8 марта, жены шахтеров и "первый привет".

По одной из версий, история Международного женского дня начинается с "марша пустых кастрюль", который устроили 8 марта 1857 года нью-йоркские текстильщицы. Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и равноправия женщин. Правда, факт наличия у них именно кастрюль не доказан, но к истории пришит крепко. Есть и другие факты на счет того, кто и зачем вышел с акцией протеста к властям, но не будем о них, остановимся на этом.

Несколько лет Международный женский день праздновали в разных странах и в разное время. В 1975 году Организацией Объединенных Наций 8 марта был объявлен официально Международным днём женщин.

В Абхазии этот праздник тоже отмечают в лучших традициях абхазской широкой души. Но и не без капли горечи за то, что слишком тяжким грузом на хрупкие женские плечи легли нелегкие испытания.

Поэтому Международный женский день – это один из поводов выразить восхищение силой и терпением женщин.

Традиционно считается, что символом праздника является мимоза, но в Абхазии не принято дарить ее женщинам на 8 Марта. В Сухуме в канун праздника вы не найдете её в продаже ни на рынке, ни в цветочных магазинах, а вот розы, тюльпаны и горные гвоздики здесь можно найти в огромном количестве.

По одной из версий, история Международного женского дня  начинается с "марша пустых кастрюль", который устроили 8 марта 1857 года нью-йоркские текстильщицы.

8 Марта в Абхазии также официальный выходной день. Он утверждён в календаре праздничных и памятных дат.

А я хотел бы рассказать сегодня немного о жизни женщин в шахтерском городе в 60-е годы прошлого столетия. Почему так? Потому что это наша история, память и все-таки не так много шахтерских городов было в СССР, а наш Ткуарчал - уникальный, единственный город в горах. Культ семьи, как и в других советских городах, в Ткуарчале очень ценился, а женщина - хранительница семейного очага и хозяйка, жена и мать, и тыл, и отрада.

Улицы города и ткуарчальские женщины
Улицы города и ткуарчальские женщины

«Взаимоотношения супругов строились на основании дружбы, обусловленной не только равными гражданскими и имущественными правами, но и независимым экономическим положением женщины, принимающей или могущей принять участие в общественном производстве. Большое значение для укрепления семьи у рабочих-абхазов Ткварчала имеет рост благосостояния семьи.

В тех семьях, где женщина не работает на производстве. Большинство хозяйственных обязанностей в семье лежит на ее плечах. Она закупает необходимые для семьи вещи и продукты, занимается уборкой, готовит обед, воспитывает детей. Большую помощь оказывают женщине имеющиеся в городе комбинаты бытового обслуживания и прачечные, снимающие с плеч женщин часть трудоемких домашних работ, таких как ремонт одежды, стирка белья и т.д.

По одной из версий, история Международного женского дня  начинается с "марша пустых кастрюль", который устроили 8 марта 1857 года нью-йоркские текстильщицы.-3

В семьях, где женщина работает на производстве, там еще больше пользуются услугами комбината бытового обслуживания и, кроме того, жене помогает муж. В свободное время и выходные муж и жена посещают кинотеатры и клубы. Довольно часто, в воскресные дни, особенно летом, семьи отправляются на прогулку в окрестные места или же в соседнюю деревню к родителям и родственникам.

По одной из версий, история Международного женского дня  начинается с "марша пустых кастрюль", который устроили 8 марта 1857 года нью-йоркские текстильщицы.-4

Положение женщины в семьях рабочих-абхазов города Ткварчал определяется рядом факторов, основными из которых являются: активное ее участие в общественно-производственной жизни предприятия, наличие широкой сети детских учреждений, а также неуклонный рост благосостояния семьи.

Партия и правительство проявляют большую заботу о советских женщинах, запрещая использовать их труд на тяжелых работах. В Ткварчале также, как и всюду в нашей стране, женский труд используется на разнообразных работах, не связанных с тяжелым физическим напряжением. Так, например, многие женщины, работающие на шахте №1, обслуживают горные механизмы, выбирают породу из угля, разгружают выходящие на-гора составы (откатчицы, лебедчицы), готовят к отправке порожняк ( сцепщицы). Много женщин работает на канатной дороге, на обогатительной фабрике (мойщицы, учетчицы).

О роли женщины в производственной жизни треста «Ткварчел-уголь» можно судить по приводимым ниже данным: в 1957 году по сведениям отдела кадров числилось 117 женщин на шахте №4, 139 женщин на шахте №6, по всем предприятиям треста, кроме шахт – 731 женщина. С каждым годом растет число женщин-работниц из числа местного населения.

Штольня №1
Штольня №1

Женщины в большинстве своем используют стоящие перед ними широкие возможности получать среднее и высшее техническое образование. Это же способствует вовлечению их в число квалифицированных работников».* ("Труды Абхазского института языка, литературы и истории. Выпуск XXХI", 1960 г.).

Но для Абхазии 8 марта - это не только международный женский день.

Если кратко, то 4 марта 1921 года в Сухуме установили советскую власть, а уже 8 марта - во всех районах Абхазии.

После установления советской власти в республике лидеры революции по радио отправили Ленину "первый революционный привет". "Восставшие рабочие и крестьяне Абхазии свергли преступное меньшевистское правительство и провозгласили советскую власть в Абхазии. Молодая Советская Абхазия шлет своей первый революционный привет Великой Советской России – заступнице всех малых угнетенных народностей и покровительнице трудящихся масс всего мира", - говорилось в сообщении.

28 марта 1921 года образовалась Абхазская Советская Социалистическая Республика. Территория восстановила государственность, которая была ликвидирована в 1864 году царской Россией.

Вот такой небольшой исторический экскурс получился у меня ко дню 8 марта.

Традиционно веточку мимозы на фоне гор!
Традиционно веточку мимозы на фоне гор!

С праздником, дорогие подписчицы и читательницы! Всех благ и всего самого наилучшего!