4,6K подписчиков

Как вариатор переключает передачи - квази-передачи в действии

774 прочитали

Доля автомобилей с вариаторным типом трансмиссии на российском рынке стремительно увеличивается - даже на отечественную Лада Веста вернули вариатор. Между тем, конструкция вариатора не стоит на месте - современные вариаторы при наборе скорости уже не зависают в одном положении, заставляя мотор работать постоянно на высоких оборотах. В новых вариаторах предусмотрены некие квази-передачи - это виртуальные, программные передачи, которые заставляют трансмиссию вполне себе реально изменять передаточное число! Как же это происходит? Давайте же разберёмся!

Как работают виртуальные квази-передачи на современных вариатора?

На самом деле, всё довольно просто и чтобы получить виртуальные передачи, каких-либо серьёзных конструктивных изменений в вариатор вносить не нужно. Для того, чтобы понять, как реализуются виртуальные передачи обратимся к самой конструкции вариатора.

Вариатор принимает крутящий момент от маховика двигателя с помощью гидротрансформатора. От гидротрансформатора момент через пакет фрикционов передаётся на планетарную передачу, которая включает одну переднюю или одну заднюю передачу. Далее, момент передаётся на ведущий вал (шкив), а от него на ведомый вал. Каждый вал имеет подвижный и неподвижный конусовидные диски. Именно работа подвижных дисков заставляет "ходить" ремень по конусам и тем самым, изменять передаточное число передаваемое на колёса.

Современный вариатор в разрезе
Современный вариатор в разрезе

Если вдруг вы не поняли, каким образом работает вариатор, советую вам посмотреть видеоролик представленный ниже, где очень подробно рассмотрены устройство и работа вариатора.

Работа виртуальных передач

Перемещаться подвижные диски заставляет трансмиссионное масло, подаваемое под высоким давлением маслонасосом. Перед тем, как попасть на диски масло проходит через гидроблок, который занимается регулировкой его давления. Гидроблоком управляет мехатроник - ЭБУ коробки передач, который принимая сигнал от ЭБУ двигателя изменяет подаваемое на диски давление, тем самым изменяя передаточное число в нужный момент времени.

Теперь вы понимаете, как на самом деле легко манипулировать передаточным числом на вариаторном типе трансмиссии? Ведь достаточно лишь сказать компьютеру - подай столько-то давления на диски, как подвижные диски сместятся и передаточное число изменится. На этом и строится работа виртуальных квази-передач.

Когда двигатель, в процессе разгона автомобиля, достигает определённых оборотов вариатор больше не заставляет его "висеть" на них, теперь ЭБУ двигателя подаёт сигнал на блок управления вариатора, тот в свою очередь изменяет давление масла через мехатроник, подвижные диски на конусах смещаются изменяя передаточное число - передача переключилась! Обороты двигателя понижаются в соответствии с передаточным числом - теперь он может снова набирать обороты до следующего переключения. Внешне, всё происходит аналогично классической автоматической трансмиссии, но при этом гораздо мягче.

Однако, есть у такого режима переключения передач и существенный недостаток!

Работа виртуальных передач вредна для вариатора

Недостаток заключается в том, что каждое резкое смещение подвижных дисков способствует износу конусов и ремня. Да, износ крайне мал, ведь ремень ходит по шкивам обильно смазанным трансмиссионным маслом. Тем не менее, этот износ имеет накопительный эффект и "на дистанции" вариатор с квази-передачами будет изнашиваться быстрее, чем аналогичный вариатор с плавным ходом дисков и ремня.

Таким образом, в угоду комфорту, экономичности и динамическим свойствам автомобиля производители внедрили виртуальные квази-передачи в вариатор, немного пожертвовав его надёжностью.

Насколько это оправдано сказать довольно сложно, так как вариаторы с квази-передачами выпускаются ещё не так долго и судить об их ресурсе можно будет спустя лишь некоторое время.

Друзья, а что вы думаете по поводу виртуальных передач на вариаторе? Действительно ли они нужны? Что лучше, переключение передач как на классической автоматической трансмиссии или экономия ресурса, с которым и так и вариаторов частенько бывают проблемы. Оставьте комментарий по данному вопросу - будет интересно узнать ваше мнение!