Вспоминаем шедевр Джосса Уидона
Многие телевизионные сериалы закончились куда раньше, чем хотелось бы их фанатам. Одним из самых печально известных примеров может служить «Светлячок», решение о закрытии которого канал Fox принял после премьеры всего лишь одиннадцатой серии — из четырнадцати снятых. Тем не менее, космический вестерн Джосса Уидона не забыт и спустя два с лишним десятилетия. Недаром с завидной регулярностью возникают разговоры о его перезагрузке — правда, пока дальше слов дело не идет. С теплотой вспоминаем о сериале и мы, а потому решили напомнить о его короткой, но яркой истории. А еще — о том, как она продолжилась в иных форматах.
Космический Дикий Запад
В начале XXI века Джосс Уидон находился на пике своей телевизионной карьеры. Огромной популярностью пользовалась «Баффи — истребительница вампиров», которая завоевала популярность благодаря колоритным персонажам, остроумным диалогам и ярким сюжетам, зачастую ловко обыгрывающим одновременно штампы историй о вампирах и американских школах. Успешно стартовал и «Ангел» — спин-офф «Баффи», рассказывающий о вампире, наделенном душой.
В 2000 году Гейл Берман, которая была одним из продюсеров этих сериалов, возглавила развлекательное подразделение компании Fox. Вскоре она пришла в гости к Уидону с предложением снять что-то для ее нового работодателя. Шоураннер обещал подумать и через некоторое время предложил Берман концепцию космического вестерна о похождениях небольшой группы героев, живущих на фронтире и пытающихся просто сводить концы с концами.
Действие «Светлячка» разворачивается в начале XXVI века в крупной звездной системе, где человечество терраформировало и заселило множество планет и спутников. Правда, если на одних мирах возведены футуристические города, а люди наслаждаются благами технологий будущего, то на других обитатели живут примерно в тех же условиях, что пионеры Дикого Запада.
Формально система объединена в Альянс, хотя далеко не всем по вкусу его власть, и за несколько лет до начала «Светлячка» полыхала война между центральным правительством и планетами, стремившимися сохранить независимость. Из конфликта, явно навеянного американской Гражданской войной, Альянс вышел победителем, но его контроль над окраинами остается номинальным: там процветает беззаконие и преимущественно заправляют местные криминальные боссы.
Главный герой сериала, капитан маленького звездного корабля «Серенити» класса «Светлячок» Малькольм Рейнольдс — один из ветеранов той войны. Мэл, как и старпом Зои, сражались на стороне проигравших и теперь просто пытаются сводить концы с концами, что получается у них с большим трудом. Малькольм и его небольшая команда вынуждены браться за любую работу — часто не вполне законную и почти всегда крайне рискованную, а потому с завидной регулярностью герои влипают в различные неприятности.
Самоуверенного, падкого на деньги, но находчивого и верного своей команде Мэла сыграл Натан Филлион, для которого эта роль стала знаковой. Кроме решительной и отважной Зои в экипаже корабля — еще несколько колоритных и запоминающихся личностей. Легкомысленный и неунывающий пилот Уош, искренняя, оптимистичная и немного наивная механик Кейли, корыстный и недалекий наемник Джейн, обаятельная красавица-гейша Инара и мудрый пастор Бук с таинственным прошлым. Начинается же «Светлячок» с того, что на борту корабля оказываются врач Саймон и его странная сестра Ривер, находящиеся в бегах.
Вернее, сериал должен был начинаться с того, что на борту корабля появляются два новых героя. Как и остальные члены команды, они — отщепенцы, у которых нет практически ничего за душой. Однако руководству Fox не понравился пилотный эпизод, что стало одним из первых тревожных звоночков, предвещавших печальную судьбу шоу. Телеканал настоял, чтобы показ «Светлячка» начался с другой серии, посчитав, что в пилоте недостает действия и зрелищности. Поэтому первым на телеэкраны вышел эпизод с классическим для вестерна сюжетом — об ограблении поезда. Экшена тут действительно было больше, но нарушалась стройная структура повествования, которое должно было начинаться со знакомства с героями.
Последующие серии канал также выпускал не в хронологическом порядке, а пресловутый пилотный эпизод вообще вышел в последний день показа «Светлячка». Стоит ли говорить, что хаотичный выпуск сериал не помогал зрителям погрузиться в мир, придуманный Уидоном?
Вдобавок канал крайне невнятно рекламировал сериал и поставил «Светлячка» в очень неудачный временной слот, который практически обрекал шоу на скромные рейтинги.
Джосс Уидон рассчитывал, что сериал станет таким же долгоиграющим, как «Баффи» и продлится семь сезонов. И даже по короткому первому сезону чувствуется, что создатель шоу закладывал фундамент, на котором впоследствии мог бы выстроить продолжительные и многослойные конфликты. Однако единственный выпущенный сезон был построен по принципу «один эпизод — одно приключение». Герои влипали в очередную передрягу — чаще всего из-за желания заработать или каких-то поступков, совершенных в прошлом одним из них. И в этой же серии так или иначе выпутывались из неприятностей.
К сожалению, стартовые рейтинги сериала не впечатлили начальство Fox, и еще до завершения сезона было объявлено, что «Светлячок» не получит продолжения.
Второй шанс — на большом экране
Сериалы на американском телевидении регулярно закрываются, едва успев начаться, — в этом отношении судьба «Светлячка» отнюдь не уникальна. На фоне других шоу, отмененных вскоре после старта, он выделяется тем, что сумел стать по-настоящему культовым и даже возродиться в новых форматах.
Очень живые, многогранные и интересные персонажи, отличные актеры, искрометные диалоги, множество запоминающихся моментов, а также сюжеты, которые основаны на жанровых штампах, но при этом способны удивлять и не на шутку увлекать, — все эти качества принесли «Светлячку» любовь фанатов.
Уидону не удалось пристроить сериал на какой-нибудь другой канал. Зато поклонники активно раскупали DVD-издание «Светлячка», и это убедило студию Universal вложиться в производство полнометражного фильма. Если шоу было названо в честь класса корабля, на котором летали герои, то кино Уидон окрестил по имени судна — Serenity.
Конфликт картины был выстроен вокруг Саймона и Ривер, на которых вел охоту безымянный оперативник Альянса, что, конечно, оборачивалось для Мэла и его команды новыми смертельно опасными приключениями. Фильм, получивший в российском прокате название «Миссия “Серенити”», стал дебютом Джосса Уидона в качестве режиссера полнометражного кино. Уидону удалось сохранить достоинства, за которые ценили оригинальный сериал, а масштаб и зрелищность вышли на новый уровень — несмотря на скромный по меркам большого кино бюджет в 39 миллионов долларов.
Увы, «Миссия “Серенити”» в сущности повторила судьбу «Светлячка». С одной стороны, картина завоевала любовь фанатов, с другой — провалилась в прокате и хотя бы окупить свой производственный бюджет смогла лишь после выхода на домашних носителях.
С экранов на страницы
Конечно, Уидону регулярно задают вопросы о возможном продолжении «Светлячка», на которые он, впрочем, не может ответить ничего конкретного. То и дело возникают слухи о перезапуске франшизы — особенно активно они ходили после того, как компания Fox влилась в медиаимперию Disney. Однако пока перспективы возвращения Мэла сотоварищи на экраны, будь то большие или телевизионные, остаются туманными. Нереализованными остались и планы по созданию двух онлайновых игр во вселенной «Светлячка» — они были анонсированы, но почили в бозе, не добравшись до релиза.
Зато приключения команды вовсю продолжаются на страницах графических историй и книг. Сам Уидон, имеющий богатый опыт работы сценаристом комиксов, стал соавтором мини-серии «Серенити. О тех, кто остался». Ее сюжет изначально предназначался для анимационного фильма. Когда студия Universal отказалась от этой идеи, историю все же не забросили — сделали по ней комикс, который служит своего рода мостиком между сериалом и «Миссией “Серенити”».
Еще одна мини-серия, над которой трудился сам Уидон, — «Серенити: Лучшие времена» — рассказывает о редкой ситуации, когда героям улыбнулась удача и им удалось сорвать большой куш. Но даже внезапный успех оборачивается для Мэла и его друзей крупными неприятностями.
Роль автора вселенной «Светлячка» в создании других сюжетов сводится уже к консультированию. Впрочем, этого достаточно, чтобы они считались каноничными. События некоторых из этих историй происходят уже после финала «Миссии “Серенити”», и они развивают и вселенную в целом, и личные линии персонажей.
Но большинство комиксов и романов посвящены более ранним временам и рассказывают об отдельных приключениях команды. Например, одна из книг скроена по лекалам «Великолепной семерки» — в ней герои берутся защитить деревню от бандитов. А в другом романе Мэл и его команда отправляются на поиски одного из кораблей поколений, доставивших человечество в звездную систему, где происходит действие сериала.
Книги и комиксы в большинстве своем хранят верность духу и стилю оригинального шоу и показывают, что еще мы могли бы увидеть в «Светлячке», если бы он продолжил выходить хотя бы несколько лет. И читая их, конечно, вдвойне жалеешь, что этого не произошло.
Хотя «Светлячок» шел очень недолго, он оставил глубокий след в истории телевизионной фантастики и сердцах поклонников. Более того, он с честью прошел проверку временем — даже спустя двадцать с лишним лет после премьеры сериал не растерял своего очарования. И если вы с ним еще не знакомы, но любите космические приключения, то мы смело можем рекомендовать вам посмотреть «Светлячка».