Амедео Модильяни (1884-1920)

Автопортрет (1919),  Сан-Паулу Амедео Модильяни  • Живопись, 1919, 100×64.5 см Местонахождение: Художественный музей MASP
Автопортрет (1919), Сан-Паулу Амедео Модильяни • Живопись, 1919, 100×64.5 см Местонахождение: Художественный музей MASP

СЕРГЕЙ ПУХАЧЁВ. МАСТЕРА МОДЕРНИЗМА.

Меня поразило, что Модильяни нашел красивым одного совсем некрасивого человека и очень настаивал на этом. Я уже тогда подумала: «Он, наверно, видит все не так, как мы».
Анна Ахматова

Модильяни родился в Ливорно, в 1884 году в еврейской мелкобуржуазной семье маклера. С 1899 по 1901 гг. он обучался в городской школе, где основы художественного мастерства преподавал Г. Микеле, последователь импрессионизма. Затем он учился во Флоренции, Венеции. В 22 года Модильяни приехал в Париж и поселился на Монмартре. Из Парижа он практически не выезжал, говоря, что путешествия — «подмена истинного действия». Однако за 5 лет он сменил 12 квартир, наверное, потому, что каждая была дешевле предыдущей.

Его неприкаянность и нищета бросались в глаза, но в то время Модильяни был необыкновенно хорош собой — Ахматова вспоминает его голову Антиноя и глаза с золотыми искрами — молод и талантлив. Впрочем, талант признавали только друзья. Среди публики он не имел и тени признания.

По приезде в Париж Модильяни нашел только одного человека, который купил у него несколько картин, да и тот был слепым. Единственную прижизненную выставку в галерее Вейль закрыла полиция, из-за серии «Обнаженные».

В возрасте 35 лет он умер, став жертвой тяжелого недуга и собственных пагубных страстей. Его подруга Жанна Эбютерн не смогла пережить разлуки с ним и выбросилась с шестого этажа. На надгробном памятнике Модильяни есть надпись: «Смерть настигла его на пороге славы».

На последнем аукционе Sotheby’s «Портрет Жанны Эбютерн» был продан за 31,36 млн. долларов.

СЕРГЕЙ ПУХАЧЁВ. МАСТЕРА МОДЕРНИЗМА.   Меня поразило, что Модильяни нашел красивым одного совсем некрасивого человека и очень настаивал на этом.-2

Всякий знает — если женщина на портрете с длинной шеей, то автор, скорее всего, Модильяни. И это правильно. Поверхностный наблюдатель, бывает, попадает в самую точку. Пластический Модильяни, его «фирменный стиль» — удлиненные пропорции, четкий, почти гравюрный черный контур, глаза без зрачков. Пожалуй и все, можно переходить к следующему художнику. Но лучше остановиться и вглядеться. В изображенной Модильяни пластической формуле не все, как дважды два.

Мне часто доводилось видеть портреты, написанные с фотографии, и часто — людей, радующихся, что получилось «похоже». Возможно, есть какая-то магия в зеркальном изображении нашего лица, и нам не нравится, если кто-то ломает этот привычный образ. Не случайно ведь говорят, что художник в любом портрете пишет прежде всего себя, или, во всяком случае, свое отношение к портретируемому.

Модильяни писал и рисовал почти исключительно только портреты. Но что это за странный портретист, который только сам выбирает свои модели и не приемлет никаких заказов? Да ему никто и не заказывал, разве что свой же брат художник. И то: Сюрваж — «Почему на твоем портрете у меня только один глаз?». Модильяни: «Потому что ты смотришь на мир одним глазом; другим ты смотришь в себя». Кто же закажет портрет этому прирожденному и неисправимому исказителю очевидного и привычного, этому чудаку, обрекшему себя на вечное искание неожиданных правд? Чтобы получить не свое лицо, более или менее похожее, а маску-овал, переходящую из портрета в портрет, без видимой мимики, без выражения, с черными дырами глаз, абсолютно закрытую для восприятия, да еще на фоне (как это часто у Модильяни) плотно закрытой двери?

Кстати, о фоне. Если дать себе труд приглядеться... Он редко пейзажен, и в нем никогда нет аксессуарно-бытовых деталей или архитектуры. Но он всегда связан с колоритом лица или тела по контрасту или по тончайшему слиянию. В этом все дело, это путь к познанию Модильяни. Его «фирменный стиль» не в нарушении пропорций, а в колдовской игре живописной фактуры внутри упрощенной формы. Да и сама форма, как бы быстро ни работал художник, написана не с маху, все повороты ее и нелепости работают на образ, пластическая грубость элегантна и продумана.

Модильяни, по его собственному признанию, не ушел работать с натуры. Но ему нужен был живой человек. Он мог закончить работу в одиночестве, но перед этим «выпить» взглядом все человеческое лицо. «Человек — вот что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник». Поэтому везде, в каждом портрете — судьба, не похожий ни на кого (именно не похожий, и в том числе на себя, обычного), характер, созданный известными только ему одному живописными средствами.

Модильяни говорил, что «линия — это волшебная палочка; чтобы уметь с ней обращаться, нужен гений». Он и был этим гением, правда, никем никогда не замеченным. Можно представить себе, какая очередь желающих портретироваться выстроилась бы к Модильяни сейчас. Но люди слепы.

Среди нас наверняка есть и Модильяни, и Пикассо, и кто угодно, а мы приносим им свои фотографии и просим нарисовать «похоже»....

Наш уголок нам никогда не тесен. «Уголок» по адресу:

Великий Новгород, Б.Московская 37/9, КЦ «Диалог», Новгородский центр современного искусства.