10,8K подписчиков

Как знакомство с дочерью Сталина изменило жизнь ведущего «Кинопанорамы» Алексея Каплера

Связанная с ГУЛАГом глава есть и в жизни ведущего «Кинопанорамы» — одной из самых горячо любимых передач советского телевидения. Алексей Яковлевич Каплер трудился над ней с 1966 по 1972 год и благодаря своей харизме, живой и обаятельной речи был любимцем зрителей. «Полосатый рейс», «Человек-амфибия», «Она защищает Родину», «Три товарища» — все эти фильмы по сценариям Каплера просмотрены миллионами советских граждан, некоторые из них стали классикой. Алексей Каплер вел разнообразную творческую деятельность: был кинодраматургом, писателем, педагогом, за что удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Алексей Каплер
Алексей Каплер

Родился он в 1904 году в семье киевского купца первой гильдии Якова Нафталиевича Каплера и Раисы Захарьевны Каплер. Кинематография и театр казались привлекательными ему с самого детства и, несмотря на желание отца видеть в нем приемника семейного дела, это увлечение подтолкнуло молодого творца к созданию в Киеве в 1919 году экспериментального театра «Арлекин». Там совместно с Григорием Козинцевым и Сергеем Юткевичем он разыгрывает кукольное представление по пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде». Однако спустя некоторое время Каплеру стало неинтересно быть актером. Алексей Яковлевич начинает пробовать себя в мире кинематографа, ассистируя Александру Довженко в картине «Арсенал», а позднее став режиссёром и сценаристом на Киевской кинофабрике.

Известность пришла с созданием, транслирующих невиданный ранее взгляд на роль Владимира Ильича в киноискусстве, фильмов «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Первый фильм понравился Сталину, команда была награждена Орденами Ленина, а спустя четыре года, в 1941 году, еще и Сталинской премией.

Теперь, когда созданы десятки, если не сотни произведений об Ильиче, когда его появление на сцене или на экране стало привычным, трудно представить себе, как все мы были далеки даже от тени такой мысли. <...> Написать, как в обычном сценарии, «Ленин», подчеркнуть фамилию, поставить двоеточие и начать излагать за Ленина то, что он говорит, казалось невозможным, кощунственным,

— писал в автобиографии сценарист.

Алексей Каплер
Алексей Каплер

Переломным станет ноябрь 1943 года, когда Каплер получил от Василия Сталина приглашение на празднование по случаю годовщины Октябрьской революции. Там среди гостей была и Светлана Аллилуева, дочь вождя. Случайное знакомство со скучающей в стороне девушкой переросло в роман. Они начали переписываться, встречаться в музеях, театрах и кино. Общение не осталось тайным: однажды Каплеру позвонили и посоветовали срочно уехать на фронт за материалами к новому фильму, но он остался, а на следующий день был арестован.

Светлана Аллилуева
Светлана Аллилуева

В итоге в 1943 году по обвинению в связях с иностранцами и шпионаже в пользу Англии сценариста приговорили к 5 годам лишения свободы и отправили в Воркуту. Благодаря снисходительному отношению начальника лагеря Алексей Каплер имел возможность выходить за огражденную территорию и работать городским фотографом. Как раз в этот период там пробовали рационализировать труд заключенных. Так, в октябре 1943 года начальник управления Воркутлага генерал М.М. Мальцев направил ходатайство наркому внутренних дел СССР в отношении рационального использования рабочей силы заключенных и вольнонаемных. Для закрепления кадров, сохранения и обеспечения строительства рабочей силой генерал предлагал ввести ряд льгот: нормы довольствия заключенных Воркутстроя уровнять с Норильским ИТЛ; предоставить право НКВД Коми АССР совместно с прокуратурой и управлением Воркутлага досрочно освобождать заключенных по бытовым статьям за хорошую работу и т.д.

Пять лет заключения принесли Каплеру не только болезненный опыт. В Воркуте он много писал, а также познакомился с актрисой Валентиной Токарской. Несмотря на запрет появляться в столице и выходить на связь со Светланой, после освобождения в 1948 году сценарист направляется в Киев через Москву, где на вокзале вновь подвергается аресту и последующему этапированию в Инту (Коми АССР). Каплера отправляют в Минеральный лагерь (особлаг № 1) — один из особых лагерей, специально созданных в 1948 году для осужденных по политическим мотивам.

Заключённые Минлага
Заключённые Минлага

Минеральный лагерь был создан базе Интинского ИТЛ. В Минлаге Каплер пробудет до 1954 года. Поблажек в Минлаге уже не было, в особых лагерях заключенных отправляли исключительно на общие работы, режим содержания был значительно жестче, чем в ИТЛ, кроме того, все заключенные нумеровались, а номера вшивались в верхнюю одежду. Как и все заключенные Каплер работал в шахте, некоторое время был санитаром в больничном бараке и раздатчиком посылок. Однажды к очередной годовщине революции повесили афишу: «7, 8, 9 ноября в клубе будет демонстрироваться фильм "Ленин в Октябре"». Каплер почувствовал боль в сердце. Утешением для него была Токарская. Ей он писал:

Родная, бесконечно дорогая моя! Тоненькая ниточка твоего звездного света мне абсолютно необходима. Хоть она и призрачная, хоть к ней нельзя даже прикоснуться, но это мой единственный ориентир.

Еще во время функционирования Интинлага в поселке был организован небольшой театр, где работали Николай Константинович Печковский — знаменитый тенор, солист Мариинского театра, певица Лина Лувере — жена композитора Прокофьева, Нина Горская — жена артиста кино Бориса Чиркова. Обширный репертуар драматической группы включал произведения русских и советских драматургов: «За чем пойдешь, то и найдешь», «Без вины виноватые» Островского, «Женитьба» Гоголя, ряд водевилей Чехова, «Русский вопрос» Симонова, «Платон Кречет» Корнейчука. Ставились как простые оперетты Кальмана «Баядера», «Марица», «Сильва», так и совсем сложные спектакли – оперы «Кармен» Бизе, «Паяцы». За один только 1946 год в театре было показано 86 спектаклей.

Исправительное учреждение положило начало городу Инта, на гербе которого запечатлена водонапорная башня, построенная там интернациональными бригадами строителей-заключенных. Монументы в память о погибших поставлены в Абези, Адаке, и в центре города. Именно там был сооружен самый первый в СССР памятник заключённым сталинских лагерей. Изваяние Dzimtenei (Родине) было установлено в качестве надгробия на могиле нескольких латышей, заключённым скульптором Эдвардсом Сидрабсом, одним из создателей национальной статуи Свободы, установленной в Риге. В бетоне он отлил образ Матери-Родины, в правой руке держащей знак стойкости — дубовую ветвь, в левой — клубок нитей, дабы дети могли найти дорогу домой. Монумент символизирует стойкость и непрерывающуюся связь с домом.

Памятник репрессированным латышам Dzimtenei в Инте
Памятник репрессированным латышам Dzimtenei в Инте

С возвращением в Москву жизнь начала налаживаться. Теперь все его время посвящено написаниям сценариев, а также преподаванию в ВГИКе, где он воспитал множество талантливых сценаристов и режиссеров. К 1961 году были написаны сценарии фильмов, ставших лидерами советского проката, «Человек-амфибия» и «Полосатый рейс». В 1966-м Каплера приглашают на телевидение ведущим программы о киноискусстве — именно работа над ней приносит ему признание публики.

Майя Плисецкая в гостях у "Кинопанорамы". Ведущий - Алексей Каплер
Майя Плисецкая в гостях у "Кинопанорамы". Ведущий - Алексей Каплер

Более 6 лет Алексей Яковлевич не просто вёл «Кинопанораму», а создавал вокруг себя команду единомышленников из числа помощников и редакторов. Передача взлетела в рейтингах и надолго заняла первое место в телепрограмме. Успех пришел благодаря умению Алексея Яковлевича без художественного высокомерия и излишней развязности, просто, как бы на правах более опытного товарища, специалиста, беседовать с телезрителями, незаметно вводя их в круг больших проблем кинематографа.

Алексей Каплер умер 11 сентября 1979 года, оставив большое наследие в советском кинопроизводстве.