Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Гл. 3 Училище

Pilot 767 Начало: https://dzen.ru/a/ZfcOCwPJj3LVDmaJ Очень жаркое утро. Железнодорожный вокзал города Сасово. Выхожу на привокзальную площадь, ни автобусов, ни такси. Спросил прохожего как мне попасть в училище. Он мне показал на людей, идущих вдоль железнодорожного полотна, и сказал идти за ними, не промажу. Дошли до ж/д моста через реку, спустились к реке, а там канатная переправа, небольшой понтон, загрузились и перебираем трос, впереди высокий берег. Наверху, наверное, ворота с КПП в училище!? Это были мои ожидания, но наверху был высокий забор и дыра в этом заборе. И ворота, и КПП есть, но не здесь. Через дыру попали на территорию училища, добрались до кабинета в здании администрации, где сидели девушки и принимали документы у прибывших. Первый вопрос поставил в тупик:
- “ Ты на 2 года пойдешь или на 3?” -” А в чем разница?” -” На 2 года и 1 месяц обучение только на Ан-2, а на 2 года и 10 месяцев п
Оглавление

Pilot 767

Начало: https://dzen.ru/a/ZfcOCwPJj3LVDmaJ

Сасовское летное училище гражданской авиации
Сасовское летное училище гражданской авиации

Очень жаркое утро. Железнодорожный вокзал города Сасово. Выхожу на привокзальную площадь, ни автобусов, ни такси. Спросил прохожего как мне попасть в училище. Он мне показал на людей, идущих вдоль железнодорожного полотна, и сказал идти за ними, не промажу. Дошли до ж/д моста через реку, спустились к реке, а там канатная переправа, небольшой понтон, загрузились и перебираем трос, впереди высокий берег. Наверху, наверное, ворота с КПП в училище!? Это были мои ожидания, но наверху был высокий забор и дыра в этом заборе. И ворота, и КПП есть, но не здесь. Через дыру попали на территорию училища, добрались до кабинета в здании администрации, где сидели девушки и принимали документы у прибывших. Первый вопрос поставил в тупик:
- “ Ты на 2 года пойдешь или на 3?”

-” А в чем разница?”

-” На 2 года и 1 месяц обучение только на Ан-2, а на 2 года и 10 месяцев первоначальное обучение на Як-18Т, а потом или на Ан-2 или на Ан-24”

Ан-24 я пропустил мимо ушей, услышал самое главное -Як-18, а это же пилотаж!!

-” Конечно на 2 и 10!”

-” Все, записали, вот направление, сейчас в санчасть, там скажут куда дальше”

В санчасти всем суют градусник, температура у всех выше 37, на улице пекло под 40 градусов. Попал наконец в расположение своей эскадрильи, где уже собралось не мало ребят. На следующий день уже все будущие курсанты приехали и после обеда нас всех вновь прибывших, а это порядка 500 человек построили на плацу. День был в самом разгаре, жара стояла ужасная. Стояли мы часа четыре на солнцепеке, несколько человек унесли в санчасть, остальных отправили в свои расположения. И это был естественный отбор, тех ребят в наших рядах уже не было. Нас всех побрили, одели, обули, опять все прошли медкомиссию и оправили всех в колхозы на уборку урожая. Во второй половине сентября вернулись из колхозов и началась учеба. Командовали нами офицеры, ходили в наряды, в караул. Утром подъем и зарядка на плацу с голым торсом, можно было выйти в нательном, но это уже зимой. Частенько отправляли на какие-то работы, чаще на разгрузку угля из вагонов. За это за училищем закрепилось название “Трудовая колония с летным уклоном”, но мы не роптали, все было интересно, даже соревнования устраивали какая группа быстрее разгрузит вагон. В это же время в училище проходили обучение иностранцы. Учились болгары, несколько человек из Африки, среди них был сын президента Уганды Иди Амина. Когда папашу свергли сынок тоже пропал. Для иностранцев была построена отдельная столовая пристройкой к нашей курсантской и обслуживали ее официанты. Но все блюда для них носили через всю нашу столовую. Нас кормили как солдат в армии, столы были на 10 человек с лавками с двух сторон. И вот у нас перловая каша, а мимо нас идет официантка с подносом, на котором отбивная с жаренной картошечкой, салатик со сметанкой, кофе. Это было довольно трудно переживать, и чем дальше, тем труднее. Меню у нас разнообразием не блистало, мы конечно не голодали, но покушать чего-нибудь более-менее домашнего хотелось постоянно. Самыми шикарными были периоды, когда из нашей роты выделяли ребят для дежурства на кухне. И после отбоя ребята приносили большую кастрюлю жаренной картошки. Свет в нашей “комнатке” на 100 человек включать было уже нельзя, тут же прибежит дежурный офицер, поэтому картошечку ели в темноте, было так вкусно! Выручали посылки из дома, в них всегда и в основном была еда. Прислала мне мама как-то посылку с трехлитровой банкой сгущенного молока и салом. У нас с товарищем моим Пашкой был так называемый “химак”- комната в полуподвальном помещении УЛО, мы там делали аэродинамическую трубу по просьбе Зинаиды Яковлевны Лабковской, нашего преподавателя по аэродинамике. Притащили мы в химак посылку, поели, а теперь самое сложное, надо было убрать продукты так, чтобы до них не добрались мыши, а их там было довольно много. В химаке была одна полка под самым потолком. Товарищ встал мне на плечи, поставил банку на эту полку, а сало положил на полиэтиленовую крышку банки. Потолок почти в трех метрах, до полки голые стены, никакая мышь не достанет. Это мы так думали. Вернулись вечером принять десерт перед сном, Пашка залез мне на плечи, взял банку и разразился такой бранью, как последний портовый грузчик. Я под ним, ничего понять не могу. Кое как я добился от него ответа на вопрос: ”Что случилось?”

-“Эта....мышка ела сало....”-пауза и с прискорбием-” И утонула в сгущенном молоке”

По середине куска сала была проедена дырочка, потом такая же дырочка была в крышке ну и мышка уже мертвая от обжорства плавала в банке с молоком. Мы купать ее в чае не стали, так выбросили, нехай подавится. После пришлось применять уже металлическую защиту от этих тварей.

Так прошел первый учебный год, рота наша стала эскадрильей, на смену офицерам пришли инструкторы, командиры звеньев, командир эскадрильи и командир отряда. Нас разделили на летные группы и вот первый день на аэродроме каждая группа у своего самолета Як-18Т, моем, чистим, заправляем. Завтра первый день и будет только руление. В самый разгар процесса подготовки самолета подошла сильнейшая гроза, кто успел, залезли в кабину, кто не успел под крылья. Я на правой чашке, на левую заскочил наш инструктор, на задний диван залезли трое. Вдруг инструктор спрашивает, кто бы сейчас вот взял и полетел бы. Утвердительно ответил я и Леха из Самары. Сидим, дождь хлещет, молчим. Через некоторое время гроза кончилась и инструктор, вылезая из кабины зло, сквозь зубы пробурчал:” Два трупа бы бл.... было!” и ушел.
После обеда все группы расположились в своих беседках, ждем инструкторов на разбор и постановку задач на завтра. Наш приходит и тут же мне выдает, что так мол и так, если завтра сядешь и без замечаний выполнишь руление, будешь первым всегда, а если нет пеняй на себя, будешь в полной ж.... То ли я более уверенно назвался летчиком, чем Леха, но все это коснулось только меня. Второго ”трупа” последствия не коснулись. На следующий день инструкторы вырулили в “квадрат”, нас подвезли на бортовой машине. И в это время в квадрат пришел какой-то парень в форме и просит наших начальников выделить ему хлопцев, чтобы помочь вытащить их Ан-2, они сели и провалились одним колесом в яму. Как не помочь, сейчас сделаем. От нашей группы поехал я. К училищу примыкает огромная поляна, самолет далеко, пока доехали, пока вытащили его из ямы, пока облазили его, а это был “химик”. Я залез в кабину, вонь невозможная, лобовое стекло так заляпано, что почти ничего не видно. Я спросил командира как же они летают с такими грязными стеклами? “А что я там не видел?!”- ответил он.

Когда мы вернулись, вся моя группа уже выполнила руление, самолет стоял с открытой левой дверью, двигатель на малом газе, на правой чашке сидел инструктор и читал газету. Я залез в кабину, пристегнулся, закрыл дверь, смотрю на инструктора, жду указаний, а он внимательно продолжает читать газету. Понимая, что условие мне поставлены на полном серьезе запрашиваю руление, получаю от РП разрешение, снимаю самолет с тормозов, чуть газанул и поехал. Вижу, что самолет начинает уходить вправо парирую уход педалями и подтормаживанием, впереди маршрута четыре поворота и остановка между флажками на финише. Останавливаю самолет на финише, инструктор убирает наконец газету и говорит мне рулить на стоянку. В руление он не вмешивался вообще, у меня все получилось. Когда через год я рулил на Ан-2 я понял, что на Ан-2 у меня бы ничего не получилось в первый раз, на Анушке рулить гораздо сложнее.

Надо отдать должное инструктору, он выполнил все свои “угрозы”. На следующий день первым в группе полетел я и самостоятельно в группе вылетел первым тоже я, но третьим в эскадрилье. К тому же вылетел я самостоятельно с налетом меньше, чем было записано в летной книжке, мой налет шел тем, у кого мало что получалось, по профнепригодности у нас никого не списывали, к сожалению, но я это все понял гораздо позднее.

В самом конце летных тренировок на Як-18Т после очередного дня полетов сидим в своей беседке в ожидании инструктора. Он прибежал, достал лист бумаги и сообщил, что сегодня нужно подать список тех, кто продолжит обучение на Ан-24 и обращается ко мне: -” Я тебя записываю?” Нет, говорю, в авиации надо начинать сначала. Он повертел пальцем у виска и обозвал меня дураком. Итак, ребят, которых утвердили для обучения на Ан-24 перевели в другой отряд, теорию они прошли в училище, а летную практику поехали проходить в Кировоград. А мы продолжили обучение на Ан-2.

В первой декаде марта выдался отпуск и я, конечно, поехал домой в Красноярск. Сижу в Домодедово, ем купленную в буфете булочку, запиваю чаем, а напротив окна стоит Ил-18, его готовят к полету. Думаю, доем булочку и пойду узнаю куда собирается лететь этот самолет, вдруг по пути. Привезли пассажиров, загрузили, я продолжаю кушать, трап стоит, никакого движения нет. Доел, трап стоит. Пошел я к самолету, поднялся по трапу, спрашиваю у стюардесс маршрут, говорят, что в Красноярск. Я в кабину, первый салон совершенно пустой, весь экипаж в кабине. Обращаюсь к командиру, представился, прошу взять меня с собой. Командир отвернулся и начал нудеть, что меня мог кто-то увидеть, что зайцев возить не хорошо и т.д. и т.п. Второй пилот повернулся ко мне и машет рукой в сторону кресел. Ну я и сел. Через некоторое время убрали трап, самолет отбуксировали, экипаж запустил двигатели и порулил к полосе. На предварительном старте полосы 32 левая из кабины вышел бортмеханик, открыл переднюю дверь, вытащил стремянку и попросил меня на выход. Утро 8 мая, снег и ветер, самолет улетел, до аэропорта километра два. Я шел по рулежке, мимо меня рулили самолеты, холодно ужасно. К аэропорту подошел, только слезы не лились, обидно было до жути. Догоняет меня довольно молодой пилот, веселый такой, песенку напевает. “Ты откуда такой?”-спрашивает. С предварительного старта, говорю. “А ты как туда попал то?” Ну я ему и рассказал все. Пошли, говорит, со мной. Подходим к Ил-18, поднимаемся по трапу, в салоне сидит весь экипаж, всем хорошо за 45. Вот, говорит мой спутник, он же оказался командиром, курсант, будущий пилот, возьмем до Красноярска? Экипаж дружно ответил, что возьмем. Весь полет я провел в кабине пилотов. И кормили меня и поили, полет прошел замечательно! К сожалению, фамилии ни того, ни другого командира в памяти не сохранились.

Перед самым началом полетов на Ан-2 небольшую группу курсантов, в числе которых был и я послали на разгрузку каких-то железяк, и я прилично повредил там палец на руке, пришлось обращаться в медсанчасть и от полетов я был отстранен. Палец заживал довольно долго, многие уже вылетели самостоятельно. И вот наконец то меня допустили к полетам и рано утром я со всеми отправился на летное поле. Вся моя группа летает, а я сижу в квадрате, инструктор как будто забыл про меня. Все отлетали, инструктор вылез из самолета, махнул мне: “ Иди, готовься.” Залез я в самолет, сел в левое кресло, пристегнулся, слышу, что закрылась дверь и в кабину залезает командир звена. Сделали шесть полетов по кругу, слетали в зону, покрутились там, потом полетели в еще в одну зону, КЗ поставил мне задачу показать ему пролет на высоте 5 метров над поляной и пролет на высоте 1 метр. Я вроде все это выполнил. Сели, зарулили в квадрат, КЗ хлопнул меня по плечу, сказал не выключать двигатель, ждать и ушел. Через некоторое время закрывается дверь и в кабину лезет курсант из нашей группы. Чего приперся, спрашиваю. КЗ, говорит, меня послал к тебе в качестве второго пилота, полетели. Вот так я вылетел самостоятельно на Ан-2. А вечером на разборе инструктор сказал, что я со своим долбанным пальцем тянул какие-то там показатели отряда вниз и была поставлена задача выпустить меня самостоятельно сегодня, но так как инструктор у нас был ну очень молодой, поэтому задачу эту выполнить взял на себя командир звена.

В середине августа под вечер иду я по дороге в сторону КДП, рядом тормозит УАЗик начальника училища, дверь открылась, команда: “Курсант, в машину!” Выехали на летное поле, дал мне начальник два флажка. Сейчас, говорит, самолеты садиться будут, ты их в рядочек устанавливай. Один за другим стали садиться Ан-24, зарулили по моим командам, открылись двери, а там наши ребята курсанты в белых рубашках с галстуками, брючки наглаженные, чистенькие все такие, довольные. И я стою в летной робе, на ногах “гады”— это такие кирзовые ботинки. Затащили меня ребята в самолет, а там диваны, зеркала, самолеты, видимо, из правительственного отряда в Кировоградское училище передавали. И вот тут в моей голове первый раз промелькнули сомнения насчет начинания в авиации с начала, но уже ничего не поделаешь.

Полеты закончились, начались военные сборы, переодели нас в военную форму, летный состав поменялся на офицерский, курс молодого бойца, торжественное принятие присяги. Немного повоевали, опять переоделись, пришла зима и начались зимние учебные полеты уже на лыжном шасси. Закончились полеты, началась подготовка к выпускным госэкзаменам, распределение на работу, экзамены, получение формы, подгонка, перешивание и вот мы уже красивые с дипломами в карманах разъезжаемся по домам, окончательные прощания наша эскадрилья перенесла в Москву, на Арбате закупили кафе и в процессе гуляния один за другим отбывали, кто в аэропорт, кто на ж/д вокзал. Так и закончилась наша курсантская жизнь, впереди у каждого была своя жизнь.

Продолжение: https://dzen.ru/a/ZhQUMDK1KjiE6k5F

Предыдущая часть:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Pilot 767 | Литературный салон "Авиатор" | Дзен