Найти тему
Наука и фантастика

"Авиатор": чисто американская история

Оглавление

Фильм Мартина Скорсезе "Авиатор" вышел на экраны в 2004 году. Фактически это исторический блокбастер, посвященный весьма незаурядной личности Говарда Хьюза (1905-1976) - супербогача-предпринимателя, инженера, авиатора, режиссера и кинопродюсера, причем всем этим он занимался одновременно.

В роли Хьюза - Леонардо ди Каприо
В роли Хьюза - Леонардо ди Каприо

Фильм сделан необычайно тщательно, с великолепным кастингом. Ставка сделана не просто на звезд (включая Леонардо ди Каприо в главной роли), а на звезд, которые внешне похожи на своих исторических прототипов.

Портрет реального Говарда Хьюза на обложке журнала 1948 года. Подпись под портретом: "Деньги + мозги = удовольствие (иногда)".
Портрет реального Говарда Хьюза на обложке журнала 1948 года. Подпись под портретом: "Деньги + мозги = удовольствие (иногда)".

История жизни экстравагантного миллиардера, страстного любителя авиации, кино и красивых женщин, рассказана Скорсезе максимально подробно и по возможности объективно: режиссер не идеализирует своего героя, но пробуждает к нему живой интерес и чисто человеческое сочувствие, особенно в конце, где Хьюз оказывается затравленным, одиноким и психически больным.

Взлёты и падения

Фильм очень зрелищный.

Мне особенно нравятся эпизоды, связанные с авиацией (мир кинозвезд Голливуда - это совсем не моё, ни жарко, ни холодно).

Хьюз пристрастился к полетам с 14 лет (!), в 28 получил лицензию пилота, а в 1930 приобрел свой первый самолет.

Во время съемок своего знаменитого фильма "Ангелы ада" (1930) он не просто руководил процессом, но и учил пилотов, занятых в фильме, и сам демонстрировал различные рискованные трюки.

Кадр из фильма "Ангелы ада". Википедия
Кадр из фильма "Ангелы ада". Википедия

Для того, чтобы летать на машинах 1930-х - начала 1940-х годов, нужно действительно было обладать большой личной храбростью. И в фильме показано не только упоение полётом, небом и властью над самой современной тогда техникой, но и опасности, которым подвергался Хьюз, лично пилотируя новые модели.

При этом Хьюз еще и обострял ситуацию. Ему хотелось снять сцену, где британский истребитель, подбитый немцем, входит в штопор и врезается в землю. Хьюз потребовал, чтобы пилот выбросился с парашютом и пожертвовал дорогой машиной - но сцену снял.

Но вообще во время съемок "Ангелов ада" погибло три лётчика.

Захватывающе сняты две катастрофы.

Одна - во время съемок "Ангелов ада" - завершилась жестковатой посадкой на свекольное поле, но Хьюз лишь поранил ногу, оставшись почти невредимым. Совершенно умилительно, что летал он... в шляпе. Ну, пижон!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вторая катастрофа - действительно жуткая, и лишь чудом не сопровождавшаяся человеческими жертвами и гибелью самого пилота.

Хьюз из последних сил выбирается из горящего самолета, упавшего в пригороде Лос Анджелеса.
Хьюз из последних сил выбирается из горящего самолета, упавшего в пригороде Лос Анджелеса.

Естественно, что человек, постоянно живущий на пределе сил, работающий на износ (и требующий того же самого от своих сотрудников), готовый идти на личный риск и смотреть в лицо смерти, рано или поздно "съезжает с катушек" и не может рассчитывать на обычное к себе отношение.

По сути, это тип трагического героя.

Чисто американская история

История - американская не просто потому, что действие происходит в США на фоне тамошних реалий.

В другой стране, включая СССР, ни такой герой, ни такая биография, ни такая широта сфер деятельности были бы невозможны.

  • Условие 1: большие (очень большие!) деньги. Огромное наследство, которой получил рано осиротевший Хьюз, создало ему великолепные стартовые условия, каких не могло бы сложиться ни в бедной стране, ни в стране с государственной собственностью на средства производства.
  • Условие 2: свобода личности и свобода предпринимательства. Хочешь снимать самые кассовые фильмы? Снимай, если есть деньги! Хочешь использовать в фильме про войну три десятка самолетов? Да пожалуйста, если имеешь такую возможность! Не нужно "выбивать" финансирование, обосновывать необходимость каждого винтика и "выкручиваться" при нехватке всего на свете.
  • Условие 3: частный проект может быть чрезвычайно масштабным, и только тогда у него появляется шанс быть поддержанным на государственном уровне. В этом Хьюз в конце концов потерпел неудачу, но перспективы, в принципе, были, и правительство США с ним сотрудничало.

Разработанный Хьюзом самолет H-4: Геркулес. Фото из Википедии.
Разработанный Хьюзом самолет H-4: Геркулес. Фото из Википедии.
  • Условие 4: герой-одиночка должен быть готов к противостоянию не с какими-то "недостатками на местах" или с тупой бюрократией, а с жестокими и беспринципными конкурентами и влиятельными политиками.

Тут Хьюз оказывается побежденным. Рыцарь-одиночка, воздушный Дон Кихот, не в состоянии в одиночку победить систему. И всё-таки героем в истории останется он, а не его враги.

Примерить доспехи героя

Желания заурядных представителей человечества обычно исчерпываются сугубо земными благами. Роскошные дворцы с золотыми сортирами, самые большие и шикарные яхты с претенциозными названиями, старинные замки где-нибудь в Австрии или во Франции, виллы у теплых морей, виноградники в благословенной Тоскане, дорогостоящие продажные красотки, футбольная команда... Чего еще не хватает в списке?.. Ах, да, часовню или церковку можно построить. И пожертвовать денег на возрождение какого-нибудь монастыря. Или антиквариата накупить, только бы не просчитаться (в искусстве эта публика не разбирается, предпочитая "дорого-богато").

А где - масштаб, размах, фантазия, великие сны о счастливой судьбе человечества?..

Ась?... Не слышали.

Авиацию и космонавтику развивают те, для которых свобода - естественная среда обитания, и тот воздух, которым они дышат.

А теперь зададимся вопросом.

Допустим, у вас есть неограниченные (ну, почти!) финансовые возможности.

Над вами нет никакого начальства. Вы можете желать, чего угодно, и делать, что хотите.

И?...

--

В моей космоопере "Хранительница" есть парочка таких "авиаторов": отец и сын, бароны Ризеншнайдер цу Нойбург фон Волькенштайн, владельцы частного исследовательского космолета "Гране". Барон Максимилиан Александр продал свой фамильный замок в Германии и вложил все средства в постройку космолета, отправившись исследовать дальние миры по программам, согласованным с Межгалактическим альянсом.

Разумеется, это фантастика. Но не столь уж фантастичная, как показывает история Говарда Хьюза.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент выложены пять романов (включая "Алуэссу") и выкладывается шестой, "Наследник".

Новый роман - "Возвращение Улисса" - закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.