5,9K подписчиков

«Мобильный инспектор»: цифровизация контроля бизнеса

Автоматизация и цифровизация вошли во все сферы нашей жизни, не обойдя стороной и контрольно-надзорную деятельность (далее – КНД). Современные условия требуют от законодательной и исполнительной власти более тесного сотрудничества и оперативного принятия решений. Развитие технологий привело к появлению приложения «Мобильный инспектор», которое изменяет контрольные процессы, повышая их эффективность и оперативность с использованием мобильных устройств. Приложение было разработано для обеспечения контроля и проведения дистанционных проверок бизнеса и персонала при помощи смартфонов и планшетов. Кроме того, государством была проведена работа по актуализации всех действующих правил для бизнеса в рамках регуляторной гильотины, которая к первому полугодию 2023 «отсекла» 143 тыс. обязательных требований. В то же время было принято 55 тыс. новых правил и сохранено порядка 120 тыс. действующих ранее норм.

В статье рассмотрим, какие плюсы и минусы имеют для бизнеса новые технологии и требования к ним.

Прежде чем вы продолжите ознакомление со статьей, мы хотим рассказать о нашем Youtube-канале, где теперь появились еженедельные выпуски новостей сферы охраны труда и производственной безопасности. Первый выпуск проекта «ОЛИМПОКС.Новости» вышел в четверг, 21 марта. Подписывайтесь на наш канал, чтоб оставаться в курсе последних событий и нововведений в сфере безопасности на производстве и охраны труда.
Автоматизация и цифровизация вошли во все сферы нашей жизни, не обойдя стороной и контрольно-надзорную деятельность (далее – КНД).

Основные шаги на пути к автоматизации

Реформа КНД, начавшаяся еще в 2019 году после послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, достигла новой вехи. 18 ноября 2022 года Минэкономразвития России по поручению вице-премьера – руководителя аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко представило базовую версию мобильного приложения «Инспектор» для проведения контрольных и надзорных мероприятий в онлайн-формате. Это приложение было разработано Минцифры России на основе государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС ТОР КНД), которая является частью приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» (срок реализации программы – с декабря 2016 по 2025 год).

Пилотную версию приложения в октябре 2022 года протестировали представители Росалкогольрегулирования, Росаккредитации, Росздравнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, а также органы исполнительной власти Республики Татарстан, Кировской и Калужской областей.

Автоматизация и цифровизация вошли во все сферы нашей жизни, не обойдя стороной и контрольно-надзорную деятельность (далее – КНД).-2

Ввод мобильного приложения в промышленную эксплуатацию планировался в апреле 2023 года. Однако внедрение новых технологий требует времени на обучение персонала и адаптацию к новой системе, причем как надзорных органов так и бизнеса. И таким образом в декабре 2023 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию нового двухгодичного этапа реформы КНД, основанной на совершенствовании риск-ориентированного подхода.

«Записки андрагога» – канал, посвященный вопросам обучения взрослых требованиям охраны труда и производственной безопасности. Подписывайтесь на https://t.me/anernotes, чтобы не пропустить новые интересные публикации.

Первые итоги

Риск-ориентированный подход представляет собой важный метод организации контроля, который при правильной реализации может значительно улучшить эффективность проверок и управление рисками в различных сферах деятельности, а индикаторы риска являются ключевыми элементами риск-ориентированного подхода, поскольку они определяют уровень вероятности нарушений и потенциального ущерба.

Так, по словам Дмитрия Григоренко за 2023 год эффективность проверок по индикаторам риска достигла 89 %, в то время как средняя эффективность проверок по другим основаниям составила 52 %. Отмечается, что улучшение качества контрольных мероприятий приводит к сокращению их числа: в 2023 году количество проверок практически в 5 раз меньше, чем в 2019 году.

Д. Григоренко отметил, что одной из основных целей реформы КНД является полный переход процедур проверок на риск-ориентированную модель. Будет расширено число и детализация индикаторов риска нарушения обязательных требований для более точного выявления риска потенциального нарушения законодательства контролерами при принятии решения о проведении внеплановой проверки. Однако сам по себе индикатор не является нарушением, а представляет собой набор косвенных признаков, указывающих на недобросовестное поведение бизнеса.

Министр экономического развития Максим Решетников объявил о планах внедрения примерно 100 новых индикаторов риска в текущем году. Эти индикаторы помогут добросовестным представителям бизнеса понять, когда и почему контролеры могут провести проверку. Также будет создан реестр инцидентов для регистрации информации о несчастных случаях и пожарах на предприятиях, чтобы определить уровень риска для объектов. В рамках совершенствования профилактики будет введено новое соглашение между бизнесом, регионом и контрольным органом, включающее в себя этапы устранения критических нарушений.

К концу 2024 года планируется завершить пилотный проект по внедрению специального приложения «Мобильный инспектор» в КНД МЧС России, Ростехнадзора и Росздравнадзора. Минэкономразвития поручено до 15 марта представить предложения о проведении проекта. Остальным контрольным органам необходимо будет донастроить ведомственные системы и начать использовать дистанционный формат работы. В рамках пилотного проекта минимум 20 % проверок будет проводиться дистанционно.

Основные функции и возможности приложения

Для проверки достоверности предоставляемых бизнесом данных будут использоваться фото- и видеосъемка в режиме онлайн, проверка геолокации устройства и объекта. Основные возможности приложения включают:

  • фиксацию нарушений на фото и видео;
  • проведение мероприятий с чек-листом или без него;
  • организацию дистанционного взаимодействия через видео-конференц-связь;
  • контроль подмены геолокации;
  • оформление результатов и подписание их в мобильном приложении «Госключ»;
  • представление информации о предписаниях;
  • сохранение истории проверок, доступной как для представителей бизнеса, так и для инспекторов.

Авторы приложения также планируют внедрить дополнительный функционал для подтверждения надежности предоставленных данных.

Плюсы и минусы для бизнеса

Для бизнеса внедрение нового приложения и изменения в КНД могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Рассмотрим их.

Плюсы

Внедрение мобильного приложения «Инспектор» и изменения в КНД дают ряд преимуществ для бизнеса. Одно из главных достоинств – удобная регистрация через госуслуги, что значительно упрощает взаимодействие с инспекциями. Теперь при выявлении нарушений со стороны инспекторов можно немедленно подать обжалование, что помогает разрешить конфликты до суда. Также улучшилось межведомственное взаимодействие, что исключает потерю документов и повторные запросы, а разработанные «умные проверочные сценарии по видам контроля» позволяют сократить число консультаций с государственными органами. Важным плюсом является возможность проведения самообследования, что помогает минимизировать риски нарушений.

Плюсы для бизнеса заключаются еще и в общем снижении административной нагрузки, что позволяет предпринимателям сократить издержки и сосредоточиться на основных задачах. Бизнесу больше не нужно искать информацию о планируемых проверках по всем государственным органам, так как будет введен единый реестр проверок, что значительно упрощает процесс. Сейчас у инспекторов приоритетом является проведение профилактических визитов, в рамках которых они консультируют бизнес, а не наказывают. Во время таких проверок не могут быть наложены штрафы, поскольку разъяснения предоставляются исключительно в рекомендательном порядке. Автоматизация назначения инспекторов на проверки и дистанционное взаимодействие с ними также способствуют снижению коррупционных рисков.

Автоматизация и цифровизация вошли во все сферы нашей жизни, не обойдя стороной и контрольно-надзорную деятельность (далее – КНД).-3

Также в первом чтении одобрили поправки к Кодексу об административных правонарушениях, которые запретят полицейским привлекать бизнесменов к административной ответственности за нарушение требований, соблюдение которых должны оценивать органы надзора при проверках согласно закону о государственном и муниципальном контроле.

Для бизнеса сокращение (более чем на 40 %) и обновления обязательных требований, а также «гильотина» «белого списка» означают, что обязательные требования сотен нормативных правовых актов актуализированы и приведены в соответствие с положениями Закона об обязательных требованиях. А это в свою очередь означает значительное упрощение процесса соблюдения обязательных требований и адаптацию к современным законодательным стандартам, что способствует повышению эффективности и улучшению деловой среды.

Минусы

С одной стороны, цифровизация процессов позволяет упростить взаимодействие с контролирующими органами, сократить административные издержки и повысить прозрачность бизнеса, с другой стороны, несет с собой определенные риски. В современных условиях бизнесу приходится сталкиваться с различными вызовами и ограничениями, осложняющими его деятельность. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, является ограничение выбора способов и мер реагирования на изменения в КНД. В последнее время контрольные органы все чаще переходят к возбуждению уголовных дел в отношении предпринимателей, что создает дополнительные риски для бизнеса. А также в отдельных случаях допускалась выдача предписаний по итогам профилактических визитов, несмотря на то, что замечания должны иметь рекомендательный характер.

Некоторые государственные организации начали искать собственные способы расширения своих полномочий, обходя установленные ограничения. К примеру, Минтруд России планирует расширить список индикаторов для проведения проверок в сфере бизнеса с целью выявления нарушений трудового законодательства, включая возможное добавление пункта о невыплате заработной платы. Представители Минтруда России утверждают, что использование таких индикаторов позволит предотвратить нарушения прав работников заранее, минимизировать количество обращений и случаев задержки выплат на предприятиях.

Неравномерное распределение проверок контрольно-надзорных мероприятий по отраслям экономики создает неодинаковые условия для различных сфер деятельности. Определенные отрасли подвергаются более внимательному контролю со стороны контролирующих органов. Публикация данных о контрольно-надзорных мероприятиях позволяет сравнить распределение проверок в зависимости от основной отрасли экономической деятельности, выбранной контролирующими органами. Анализ этих данных показывает, что основным объектом контроля является деятельность в сфере образования. Именно к данной группе видов экономической деятельности относится деятельность 38 % всех проверенных в 2022 году лиц, при этом с существенным отставанием от первой группы идет контрольная деятельность, касающаяся оптовой и розничной торговли (8 % проверенных лиц), операций с недвижимостью, в том числе управления многоквартирными домами, строительства.

Автоматизация и цифровизация вошли во все сферы нашей жизни, не обойдя стороной и контрольно-надзорную деятельность (далее – КНД).-4

Применение сохраняющих свое действие нормативных правовых актов из «белого списка» на практике сопряжено с рядом трудностей. Регуляторная гильотина и список ограничены определенными сферами регулирования. Принцип, не позволяющий использовать акты, действовавшие до 2020 года, в контрольной деятельности, касается только общественных отношений. Тем не менее, эти акты могут продолжать действовать в разрешительной деятельности. Сохранение этих актов может ввести в заблуждение правоприменителей и привести к использованию актов в контрольной деятельности, даже если они не включены в «белый список». Кроме того, «белый список» составлен по видам контроля, поэтому наличие в нем акта хотя бы в одном виде контроля может привести к неправильному выводу о возможности применения его в других видах контроля.

У некоторых пользователей приложения «Мобильный инспектор» также возникали технические проблемы в ходе проверок. Они столкнулись с тем, что при выполнении проверки им приходится работать с множеством документов на телефоне или планшете с установленным приложением. Представьте, проходит инспектор с проверкой и говорит: «Откройте шкаф и достаньте пробоотборный совок», а дальше начинаются вопросы с требованием предоставления подтверждающих ответы документов: «А где клеймо, инструкция? Каковы дата выпуска, срок эксплуатации? Предъявите накладные и оборотную ведомость, подтверждающие, что пробоотборный совок ваш. Кто обучен с ним работать? Проводилась ли оценка компетентности обученного? Какое у него образование?...». То есть нужно будет иметь сразу всю информацию в телефоне или на устройстве, где установлено приложение, либо быть готовым оперативно предоставить необходимые данные. Также проверяемые сталкивались с тем, что большие документы не подгружались. То есть крупным организациям, которые имеют дело с огромным количеством документов, придется также думать, как решить эту проблему.

Этапы прохождения проверки

В современном мире цифровизации и автоматизации процессов обеспечения государственного контроля и надзора новый инструмент работы представляет собой значительное улучшение взаимодействия между инспекторами и заявителями. Позволяя эффективно организовать проверочные процессы через использование современных технологий, этот новаторский подход предполагает ряд ключевых шагов, начиная с уведомления о дате и времени проверки и заканчивая предоставлением быстрого доступа к результатам проверки и видеозаписи. Давайте рассмотрим более подробно этот процесс и его составляющие.

Автоматизация и цифровизация вошли во все сферы нашей жизни, не обойдя стороной и контрольно-надзорную деятельность (далее – КНД).-5

Новый инструмент работы предполагает следующие шаги. Инспектор уведомляет о дате и времени проверки через госуслуги. Заявителю приходят push-уведомления за неделю, сутки и час до назначенного мероприятия. После этого заявитель загружает мобильное приложение «Инспектор», ссылка на которое поступит в уведомлении, и проходит в установленное время с помощью приложения проверку в видеоформате. В случае, если у проверяемой организации есть несколько объектов проверки, проверяемый выбирает мероприятие (проверку) по атрибутам, которые однозначно отличают одну проверку от другой. Затем он изучает детали и место проведения мероприятия. Для участия в проверке необходимо нажать на мероприятие в списке и запустить видеоконференцию. В процессе проведения видеоконференции можно просматривать проверочный лист, чтобы быть готовым к проверке инспектора. Когда инспектор вносит ответы в соответствующие пункты чек-листа, их статус автоматически меняется и ответы отображаются. По завершении видеоконференции можно посмотреть чек-лист проверки в списке завершенных мероприятий. Результаты проверки автоматически поступают в личный кабинет заявителя на госуслугах. Документы с результатами проверки и видеозапись доступны для скачивания.

Перспективы и выводы

Заместитель главы Минэкономразвития России Алексей Херсонцев на форуме РСПП «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: перспективы развития» в рамках Недели российского бизнеса рассказал о планах развития контроля и надзора. Согласно его словам, развитие этого направления будет продолжено и расширено, в частности, появятся новые соглашения об устранении нарушений с использованием инвестиций вместо штрафов. На данный момент контролирующие органы могут выписывать штрафы, но часто замечания не устраняются из-за необходимости осуществления инвестиций.

Намечается также дальнейшая цифровизация процессов контроля и надзора. По словам Алексея Херсонцева, в настоящее время практически весь процесс, начиная с выявления рисков и заканчивая передачей документов в суд, оцифрован. Однако необходимо перевести в цифровой формат и последующие этапы, такие как составление протоколов об административных правонарушениях и их обжалование.

Автоматизация и цифровизация вошли во все сферы нашей жизни, не обойдя стороной и контрольно-надзорную деятельность (далее – КНД).-6

В рамках нововведений, предложенных Минэкономразвития России появился механизм снижения административной нагрузки на бизнес – соглашения об устранении нарушений. Согласно заявлению Алексея Херсонцева, надзорный орган после выявления нарушения обязательных требований может заключить специальное соглашение с компанией или бюджетным учреждением. В таком соглашении будет прописан план по устранению недостатков. При этом либо дело об административном правонарушении не возбуждается, либо его рассмотрение приостанавливается на период, необходимый для выполнения указанного плана. Информация о подписанных соглашениях будет внесена в единый реестр контрольных мероприятий для контроля со стороны прокуратуры. В случае невыполнения плана в установленные сроки, компании все равно придется уплатить штраф.

Итак, по результатам первоначального применения новых правовых норм для государственного контроля можно сказать, что обновленная система успешно функционирует, хотя существует необходимость в определенных улучшениях. Предлагаем внимательно следить за изменениями в законодательстве и готовиться к предстоящим проверкам, учитывая преимущества и недостатки новшеств.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Посетите наш сайт olimpoks.ru, присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК. Мы также завели канал в Telegram (@olimpoksclub).

Другие статьи на нашем канале: