1,4K подписчиков

Как усваивают иностранный язык дети и взрослые. Часть 1: дети

В 1992 году Элизабет Сервис провела исследования в отношении усвоения английского языка финскими детьми. Их протестировали перед началом курса и оказалось, что способность детей повторить псевдослова с английскими звуками выступила лучшим способом предсказания тех результатов в усвоении английского, которых они достигли через три года. Следующее исследование 1995 года, направленное на выявление того, как связан результат изучения слов на иностранном языке со способностью точно повторять псевдослова, подтвердило наличие достаточно сильной связи между успехами в изучении иностранной лексики и объемом фонологической кратковременной памяти.

В 2020 году в исследовании М. Дж. Вайт рассматривались 27 детей из Южной Африки от 5 до 6 лет, которые изучали английский язык. Все дети были двуязычны, а оба их родителя не были носителями английского языка по рождению. Детей тестировали три раза за год. Связь между усвоенным словарным запасом и способностью повторять псевдослова с английскими звуками была постоянной и сохранялась на протяжении года. Однако в долгосрочной перспективе фонологическая кратковременная память не оказывала столь значительного влияния на усвоение лексики иностранного языка: хотя корреляция сохранялась, она падала после 5 лет.

Исследования Э. В. Масоуры и С. Э. Гатерколе 2005 года показало, что скорость выполнения детьми задания на установление парных соответствий между греческим и английскими словами зависела от их текущего уровня словарного запаса на английском языке, и не зависела от объема фонологической кратковременной памяти. Участниками исследования были греческие дети, которые изучали английский на протяжении трех лет. Однако была установлена значительная связь между их текущим уровнем лексического запаса и объемом фонологической кратковременной памяти. Этот пример подтверждает гипотезу о том, что кратковременная фонологическая память играет роль при создании стабильного и долговременного представления о фонологической структуре новых слов, но уже не так важна, когда человек усвоил фонологические особенности языка и уже может извлекать пользу, благодаря знанию лексики.

Дж. Верхаген и П. Леземан в 2016 году исследовали вопрос о том, оказывают ли влияние на изучение ребенком 5 лет иностранного языка в естественной среде и в искусственной среде одни и те же факторы или нет. Исследование проводилось на 63 турецкоязычных детях, которые изучали нидерландский язык в качестве второго языка, а также на 45 нидерландских детях (знали только свой родной язык). Детей тестировали на знания грамматики, лексики, умение воспринимать речь на слух и отвечать. Исследования показали, что результаты аудиолингвального теста в значительной мере позволяли предсказать результаты грамматического и лексического тестов, как у иностранных детей, так и у детей-носителей языка. Исследования проводились в условиях традиционного порядка обучения детей иностранному языку в школе.

Интересным является исследование о том, в какой степени когнитивные способности ребенка влияют на результат усвоения словарного запаса на иностранном языке, который он приобрел в результате раннего изучения языка в школе с полным погружением в языковую среду. 61 франкоязычному ребенку в возрасте 5 лет, которые только что были зачислены в школу с полным погружением в английский язык, предложили пройти три теста, направленные на выявление объема фонологической кратковременной памяти (повторение псевдослов с французскими звуками), способности определять фонемы (выделение гласных в слове) и распознавания речи (различие минимальных пар - слов, различающихся в одной и той же позиции только одной фонемой). Уровень словарного запаса измерялся каждый год на протяжении трех лет.

Результаты исследования позволили сделать вывод, что кратковременная фонологическая память и способность к распознаванию речи лежат в основе способности усвоения новых слов по крайней мере на первом этапе обучения, если ребенок начинает рано изучать иностранный язык в условиях языкового погружения. Способность повторить несуществующие слова показала связь с результатами тестов на усвоение иностранного языка на протяжении трех лет обучения, та же корреляция была замечена и у детей-носителей языка. После учета влияния иных факторов на скорость усвоения словарного запаса роль кратковременной фонологической памяти все еще была достаточно сильной, чтобы предсказать результаты тестов после первых трех лет обучения с погружением в иностранный язык и первых двух лет обучения для предсказания результатов по пассивному словарному запасу.

Стоит указать и на исследование, которым были получены противоположные результаты. В 2008 году его провели Дж. Кормос и А. Сафар. Они изучали 121 обучающегося средней школе в возрасте от 15 до 16 лет, которые сдали экзамен FCE. Ими был использован тест на способность повторить несуществующие слова. Исследование проводилось в двуязычной школе (венгерско-английский), ученики которой изучали английский язык с нуля по интенсивной программе. Кратковременная фонологическая память никак не оказывала влияние на мастерство владения английским языком, хотя оказывала существенное влияние на результаты до уровня Pre-Intermediate. Такой результат объяснялся авторами тем, что для учеников, переходящих на высокие уровни владения языком, важную роль для увеличения словарного запаса играет умение сохранять в рабочей памяти материал. Неясно, правда, почему это не так у начинающих изучать язык. Возможно, однако, что такое противоречие можно объяснить тем, что никогда не пытались установить связь между кратковременной фонологической памятью и только приобретенным словарным запасом, а всегда тестирование предполагало его проверку через показатели владения языком в речи, слушании, чтении и письме.

Спасибо за прочтение и лайки:) Если вы интересуетесь английским языком, то подписывайтесь на мой канал вк (
https://vk.com/iluminary1), где я кратко рассматриваю его с самых разных сторон:)

В 1992 году Элизабет Сервис провела исследования в отношении усвоения английского языка финскими детьми.