек. Все меня об­манывали. Батюшка смотрел-смот­рел, да и махнул на меня рукой. Езжай, мол, куда хошь, видно, не судьба тебе наследником моего дела стать. И поехал я в Москву на художника учиться.

- А долго ли по этой части учить­ся-то надо?

- До-о-лго, — махнул рукой Шишкин. - Много лет. Да и не все, кто учится, потом художниками на­стоящими становятся.

- А в других-то краях бывал? - спрашивает опять медведица.

Видно, делать-то ей особенно нече­го, вот и решила она с интересным человеком потолковать.

- Бывал, как же, - говорит Шишкин. - В разных странах чего только ни повидал, а такого просто­ра да красоты, как у нас, нигде не нашел.

И уж совсем было хотел ввер­нуть, что его недавно «царем леса» в газете назвали, да вовремя язык прикусил: брякнешь этак при мед­ведице, так, пожалуй, и греха не оберешься - небось, она сама себя лесной царицей считает. Да и по праву - нет в лесу никого старше да сильнее ее.

- Что, хороши у меня детки? - спрашивает медведица.

- Куда уж лучше, - улыбнулся художник.

- Вот и я говорю: таких медве­жат на всем свете не сыщешь. Вон какие здоровенькие да пригоженькие. Слышь-ко, Иван Иванович, на­рисуй мне на память моих детушек. Уж больно быстро растут - не ус­пеешь оглянуться, а их уже и след простыл, взрослыми медведями стали, в лес ушли. Встретишь - и не узнаешь. Нарисуй, а? А уж я тебе за это самые укромные места в лесу покажу, где меда да мали­ны видимо-невидимо, туда тебе ни за что самому не добраться.

- Да не умею я людей да зверю­шек рисовать, - испугался Шиш­кин. — Вот честное слово, не умею!

- Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! - осерчала медведица. - Умеешь рисовать, так и не скромничай! А то я тебя сейчас как ударю - из тебя и дух вон!

Видит Шишкин - дело плохо. Надо что-нибудь придумывать.

- Да ведь у меня тут ничего, кро­ме карандаша-то, и нет, - развел он руками. - А у медвежат твоих, смотри, глазки черные, шерстка бу­рая, подпалинки светлые, язычки розовые. И хочется, чтобы деревья зеленые были, чтобы солнышко зо­лотилось. Карандашом так-то не сде­лаешь. Отпусти ты меня домой, Ма­рья Михайловна! Там у меня краски разноцветные есть, я большую кар­тину напишу, да и тебя с детьми ту­да вставлю.

- И все меня с детишками увидят?

- Ну конечно! - отвечает Шиш­кин.

- А ведь мне-то все равно ниче­го не останется на память, - сооб­разила Марья Михайловна.

- Зато ее много людей увидят. Увидят, улыбнутся на твоих дету­шек, а там, может, и не выстрелят лишний раз в лесу, пожалеют вас, лесных жителей.

- Ишь ты! - усмехнулась медве­дица. - А не обманешь?

- Честное человеческое сло­во! - торжественно пообещал ху­дожник. - Да я тебе потом малень­кую картиночку с нее сделаю и вот сюда на полянку принесу.

- Ну, смотри, - погрозила мед­ведица. - Не привыкла я вам, лю­дям, доверять, да уж попробую, так и быть, поверю разок. Запомнил ты моих детушек?

Кивнул головой Шишкин, а на са­мом деле эти мишутки для него, что цыплята, все одинаковы. Нужно много времени, чтобы каждого рас­смотреть, нрав-характер распознать.

- Ну, ступай, - молвила медве­дица.- Поглядим, какое такое ваше слово человеческое.

Обрадовался Шишкин, но виду не показал. Поклонился с достоин­ством и пошел себе спокойно, не то­ропясь. А как домой вернулся, стал думать, что же теперь делать? Нехо­рошо ведь честное слово нарушать, даже если дал его лесному зверю. Да и какой же это простой зверь Марья Михайловна, коли по-чело­вечески, как мы с вами, разговари­вает? И начал Шишкин новую кар­тину писать. Большущий холст взял да все, что в тот день видел, на кар­тине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вы­вернутые, и, кажется, даже сам лес­ной воздух, на смоле да на травах настоянный. Все, как живое, вы­шло, все есть - но медвежата не получаются! Что-то похожее, ко­нечно, выходит - вроде игрушеч­ных плюшевых мишек, а вот таких, каких видел, - веселых, живых, озорных лесных детишек - напи­сать не получается. Да и Марью Михайловну не запомнил он со страху - так, что-то огромное, зубастое да лохматое.

Пришел тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий Кон­стантин Аполлонович. Увидел он, как Шишкин бьется-мучается, да решил другу помочь.

- Я, - говорит, - тебе этих медведей за милую душу нарисую, и никакая Марья Михайловна в жизни не догадается. Ты подумай, она что, в зеркало, что ли, смотрит­ся? Да и медвежат у нее каждый год по двое, по трое. Растут быстро, она их, поди, тоже не больно-то по­мнит. Главное, чтобы медведи, как живые, вышли, а для этого надо на них как следует посмотреть, неваж­но, где, да хоть бы и в цирке. Сказа­но - сделано. Получилась картина на славу. Сделал Шишкин малень­кую копию, отнес на поляну да и ос­тавил на том самом месте, где с мед­ведицей-то говорил. Пришел дня через два - картинки нет, а кто уж ее взял, Марья Михайловна, или грибник какой - неведомо.

Через несколько месяцев оказал­ся Шишкин как-то в компании охот­ников. Начались всякие охотничьи рассказы, а один вдруг и говорит:

- Слышь-ка, художник, какой у нас случай чудной вышел. Обло­жили мы недавно медвежью берло­гу, собак натравили, стали зверя из берлоги выгонять. Шум, гам, лай, медведь рычит, а выходить не хо­чет. А потом, ты только послушай, высунул он осторожно из берлоги огромную лапу, а в лапе той, не по­веришь, картинка! И на ней медведица с медвежатами в лесу изобра­жены летом.

- Да что ты! - поразился Шиш­кин. - Это же ведь моя картина была! И медведица та - моя зна­комая. Неужели у вас рука подня­лись в нее выстрелить?

- Ну что ж мы, совсем, что ли, никакого понятия не имеем, - оби­делся охотник. - Видим, зверь не простой, собак отозвали, ружья стволами вниз повесили, «выходи!», кричим. И вылезла огромадная мед­ведица, видно, старая уж, но еще могучая. К груди картинку прижи­мает и медленно так в сторону, в лес уходит. А потом поклонилась вроде, и слышь, Иван Иванович, ведь она как будто нам «спасибо» сказала. Я так точно слышал, что она по-чело­вечески нас поблагодарила, а вот приятель мой говорит, что почуди­лось мне. Не знаешь, кто прав-то из нас?

- Не знаю,- улыбнулся в усы Шишкин. - Медведь - он зверь не простой. Всякое бывает. - Голо­вой помотал, и добавил про себя: «Значит, и впрямь помогла ей моя картиночка. Ну и дела!»

А картина эта, что Шишкин с Са­вицким написали, знаменитая ста­ла. Вот какая слава Шишкину да Марье Михайловне выпала!