Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Задачи: Связная речь: Учить детей составлять рассказ по пейзажной картине. Продолжать учить внимательно выслушивать рассказы сверстников.
Словарь: Обогащать словарь детей образными выражениями, словами (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, глухой, сумрачный лес; неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые медвежата), а также словами, обозначающими дифференцированные по степени выраженности качества (светло-зелёный, тёмно-зелёный, зеленоватый, серо-зелёный).
Грамматический строй речи: Учить образовывать и употреблять в речи сложные слова (светло-зелёный и т.п.).
Звуковая культура речи: Воспитывать выразительность речи.
Материал: репродукция картины «Утро в сосновом лесу» И.И.Шишкина; портрет И.Шишкина; магнитофонная запись мелодии, соответствующей настроению картины.
Ход занятия.
1. –Сегодня наша группа превращается в музей. Что такое музей?
- Музей – это такой дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные и очень интересные предметы: картины, посуду, игрушки, книги, мебель и многое другое.
- У нас будет музей одной картины. Помните, что в музее вести себя нужно спокойно.
Воспитатель включает музыкальное сопровождение и открывает картину.
Дети рассматривают картину. Затем воспитатель делает тише звук магнитофона и читает стихотворение:
Сосны чуть ниже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотистый солнца луч.
Музыка выключается.
2. – Нравится вам эта картина?
- Видели ли вы её раньше?
- Кто нарисован в центре картины?
- Что делают медвежата?
- Какие медвежата? Давайте придумаем семь красивых слов о медвежатах. Я называю первое слово: забавные.
Дети добавляют определения.
- И всё-таки мне кажется, что главное в этой картине не эти симпатичные звери, а …что? (лес, деревья, сосны)
- Какие деревья изобразил художник? (сосны)
- Какие сосны на картине? (высокие, могучие, старые)
- Сосны до неба хотят дорасти,
Ветками небо хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
- Лес, в котором растут сосны, называют …как? – сосновый бор.
- Какими словами можно описать сосновый бор? Какой он?
- Какой основной, главный цвет на этой картине? (зелёный)
- Одинаковый ли везде на картине зелёный цвет? (нет)
- Какие оттенки зелёного вы видите?
- Как вы думаете, какое время суток, дня изображено на картине?
- Почему вы так думаете?
3. – Представьте, что мы попали в этот сосновый бор, попали утром. Давайте пройдёмся по лесу. Что вы чувствуете?
- Что вы слышите?
- Присядьте, потрогайте траву, мох.
- Протяните руки утреннему солнцу.
- А теперь возвращаемся в наш «музей».
4. – Хотите узнать имя и фамилию художника, который написал такую замечательную картину?
- Это – Иван Шишкин.
Показать портрет художника.
- Как вы думаете, как И.Шишкин назвал картину?
После вариантов детей сказать детям название картины.
- Глядя на картину, мы не видим и не слышим художника, но он всё-таки рассказывает нам о красоте леса. С помощью чего он рассказывает? (с помощью красок и кисти)
- Я услышала такой рассказ художника: «Ранним утром в чаще непроходимого дремучего леса резвятся три неуклюжих медвежонка. Рядом – их мама – медведица. Она внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат. Вокруг них дремучий сосновый бор. Деревья старые, могучие. Верхушки деревьев освещают первые лучи солнца. Кажется, что лес утопает в утреннем тумане. Как красив этот лес!»
5. – А какой рассказ художника Ивана Шишкина слышите вы, когда смотрите на эту картину?
3-4 рассказа детей. Обратить внимание на «находки» детей: сломанное дерево, молодые деревья и т.п. («Наверное, художник шепнул это тебе на ушко, спасибо, что ты и нам сказал это»)
Картина оставляется в группе до вечера или на несколько дней (в зависимости от интереса детей).
В конце занятия или в свободное время можно прочитать детям рассказ Г.Ветровой " Сказка о лесном художнике".
СКАЗКА О ЛЕСНОМ ХУДОЖНИКЕ.
Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете любил изображать леса, реки, деревья... Всё вместе это называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое.
Он и сам был такой — широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик — его и не видно в толстых пальцах — да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать — глаз не оторвешь!
Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит — залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся!
Вот пошел однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор уж больно красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит и сейчас же на карандаш. Шел-шел, и не заметил, как забрел в глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел! Кувыркаюся на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат, друг друга покусывают, а если свалятся и ударятся побольнее, то начинают жалобно пищать — ну совсем, как ребятишки.
Стоит Шишкин, любуется, пошевелиться боится, чтобы не спугнуть лесных шалунов. И вдруг кто-то ему на плечо словно руку тяжелую положил. Оглянулся Шишкин и аж присел от неожиданности — стоит позади него громадная медведица. И подобралась-то ведь как тихонько, он и не услышал. «Ну,— думает, - пропал, брат Шишкин, конец тебе пришел».
А медведица-то вдруг наклонилась и... говорит ему толстым голосом:
- Это ты чей же будешь? Как звать-величать прикажешь?
- Ив-ван Ив-ванович, — только и смог прошептать Шишкин.
- Ну а меня Марья Михайловна зовут, — как ни в чем ни бывало рычит медведица. - Я, братец, тебя уж давненько знаю. Сколько раз видала, как ты наш лес, деревья и цветы на бумагу переносишь, и они у тебя как живые. Человек ты, видать, не злой, не охотник, а то я бы тебя к своим медвежатам и на сто шагов не подпустила. Не как другие-прочие по лесу ходишь: костров не жжешь, малой ветки зря не сломаешь. Не иначе, ты тоже наш, лесной, будешь?
- Ну, лесной не лесной, а лес люблю, - говорит Шишкин.
- И чей же ты сын, кто твой батюшка?
- Купец он, из Елабуги, - отвечает Шишкин, а сам себя за руку щиплет: уж не снится ли ему весь этот разговор?
- А-а-а, - кивнула медведица. - Знаю я те места. А чего ж ты-то сам в купцы не подался?
- Да не вышел из меня купец, засмеялся Шишкин. - Не торговый я, знать, человек. Все меня обманывали. Батюшка смотрел-смотрел, да и махнул на меня рукой. Езжай, мол, куда хошь, видно, не судьба тебе наследником моего дела стать. И поехал я в Москву на художника учиться.
- А долго ли по этой части учиться-то надо?
- До-о-лго, — махнул рукой Шишкин. - Много лет. Да и не все, кто учится, потом художниками настоящими становятся.
- А в других-то краях бывал? - спрашивает опять медведица.
Видно, делать-то ей особенно нечего, вот и решила она с интересным человеком потолковать.
- Бывал, как же, - говорит Шишкин. - В разных странах чего только ни повидал, а такого простора да красоты, как у нас, нигде не нашел.
И уж совсем было хотел ввернуть, что его недавно «царем леса» в газете назвали, да вовремя язык прикусил: брякнешь этак при медведице, так, пожалуй, и греха не оберешься - небось, она сама себя лесной царицей считает. Да и по праву - нет в лесу никого старше да сильнее ее.
- Что, хороши у меня детки? - спрашивает медведица.
- Куда уж лучше, - улыбнулся художник.
- Вот и я говорю: таких медвежат на всем свете не сыщешь. Вон какие здоровенькие да пригоженькие. Слышь-ко, Иван Иванович, нарисуй мне на память моих детушек. Уж больно быстро растут - не успеешь оглянуться, а их уже и след простыл, взрослыми медведями стали, в лес ушли. Встретишь - и не узнаешь. Нарисуй, а? А уж я тебе за это самые укромные места в лесу покажу, где меда да малины видимо-невидимо, туда тебе ни за что самому не добраться.
- Да не умею я людей да зверюшек рисовать, - испугался Шишкин. — Вот честное слово, не умею!
- Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! - осерчала медведица. - Умеешь рисовать, так и не скромничай! А то я тебя сейчас как ударю - из тебя и дух вон!
Видит Шишкин - дело плохо. Надо что-нибудь придумывать.
- Да ведь у меня тут ничего, кроме карандаша-то, и нет, - развел он руками. - А у медвежат твоих, смотри, глазки черные, шерстка бурая, подпалинки светлые, язычки розовые. И хочется, чтобы деревья зеленые были, чтобы солнышко золотилось. Карандашом так-то не сделаешь. Отпусти ты меня домой, Марья Михайловна! Там у меня краски разноцветные есть, я большую картину напишу, да и тебя с детьми туда вставлю.
- И все меня с детишками увидят?
- Ну конечно! - отвечает Шишкин.
- А ведь мне-то все равно ничего не останется на память, - сообразила Марья Михайловна.
- Зато ее много людей увидят. Увидят, улыбнутся на твоих детушек, а там, может, и не выстрелят лишний раз в лесу, пожалеют вас, лесных жителей.
- Ишь ты! - усмехнулась медведица. - А не обманешь?
- Честное человеческое слово! - торжественно пообещал художник. - Да я тебе потом маленькую картиночку с нее сделаю и вот сюда на полянку принесу.
- Ну, смотри, - погрозила медведица. - Не привыкла я вам, людям, доверять, да уж попробую, так и быть, поверю разок. Запомнил ты моих детушек?
Кивнул головой Шишкин, а на самом деле эти мишутки для него, что цыплята, все одинаковы. Нужно много времени, чтобы каждого рассмотреть, нрав-характер распознать.
- Ну, ступай, - молвила медведица.- Поглядим, какое такое ваше слово человеческое.
Обрадовался Шишкин, но виду не показал. Поклонился с достоинством и пошел себе спокойно, не торопясь. А как домой вернулся, стал думать, что же теперь делать? Нехорошо ведь честное слово нарушать, даже если дал его лесному зверю. Да и какой же это простой зверь Марья Михайловна, коли по-человечески, как мы с вами, разговаривает? И начал Шишкин новую картину писать. Большущий холст взял да все, что в тот день видел, на картине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вывернутые, и, кажется, даже сам лесной воздух, на смоле да на травах настоянный. Все, как живое, вышло, все есть - но медвежата не получаются! Что-то похожее, конечно, выходит - вроде игрушечных плюшевых мишек, а вот таких, каких видел, - веселых, живых, озорных лесных детишек - написать не получается. Да и Марью Михайловну не запомнил он со страху - так, что-то огромное, зубастое да лохматое.
Пришел тут в гости к Шишкину его друг, художник Савицкий Константин Аполлонович. Увидел он, как Шишкин бьется-мучается, да решил другу помочь.
- Я, - говорит, - тебе этих медведей за милую душу нарисую, и никакая Марья Михайловна в жизни не догадается. Ты подумай, она что, в зеркало, что ли, смотрится? Да и медвежат у нее каждый год по двое, по трое. Растут быстро, она их, поди, тоже не больно-то помнит. Главное, чтобы медведи, как живые, вышли, а для этого надо на них как следует посмотреть, неважно, где, да хоть бы и в цирке. Сказано - сделано. Получилась картина на славу. Сделал Шишкин маленькую копию, отнес на поляну да и оставил на том самом месте, где с медведицей-то говорил. Пришел дня через два - картинки нет, а кто уж ее взял, Марья Михайловна, или грибник какой - неведомо.
Через несколько месяцев оказался Шишкин как-то в компании охотников. Начались всякие охотничьи рассказы, а один вдруг и говорит:
- Слышь-ка, художник, какой у нас случай чудной вышел. Обложили мы недавно медвежью берлогу, собак натравили, стали зверя из берлоги выгонять. Шум, гам, лай, медведь рычит, а выходить не хочет. А потом, ты только послушай, высунул он осторожно из берлоги огромную лапу, а в лапе той, не поверишь, картинка! И на ней медведица с медвежатами в лесу изображены летом.
- Да что ты! - поразился Шишкин. - Это же ведь моя картина была! И медведица та - моя знакомая. Неужели у вас рука поднялись в нее выстрелить?
- Ну что ж мы, совсем, что ли, никакого понятия не имеем, - обиделся охотник. - Видим, зверь не простой, собак отозвали, ружья стволами вниз повесили, «выходи!», кричим. И вылезла огромадная медведица, видно, старая уж, но еще могучая. К груди картинку прижимает и медленно так в сторону, в лес уходит. А потом поклонилась вроде, и слышь, Иван Иванович, ведь она как будто нам «спасибо» сказала. Я так точно слышал, что она по-человечески нас поблагодарила, а вот приятель мой говорит, что почудилось мне. Не знаешь, кто прав-то из нас?
- Не знаю,- улыбнулся в усы Шишкин. - Медведь - он зверь не простой. Всякое бывает. - Головой помотал, и добавил про себя: «Значит, и впрямь помогла ей моя картиночка. Ну и дела!»
А картина эта, что Шишкин с Савицким написали, знаменитая стала. Вот какая слава Шишкину да Марье Михайловне выпала!