Как появилась императорская серия пасхальных яиц Фаберже? Историческая справка ко дню рождения императора Александра III

171 прочитал

10 марта 1845 г. в семье императора Александра II родился второй сын, которому было суждено стать следующим российским правителем под именем Александра III. Именно на годы его правления (1881–1894) приходится восхождение ювелирного бренда Fabergé, вскоре завоевавшего популярность по всей Европе. Для молодого Карла Фаберже, главы скромной ювелирной фирмы, первый заказ императора оказался судьбоносным...

Цесаревич Александр Александрович с женой и детьми (1878)
Цесаревич Александр Александрович с женой и детьми (1878)

Первое пасхальное яйцо Фаберже

Первое пасхальное яйцо было исполнено Карлом Фаберже в 1885 году именно по заказу императора Александра III. Оно предназначалось в дар его супруге императрице Марии Федоровне, которая отметила работы «молодого, но уже вполне зрелого, первоклассного ювелира» тремя годами раньше на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве. Карл Густавович, с 1872 года стоявший во главе семейного бизнеса, впервые участвовал в подобном соревновании «на почве искусств и промышленности» и сразу же завоевал золотую медаль и симпатии императрицы, осчастливившей ювелира покупкой у него пары золотых запонок в античном вкусе.

Пасхальное яйцо «Курочка». Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин. Собрание Музея Фаберже
Пасхальное яйцо «Курочка». Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин. Собрание Музея Фаберже

Своего рода куратором первого императорского пасхального проекта стал по просьбе Александра III его родной брат — великий князь Владимир Александрович, президент Императорской Академии художеств, а сам император явился соавтором Фаберже в создании первого яйца.

Откуда взялась идея?

Первое пасхальное яйцо, которое Фаберже предстояло исполнить по личному распоряжению императора, должно было стать копией более раннего ювелирного произведения — так называемого яйца Вильгельмины, созданного в начале XVIII века во Франции и принадлежавшего родителям Марии Федоровны, королю Дании Кристиану IX и королеве Луизе. 

Что получилось в итоге?

Исполняя императорский заказ, Фаберже создал не копию, а собственную элегантную версию старинного изделия. Мастер отказался от полихромной эмали, алмазных гнезд, монограмм и девизов, украшавших яйцо Вильгельмины. Благодаря этому яйцо «Курочка» выглядит просто и цельно. Покрывающая его корпус белая непрозрачная эмаль имитирует скорлупу, а вложенный в него желток выполнен из матового золота. В нем содержится курочка из разноцветного золота, внутри нее — миниатюрная алмазная императорская корона. Конечным сюрпризом, по решению императора, было маленькое рубиновое яйцо-кулон (сегодня местонахождение короны и кулона неизвестно).

Пасхальное яйцо «Курочка». Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин. Собрание Музея Фаберже
Пасхальное яйцо «Курочка». Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин. Собрание Музея Фаберже

По окончании работы Владимир Александрович послал царю письмо — «краткую... инструкцию, с тем как бы следует обращаться с сим замысловатым предметом» — и дал высокую оценку произведению: «На мой взгляд, работа удалась вполне и своею тонкостью и отделкою деталей заслуживает даже похвалы». Император тоже посчитал, что заказ «удался как нельзя лучше» и понадеялся, что «яйцо произведет эффект на будущую его обладательницу».

Какой был эффект?

Марии Федоровне оно понравилось настолько, что с тех пор заказ стал традиционным. Каждый год на Страстной неделе Карл Густавович передавал императору очередной пасхальный шедевр, оригинальный и неповторимый. С 1885 по 1916 год включительно было выполнено 50 пасхальных яиц по императорскому заказу.

Пасхальное яйцо «Ренессанс» и его таинственный сюрприз

Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа (Le Roy) из собраний музея сокровищницы саксонских курфюрстов «Зеленый свод» (Grünes Gewelbe) в Дрездене, где Карл Густавович прожил несколько лет.

Шкатулка мастера Ле Роя, около 1700 года. Принадлежала Августу Сильному. Музей «Грюнес Гевёльбе», Дрезден.
Источник: https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/117970
Шкатулка мастера Ле Роя, около 1700 года. Принадлежала Августу Сильному. Музей «Грюнес Гевёльбе», Дрезден. Источник: https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/117970

Как фирма Фаберже переработала старинный прототип?

Форма старинной овальной шкатулки, взятой Фаберже за основу, преобразована в форму яйца, размещенного по горизонтали. Яйцо выполнено из агата и украшено золотой, покрытой полихромной эмалью оправой с золотыми львиными маскаронами и драгоценными камнями. На верхней половине яйца бриллиантами выложена дата его создания (листайте галерею).

Сюрприз в нем отсутствует, и непонятно, был ли он вообще. По крайней мере, в счете, отправленном в Кабинет Его Императорского Величества, о сюрпризе не сказано ни слова, но среди материалов упомянут жемчуг, которого нет на скорлупе. Можно предположить, что внутри яйца-шкатулки лежало какое-нибудь жемчужное украшение.

Где же сюрприз яйца «Ренессанс»?

В 2004 году перед планировавшейся продажей коллекции на аукционе Sotheby’s Кристофер Форбс высказал предположение, что сюрпризом яйца «Ренессанс» было яйцо «Воскресение Христово», также хранившееся в коллекции Форбс. Оно выполнено из горного хрусталя с поясками алмазных «роз» и имеет внутри полихромные фигурки Христа и двух ангелов.

Яйцо «Воскресение Христово». Санкт-Петербург, 1886­–1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Собрание Музея Фаберже
Яйцо «Воскресение Христово». Санкт-Петербург, 1886­–1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Собрание Музея Фаберже

Причины для этого заявления были следующие:

  1. Небольшое яйцо, тоже исполненное в ренессансном вкусе, помещается в агатовое яйцо-шкатулку и украшено жемчугом, упомянутым в денежном счете ювелира.
  2. Яйцо «Воскресение» действительно находилось среди имущества Марии Федоровны, о чем свидетельствует фотография витрины с ее вещами на выставке художественных произведений К. Фаберже, старинных миниатюр и табакерок, состоявшейся в марте 1902 года в роскошном особняке барона П. П. фон Дервиза на Английской набережной в Санкт- Петербурге.
  3. Оно, ко всему прочему, упомянуто в большевистских списках дворцового имущества: «хрустальное яичко с фигурами внутри, на золотой подставке с 8 бриллиантами, розами и жемчугом».
  4. Эти изделия очень похожи по стилю исполнения и цветовой гамме. Яйцо «Воскресение Христово» имеет эмалевое покрытие со схожим рисунком, что и яйцо «Ренессанс».
выставке художественных произведений К. Фаберже, старинных миниатюр и табакерок в особняке барона П. П. фон Дервиза, март 1902 г.
выставке художественных произведений К. Фаберже, старинных миниатюр и табакерок в особняке барона П. П. фон Дервиза, март 1902 г.

Мог ли Фаберже положить одно хрупкое каменное яйцо в другое без ложемента или каких-либо специальных креплений, — покажут время и дальнейшие исследования. Как бы то ни было, яйцо «Воскресение» было создано в 1890-е годы в мастерской Михаила Перхина, принадлежало императрице Марии Федоровне и ныне украшает коллекцию Музея Фаберже.

На сегодняшний день собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов: знаменитые Пасхальные яйца Фаберже, фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.

Билеты в Музей Фаберже доступны по ссылке.