Знаковым франшизам шутеров от первого лица от ID Software, DOOM, Wolfenstein и Quake, часто приписывают создание жанра, но так ли это?
СВОДКА
- Maze War и Spasim были первыми играми в жанре FPS, в которых впервые появились ключевые функции.
- Такие игры, как игра Atari Battlezone и ранние работы id Software, проложили путь для Wolfenstein 3D и Doom.
- Шутеры от первого лица превратились из нишевых игр в мейнстримное доминирование с широким влиянием во многих жанрах.
От Fallout до Bioshock и Call of Duty, жанр шутеров от первого лица определил широкий спектр видеоигр. id Software, разработчику DOOM, Quake и Wolfenstein, регулярно приписывают создание шутера от первого лица, поскольку эти игры считаются дедушками жанра. Однако история шутеров от первого лица начинается не с самых успешных игр id Software, и погружение в игры, которые на самом деле создали жанр, раскрывает гораздо более долгий путь к доминированию на рынке.
DOOM часто считают отцом шутеров от первого лица. В конце концов, на протяжении 1990-х годов шутеры от первого лица были известны как «клоны DOOM», а не как части более крупного жанра, и движок id Tech 1, на котором работал DOOM, послужил основой для многих других игр. Однако, несмотря на то, что DOOM, возможно, популяризировал жанр, он не был оригинальным шутером от первого лица. Wolfenstein 3D предшествовала выходу DOOM в 1993 году на год, но даже это была далеко не первая игра, которая вписывалась в жанр.
Maze War и Spasim были первыми шутерами от первого лица
Технически самым первым шутером от первого лица был студенческий проект под названием Maze War, созданный в начале 1970-х годов. Согласно Polygon, Maze War была разработана старшеклассниками во время программы НАСА «работа-учеба», а затем расширена, когда они поступили в колледж, и в ней впервые появились многие функции, которые стали синонимом шутеров от первого лица. В Maze War игроки перемещаются по серии лабиринтов и стреляют в других игроков или ботов, если они сталкиваются с ними, представленными сначала именами пользователей, а затем глазными яблоками.
Трудно определить точную хронологию сражений, которые будут добавлены в Maze War, которая начиналась исключительно как навигация по лабиринту.
Еще одним ранним пионером была игра Spasim, в которой были представлены сражения на космических кораблях от первого лица, и которая вышла в период продолжающейся разработки Maze War. Spasim был создан, чтобы использовать преимущества ранней компьютерной сети PLATO, которая появилась в Университете Иллинойса, где учился разработчик Джим Бауэри. Вдохновлённый игрой PLATO Empire, Spasim, в свою очередь, оказал влияние на разработку других игр на системе, включая игру о танковых боях под названием Panther.
Путь от Maze War до Doom и Wolfenstein
Хотя эти ранние эксперименты были основополагающими для жанра, потребовалось некоторое время, прежде чем концепция шутера от первого лица стала мейнстримом. Как сообщает PC Gamer, первым успешно продаваемым шутером от первого лица была аркадная игра под названием Battlezone, крупная часть игровой истории, разработанная Atari и выпущенная в 1980 году. Battlezone непреднамеренно последовала примеру Panther, поместив игроков в танк и поставив перед ними задачу уклоняться от ракет и уничтожать вражеские танки
Прежде чем создать Wolfenstein 3D и Doom, id Software начала экспериментировать с этим жанром, выпустив Hovertank3D в 1991 году. Эта игра с автомобильным боем эмулировала танк Battlezone, но отличалась тем, что добавляла сложности навигации по лабиринтам и спасения мирных жителей в дополнение к борьбе с врагами. Hovertank 3D был запрограммирован создателями DOOM Джоном Ромеро и Джоном Кармаком, и легко увидеть прямую линию эволюции от игры до более знаковых шутеров от первого лица от id Software.
Первым успешно продаваемым шутером от первого лица была аркадная игра под названием Battlezone, крупная часть игровой истории, разработанная Atari и выпущенная в 1980 году.
Catacomb 3-D, также выпущенная id в 1991 году, сделала важный шаг, вернувшись к концепции FPS, основанной на персонажах. Будучи мрачным фэнтезийным шутером от первого лица с навигацией по подземельям, заклинаниями и боями с монстрами, Catacomb 3-D добавила уровень погружения, сделав видимыми полностью анимированные руки персонажа. Несмотря на то, что оружие не присутствует в игровом процессе, эта игра задала шаблон для Wolfenstein 3D, а остальное — более знакомая история.
Прошло более полувека с тех пор, как оригинальный шутер от первого лица Maze War представил миру эту концепцию, шутеры от первого лица завоевали игровую индустрию. Это больше, чем просто жанр, шутер от первого лица дает игрокам интимную перспективу и ставит их на место своего аватара, и это фундаментальное новшество повлияло на бесчисленное множество других типов видеоигр. id Software закрепила FPS своими превосходными франшизами Wolfenstein, DOOM и Quake, но даже эти игры стояли на плечах других гигантов.