747 подписчиков

Уничтоженный некрополь Покровского монастыря, Ульяновск

Когда-то Покровский мужской монастырь был одной из старейших обителей в Ульяновске, наряду с Успенским (закрыт в 1724 году) и Спасским (практически полностью разобран "на строительные нужды" в советское время, на месте некрополя выстроили Дворец культуры) монастырями.

И если сам город под названием Синбирск был основан в 1648 году, то Покровский монастырь появился уже через какие-то 50 лет: его строительство началось в 1697 году.

Возник монастырь благодаря усилиям площадного подъячьего (официальный государственный делопроизводитель, по сути предшественник современного нотариуса) Петра Ивановича Муромцева. Он приобрел в окрестностях потихоньку растущего города участок земли и начал строительство первой деревянной церкви, Благовещения Пресвятой Богородицы (по названию этой церкви весь монастырь поначалу называли Благовещенским).

Открытка начала ХХ века
Открытка начала ХХ века

В 1720-1724 гг. на месте первой деревянной церкви всё тот же Муромцев возвел церковь каменную. У обновленного строения появились в том числе и два придела: один был освящен во имя московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, второй — во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Постепенно и сам монастырь стали в итоге называть Покровским.

Кстати, у каменной Благовещенской церкви была нетипичная архитектура: получилась "церковь под колоколы", это когда над основным зданием церкви возвышается колокольня, а не привычный нам купол.

Долгое время монастырь обзаводился лишь жилыми и хозяйственными постройками, и только в XIX веке появились еще две церкви — Сергиевская и Митрофаниевская. Этим событиям предшествовал тот факт, что в 1832 году была учреждена Симбирская епархия, так что обитель стала Архиерейским домом, в котором жило высшее духовенство. После для них был приобретен другой дом, но Покровский монастырь остался архиерейским подворьем.

В целом монастырь был не слишком богатый, своих земель не имел, содержался за счет оплаты перевоза через Волгу да благодаря своему некрополю, взымая плату за захоронения.

Благовещенская церковь, начало ХХ века
Благовещенская церковь, начало ХХ века

3 мая 1932 года Покровский монастырь был закрыт, а к 1934 году — уничтожен: все три церкви разрушены, а некрополь стерт с лица земли. Так как на территории было множество склепов, то они засыпались землей и строительным мусором, туда же сваливались и некоторые надгробия. Впрочем, благодаря этому в наше время немного старинных надгробий удалось найти и извлечь на поверхность. До наших дней сохранился небольшой кусок стены, да еще пара монастырских зданий, давно занятых разными службами.

На месте бывшей монастырской территории в 1960х гг. был разбит сквер имени И. Н. Ульянова, который и ныне никуда не делся. Выбор "темы" не случаен: именно на кладбище Покровского монастыря был похоронен Илья Николаевич Ульянов (1831-1886), отец Владимира Ленина.

Удивительно, но это единственное захоронение Покровского монастыря, сохранившееся непотревоженным до наших дней. Только крест с памятника сначала сбили, а потом восстановили.

Илья Николаевич Ульянов сделал столь много, что было бы достойно хранить это место ради него самого, а не как "могилу отца Ленина". После того, как в 1855 году был закончен университет, он работал учителем математики и физики, и успевал преподавать не в одном учебном заведении.

А вот когда в 1869 году стал инспектором народных училищ, а в 1874 — директором народных училищ Симбирской губернии, тогда и развернулся. Кстати, чин действительного статского советника, им полученный, а впоследствии еще и орден св. Владимира III степени, дали Ульянову право на потомственное дворянство. Так что Владимир Ильич Ленин — из дворянской семьи.

Илья Николаевич Ульянов сделал делом своей жизни всеобщее, доступное и качественное образование, вне зависимости от статуса учеников. Под его руководством в Симбирской губернии было выстроено 150 (!) новых школ, это за какой-то десяток лет на должности директора! Он добился, чтобы финансирование образования увеличилось в 15 раз. Он обеспечил в своих школах лучших учителей и хорошие условия для их проживания, ратовал за качественные учебные материалы и максимальное увеличение количества учеников.

22 апреля 1957 года в сквере открыли памятник Илье Николаевичу Ульянову, приурочив к очередной годовщине со дня рождения Ленина.

Памятник И.Н. Ульянову. Скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин
Памятник И.Н. Ульянову. Скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин

Первоначально на кладбище хоронили только насельников монастыря. Однако в 1723 году вышел указ Петра I — "В Москве и других городах мертвых человеческих телес, кроме знатных персон, внутри градов не погребать". В то время знать хоронили в Спасском монастыре в самом центре города, и после того указа еще некоторое время продолжали захоронения (как мы помним, "на нет" эту практику окончательно свела Екатерина II).

Но так в Покровском монастыре вскоре начали появляться захоронения "извне", и первым задокументированным случаем стала смерть основателя обители, Петра Ивановича Муромцева. В 1728 году он был похоронен в одном из храмовых пределов, а спустя пару лет рядом с ним положили и его усопшую супругу.

Так некрополь Покровского монастыря начал потихоньку разрастаться. Кроме богатых и именитых, в монастырскую землю хоронили и жителей ближайших окрестностей, для которых Благовещенская церковь была приходской.

Монастырский некрополь, начало ХХ века
Монастырский некрополь, начало ХХ века

Как я уже написала, в советское время некрополь был уничтожен.
На его месте получился компактный сквер с прогулочными дорожками и детской игровой площадкой. Я в эту поездку каталась только с телефоном, так что прошу извинить за качество снимков.

Рядом со сквером возвышается прекрасный Спасо-Вознесенский собор, построенный в 1990-2014 гг.: на снимках его видно на заднем плане.

В 1991 году протоиерей Алексий Скала решил восстановить память об утраченном некрополе и похороненных здесь людях. Были произведены археологические раскопки, найдены и подреставрированы немногие сохранившиеся надгробия. К 2008 году их выставили в сквере и обнесли небольшой оградой.

Кстати, строительство Спасо-Вознесенского собора тоже было его инициативой. С помощью средств этого прихода в сквере в 1994 году была возведена памятная часовня, на стенах которой перечислены семьи похороненных здесь людей. Представители самых известных симбирских фамилий покоятся ныне под дорожками сквера!..

Алексий Скала и неравнодушные жители города, под его руководством, при раскопках действовали аккуратно, "...особое внимание обращалось на недопустимость вскрытия самих захоронений", — так Алексий рассказывал в книге "Симбирский Покровский некрополь", изданной в 1997 году, в которой он скрупулезно собрал имена.

Во время раскопок было найдено и воссоздано около часовни захоронение Андрея Симбирского. В 1998 году он был канонизирован, так что прах его вновь потревожили и перенесли во Всехсвятский храм, а после, после постройки, — в Спасо-Вознесенский собор, где находятся и ныне. В 2004 году Андрей Симбирский был причислен к лику святых. В сквере остался кенотаф.

С семи лет Андрей Симбирский (Андрей Ильич Огородников, 1763-1841) встал на путь молчания и постничества, ходил всегда босиком, в простой длинной рубахе, общался жестами. Люди приходили к нему за исцелением и благословением. Говорят, что когда он умер, то провожать его пришел весь Симбирск.

Кенотаф Андрея Симбирского
Кенотаф Андрея Симбирского

На этом восстановленном из небытия некрополе в 1995 году было произведено еще одно перезахоронение. В Ульяновск перевозилась деревянная Знаменская церковь из села Знаменское (Карамзинка) для сборки и реставрации на новом месте. К тому времени село уже умирало, и потому было принято решение перенести в Ульяновск захоронения из семейного склепа Карамзиных, находившегося рядом с церковью.

В советское время кирпичи из склепа были растащены, а сам он — основательно завален мусором. Так увидели склеп участники археологической экспедиции: "Заполнение могильной впадины состояло из гумуса, интенсивно перемешанного с обломками красноглиняных кирпичей, известкового раствора, битого стекла, кусков жести, обломков от сельскохозяйственной техники — борон, шестеренок, кусков стальтросов и так далее. Создавалось впечатление, что мы имеем дело с хозяйственной ямой, заполненной бытовыми и строительными отбросами".

Так вот, под этим камнем, на котором когда-то стояла статуэтка, "изображающая женскую фигуру в римской тоге, облокотившуюся на урну", был похоронен старший брат Николая Михайловича Карамзина, автора "Истории государства Российского", — Василий Михайлович Карамзин (1751-1827). А еще дочь его, Ольга Васильевна Ниротморцева.

О самом Василии Михайловиче известно мало. Но доподлинный факт, — то, что после смерти родителей именно Василий Михайлович взял на себя опекунство и воспитание младших детей, и благодаря ему они выросли и выучились. Николай Михайлович всю жизнь ценил то, что для него сделал старший брат, и их связывала крепкая дружба.

Сам известный историк был похоронен не в семейном имении, а в Петербурге, на одном из кладбищ Александро-Невской лавры.

Могила В.М. Карамзина и его дочери Ольги на первом плане
Могила В.М. Карамзина и его дочери Ольги на первом плане

На гранях памятной часовни можно увидеть множество фамилий родов, часть из которых известна даже людям, совсем не интересующихся историей. В некрополе Покровского монастыря были похоронены Столыпины, Языковы, Трубецкие, Вишневские, Юрловы, Ухтомские, Разумовские, Долгорукие... Здесь окончили свой путь симбирские губернаторы: А.В. Толстой, Н.С. Хованский, Н.М. Булдаков, А. П. Умянцов.

Здесь были похоронены и герои войны 1812 года, например Петр Иванович Юрлов (1793-1869), участник Смоленского и Бородинского сражений, а после прошедший половину Европы в заграничном походе.

Или, вот, — Петр Никифорович Ивашев (1767-1838), генерал-майор, военный инженер. Участвовал в русско-турецкой войне и в войне 1812 года, а после в заграничных походах. Возводил мосты, строил укрепления и переправы.

А Владимир Николаевич Поливанов (1848-1915) в своем имении Акшуат создал первый частный музей в губернии (после революции богатейшее собрание картин, рукописей и автографов было конфисковано новым государством и разошлось по музеям). Как общественный деятель, Поливанов чем только не занимался: был и мировым судьей, и председателем общества сельского хозяйства, и губернским предводителем дворянства, и прочая, и прочая. Увлекался археологией и писал труды по этой теме. Даже основал дендропарк!..

Упомяну еще имя Александра Петровича Лабзина (1766-1825) — просветителя и мистика, одного из известнейших представителей русского масонства. Переводил труды Бёме, Юнга-Штиллинга, Эккартсгаузена. Четыре года прослужил вице-президентом Академии художеств.

...Учитывая всю огромнейшую работу, проделанную при восстановлении древнего некрополя, было очень печально увидеть следы выгула собак рядом с надгробиями. На одном из снимков такой "подарочек" попал в кадр. Ну как так-то, неужели больше негде выгуливать?.. Но не будем о грустном.

В 2012 году после долгой болезни скончался Алексий Скала и был похоронен за алтарем храма Всех Святых. Но память о его деяниях живет, и это хорошо. Уже упомянутый выше его труд "Симбирский Покровский некрополь" выложен в открытом доступе, подробнее можно познакомиться тут.

Там, в предисловии к читателю, написаны очень важные слова:

"Это память о людях, живших задолго до нас - о наших предках. О тех, кто творил нашу историю, строил и украшал наш древний Симбирск, кто просто был жителем этого города - симбирянином. А.С. Пушкин назвал эту память ясно и лаконично: "любовь к отеческим гробам".
...Слово "памятник" происходит от слова "память". Пусть эта книга будет скромным памятником всем тем, кто жил в нашем городе до нас с вами".

На этом я завершаю этот небольшой экскурс в историю Синбирска-Симбирска-Ульяновска и традиционно благодарю за внимание.