Производитель титана «ВСМПО-Ависма» не попал под западные санкции, хотя одним из его владельцев является «Ростех». За 2022-2023 годы российская компания экспортировала сырья на сумму 715 млн долларов
Западные компании продолжают закупать российский титан, пишет The Washington Post со ссылкой на анализ экспортных данных. По мнению опрошенных газетой экспертов, титан — это жизненно важный металл в производстве как коммерческих, так и военных самолетов.
Производитель титана «ВСМПО-Ависма» не попал под западные санкции, хотя одним из его владельцев является «Ростех», против которого ограничения введены. О санкциях против «ВСМПО-Ависма» объявляла только Украина. США ввели в отношении компании только экспортный контроль, который не запрещает импорт титана.
За 2022-2023 годы российская компания экспортировала титана на сумму 715 млн долларов. Значительная часть была направлена союзникам Украины. Самыми крупными покупателями стали компании из Германии, Франции, США и Великобритании. Как пишет издание, поставщики Boeing по-прежнему покупают российский металл, Airbus также продолжала импортировать его как минимум до ноября 2023 года.
Комментирует промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:
Леонид Хазанов промышленный эксперт, доктор экономических наук «Я допускаю, что, с одной стороны, какую-то часть своих потребностей Boeing, Airbus и другие западные потребители закрыли с помощью закупок в Казахстане, в Китае, еще и в Японии. С другой стороны, они могут вести закупки титановой продукции через трейдеров, а эта титановая продукция идет из России. И поэтому неслучайно экспорт титана из нашей страны до минимума не сократился. Допустим, доля ЕС по итогам прошлого года снизилась на 20%. Это снижение внушительное, но тем не менее показывает, что европейские компании от российского титана не могут отказаться. Найти просто так замену такому крупному производителю, как российская «ВСМПО-Ависма», в короткие сроки нереально. Да, можно отказаться от закупок, ну и что? Там есть какое-то количество титановых компонентов на складах, но они же закончатся рано или поздно. Вы понимаете, что любое металлургическое предприятие тоже работает по своим законам, и вот так взять и увеличить производство титана не получится. Надо и сырье закупить, это и затраты электроэнергии нехилые, затраты на газ, доплата рабочим и так далее. И надо, чтобы оборудование необходимое было. А если оборудование загружено на полную катушку, его надо закупать, а это тоже время. То есть заявлять могут что угодно, а реальность совершенно иная. На мой взгляд, «ВСМПО-Ависма» сейчас не закупает титановое сырье на Украине, но она имеет возможность для его получения у альтернативных поставщиков из стран Азии и Африки. В противном случае она бы работала с перебоями, а это совершенно не так. У нее же не только в числе клиентов Boeing и Airbus, у нее много потребителей из судостроения, из химического машиностроения, из медицины и так далее».
Одно из частных лиц, покупавшее продукцию «ВСМПО-Ависма» до февраля 2022 года, рассказало The Washington Post, что найти ей замену даже сегодня практически невозможно.
Важность титана обусловлена множеством факторов. Он такой же прочный, как сталь, но на 45% легче, более устойчив к нагреву и коррозии и может использоваться в различных продуктах: от краски до имплантатов.