Еще 2-3 года назад с каждого угла нам говорили, что за электромобилями будущее, ведь они не производят никаких вредных выбросов, а некоторые страны уверенно заявляли, что к 2030 году они полностью откажутся от двигателей внутреннего сгорания во имя экологии.
А что сейчас? А сейчас все как-то затихло. Интересно, почему?
Не нужно быть вундеркиндом , чтобы понять, какая правда замаскирована за этими выкриками и что слова экологов, ратующих за электромобили, "не стоят и гроша". На данный момент, по крайней мере.
Что не так с электромобилями?
"ДВС - прошлый век! Одумайся! За электромобилями будущее, начни беречь природу уже сейчас!"
Действительно, электротранспорт можно назвать экологичным... Но только в момент, когда он передвигается по дороге среди автомобилей с ДВС. То, что происходит при его создании, при очередной зарядке, а потом и утилизации, напрочь перекрывает всю ту экологичность в дорожном потоке.
И многочисленные исследования это подтверждают.
Создание электромобиля. Исследование Volvo
(источник: volvocars.com)
Volvo XC40 и Volvo C40 - два очень похожих автомобиля с одной значительной разницей: XC40 оснащен ДВС, C40 - электромобиль. Именно эти "колесницы" сравнила между собой компания Вольво.
Результаты исследования удивляют: производство С40 в среднем на 70% вреднее, чем производство его бензинового собрата - ХС40!
Больше всего вредных веществ выделяется при создании аккумулятора, что и было очевидно.
Однако, не все так плохо: согласно подсчетам, на отметке примерно 50 000 километров С40 станет экологичнее ХС40, т.е. углеродный след второго превысит тот же след "электрички". Но есть нюанс...
Зарядка
А нюанс заключается в зарядке электромобиля.
"Электричество - чистая энергия, не оставляющая следов в атмосфере нашей планеты" - говорили они... Вот только, почему-то, многие не учитывают, что на сегодняшний день основными (но не единственными) источниками электроэнергии являются тепловые электростанции, которые работают на газу, производных нефти, угле и торфе, причем на третьем и четвертом видах топлива работает подавляющее большинство ТЭС, газ занимает второе место.
В Китае, который, между прочим, является лидером по добыче лития (из чего как раз и делаются батареи для электромобилей) и одновременно местом, где доля электромобилей самая высокая на планете, провели свое исследование и выяснили, что при производстве 1 кВт/ч энергии в атмосферу выбрасывается около 270 гр. вредных веществ, в то время как автомобиль с бензиновым ДВС, соответствующий современным эконормам, выбросит примерно на 100 гр. меньше.
К вопросу о Volvo C40, который, якобы, станет экологичнее после 50 000 км.
Шведы упомянули, что при достижении пробега в 50 000 км. С40 опередит по экологии ХС40 только при зарядке "зеленой энергией", т.е. той, что вырабатывается при помощи солнца, ветра, воды и т.п.
В реальном же мире, который в ближайшем будущем вряд ли перестанет быть зависимым от ТЭС, уровень выбросов С40 и ХС40 сравнится только после пробега электрички в ~120 000 км (и это при условии более-менее чистого производства энергии). А что такое 120 000 км. для электромобиля? Это, с вероятностью 70-75%, батарея на свалку.
Вот только утилизация такой батареи - это не цветочки с ягодками, а сложнейший технологический процесс, при котором выделяется огромное количество наивреднейших веществ.
Как во время процесса, так и во время производства энергии для этого процесса.
Теперь понятно, почему автомобильные заводы меняют планы и сокращают производство электромобилей? Хваленной заботой об экологии здесь и не пахнет!
Есть ли будущее у электромобилей, как у средства, сохраняющего экологию? Да, есть. Но не в ближайшие пару десятков лет.
Все эти битвы за эконормы есть не более, чем попытка создать квадратное колесо и предъявить его под видом альтернативы круглому.