Найти тему
Нагайна

Беспечность и короткая память

Или о 90-х, которые начали забывать, а тридцатилетние и не могут их толком помнить.

Скорблю и соболезную погибшим и пострадавшим. Очень надеюсь на скорое и адекватное наказание всех причастных. И катастрофически боюсь повторения подобного, где угодно.

Я частенько ввязываюсь в интернетные споры, этого уже не переделать, а вот срач оживлённую дискуссию, произошедшую недели две-три назад не додумалась ни заскринить, ни сохранить ссылки, просто поплевалась, поудивлялась, и как говорится, дальше пошла. А дискуссия была о том, что спецтранспорту разрешили таранить припаркованные во дворах машины - большинство комментаторов были согласны, что водители скорой или пожарной машин должны в первую очередь думать о выполнении своей непосредственной работы, а не о мятых крыльях чужих иномарок, стоящих вдоль и поперёк, но находились и те, которые активно сочувствовали бедным планктонам с кредитными машинами, кого заранее записали в жертвы. И тогда я напомнила, что это уже БЫЛО - в девяностых запрещали ставить во дворах вообще любой транспорт. И вовсе не из-за помех для скорой, милиции или пожарных. И подвалы с чердаками закрыли на амбарные замки не из-за бомжатских клубов по интересам и н@ркоманских сообществ, а из-за бородатых "садовников", которые по всей стране растаскивали "удобрения" в мешках по подвалам и чердакам многоэтажек, и парковали микроавтобусы и грузовички, в кузовах которых лежали совсем не грабли с лопатами. Так вот, в том обсуждении какой-то юный пионер начал требовать ссылку на нормативный документ, в котором была запрещена парковка рядом с домами. Я взбесилась, ответила что-то в духе: "Деточка, какая может быть ссылка на какой угодно документ, почти тридцатилетней давности? Заинтересовало - ищи, если нигде не забанили. Я тогда работала на 286-м компьютере с нортоном, радовалась установленному "Лексикону" и струйному принтеру, а про интернет слышала только краем уха!". Ну, дальше беседа перетекла в безобразие, я слилась из этого не продуктивного спора, а потом крепко задумалась.

Забыли мы, и расслабились, и вот этому поколению, которым на любой чих подавай ссылки заверенные у нотариуса, не донесли весь ужас того, что творилось тогда. Уверенность, что что-то подобное Крокусу случится, появилась уже давно, слишком много сходства с началом 90-х. В последнее время понеслось по нарастающей и количество пойманных малолетних "дарований", поджигавших релейные шкафы на железной дороге, и "идейных" личностей, готовивших теракты и поджоги военкоматов. Рано или поздно что-то должно было случиться, это тот случай, когда количество перерастает в качество. На сотню предотвращённых найдётся один не выявленный, слишком много этих уродов. И, как в 91-92 году, на них особо не обращали внимания, так и сейчас.

Конечно, те, кому надо, накопили огромный опыт в противодействии всей этой мерз@сти, и они, как раз-таки, всё помнят и выводы делают, а вот подавляющее большинство обывателей спят спокойно, ходят на концерты и народные гуляния, в полной уверенности, что есть такие люди, которые ничего не допустят. А зря. Нет, конечно не стоит пугаться каждой тени, но замечать странности должны вообще все. Эти одиннадцать уродов (цифра взята из последних официальных сообщений) не телепортировались, неизвестно откуда, на пару часов, устроить то, что устроили, подготовка к такому занимает и время, и прочие ресурсы. Они где-то жили, что-то ели, им нужны были деньги, они что-то получали на почте или в озоне (фигурально выражаясь). А в обществе у нас до сих пор ведётся так, что вездесущие бабки на лавке заметят, как Манька из третьего подъезда повела любовника, но не поинтересуются, что это за бородатые мОлодцы таскают сумки и рюкзаки в съёмную квартиру, и даже не сообщат втихаря участковому о подозрительной активности.

Хоть у нас и крестятся только после грянувшего грома, но, почему-то не помнят, что этих громов уже гремело просто несчитано, и, всё-таки, лишний раз перекреститься - рука не отвалится. Кто сейчас вспоминает про угнанные и взорванные автобусы, в том числе и с детьми, самолёты, ограбленные поезда? Минводы, Ростов? "Норд-Ост" помнят. Но забыли про дома в Москве и Волгодонске, Кизляре, Махачкале. Даже Буденновск, Беслан, метро в Москве и Питере, вокзал и троллейбусы в Волгограде и ещё очень много всего даже не упоминается, как будто было не с нами, а в параллельном мире - информацию с точными данными не буду искать намеренно, это шок-контент, о котором необходимо знать и помнить, но лишний раз переживать сложно.

В девяностых и нулевых информации обо всём этом была тьма, но она тонула в потоках чернухи, которая была уже привычна, что ли. Не реагировали люди остро, видимо, уже защитные механизмы не выдерживали. Помню рассказ родственницы в 94 году. Она летела из Питера в Астрахань, а тогда практиковалось объединение рейсов, когда в последний момент в самолёт подсаживали пассажиров, летящих в другой город, и самолёт летел, как деревенская маршрутка, с промежуточными посадками. И вот приземляются они в Минводах, по громкой связи объявляют, что совершили посадку, за бортом бла-бла-бла (да, не ближний свет от Минвод до Астрахани, но тогда и не такое случалось), и тут подрывается мужичок, слегка нетрезвый, и проспавший весь полёт, и начинает биться в истерике: "Какие Минводы? Я в Астрахань летел!!!", а сосед-шутник его "успокаивает": "Хватит орать! Все объявления проспал! Нас захватили, щас вообще, заправимся, и полетим в Турцию!". Так вот, пока проспавшего товарища откачивали, окружающие смеялись над шуточкой. Смеялись! То есть захват самолёта вообще никого не удивлял, это была почти обыденность!

Гораздо позже, всё-таки начали коситься на улицах и в транспорте на Фатим с Мадинами, наряженных в чёрные мешки, и ржавые шестёрки, набитые Махмудами и Асланами. Но ведь косились, замечали, и меры принимали. Куда всё делось? В Волгограде, кстати, и не делось никуда. Три года назад ездила. Вокзал после взрыва охраняется, как Брестская крепость, ограждён забором, проход туда как в секретную лабораторию, и пассажиров меньше охраны. Так получилось, что ждать поезда мне надо было четыре часа, если просто сидеть, то озвереешь. Решила прогуляться по пустому перрону, посидеть на свежем воздухе - так и в подземном переходе пришлось показывать документы, проходить через рамку и отвечать на вопросы, куда иду и зачем. И даже когда бродила на свежем воздухе, сзади маячили две тени, точно повторяя мои передвижения. После таких мер Ульяновск показался проходным двором. В Буденновске тоже никуда не делось - в 11 году нас оштрафовали за попытку просто проехать город насквозь. Мы заблудились, в Ставропольском крае это не чудо, и чтобы не пилить десять километров назад до развязки на правильную дорогу, решили рвануть напрямки, через город. А там въезд транзитного транспорта запрещён! Вообще, совсем, окончательно и без разговоров. И даже если туда едешь к кому-то или по делам, то после нудных объяснений куда и зачем едешь, готовься к пристальному интересу вообще всех, просто потому, что любая машина с номерами другого региона вызывает настороженность.

Конечно, неприятны все эти рамки с досмотрами, но лучше двадцать раз вывернуть все карманы наизнанку, чем попасть в панику и суету. Или вообще на мероприятие с цветами и музыкой. Меры безопасности тоже не дают полной гарантии, но здорово снижают возможность протащить что-то серьёзнее бенгальского огня.

Призываю всех к бдительности, надо ходя бы тщательно и в подробностях запоминать, что творится вокруг, чтобы потом хотя бы облегчить работу соответствующих служб. Почему-то не верю, что никто не видел, как четверо (цензура) в камуфляже, с сумками и рюкзаками садились в машину, Очень надеюсь, что достаточное количество достоверных свидетелей найдётся, а хата-с-крайникам Бог судья. Кровь невинных, в том числе и на совести отвернувшихся и не заметивших, побоявшихся выглядеть глупо. А ещё надо помнить прошлое, и напоминать, особенно сытой молодёжи, которые воспринимают информацию о Басаеве, Радуеве и прочих, как голливудский триллер с элементами фантастики.

Светлая память невинным жертвам, выздоровления пострадавшим, а дочитавшим - огромное спасибо!