К 8 марта: фарфоровые «Розы» из собрания Музея Фаберже

В нишах Белой гостиной Шуваловского дворца экспонируется серия декоративных тарелок «Розы», выполненная в живописной мастерской князя Н.Б. Юсупова в Архангельском в 1826-1827 годах.

Белая гостиная Шуваловского дворца. Музея Фаберже
Белая гостиная Шуваловского дворца. Музея Фаберже

Образцом для росписи на тарелках послужили раскрашенные гравюры трехтомного атласа «Розы», хранившегося в усадебной библиотеке князя в Архангельском. Считается, что составитель атласа – известный французский ботаник Пьер-Жозеф Редуте, бывший также придворным художником Жозефины Богарне, изобразил розы, произраставшие в ее саду в Мальмезоне.

Мастера Юсупова творчески относились к копированию изображений из атласа, зачастую перерабатывали их или опускали незначительные, на их взгляд, детали. Так, при переносе изображения с прямоугольного графического листа на круглое зеркало тарелки художник мог исключить из композиции несколько мелких бутонов и веточек или изменить расположение некоторых цветов и листьев друг относительно друга. Изображения цветов воспроизводились на тарелках с указанием названия сорта.

Большая часть тарелок находилась в собрании князей Юсуповых в московском доме. В середине XIX века тарелки серии «Розы» были перевезены в Петербург и хранились в Юсуповском дворце на Мойке.

Предлагаем вам пролистать галерею, чтобы рассмотреть каждое произведение в отдельности.

Живописная мастерская князя Н.Б. Юсупова

Юсуповский фарфор, возникший как «ученая прихоть» и усадебная «затея», стал исключительным явлением в истории русского декоративно-прикладного искусства XIX века. Концепция художественной отделки фарфора принадлежала самому владельцу. Его эстетические предпочтения были подкреплены многолетним опытом коллекционера, общением с ведущими художниками Европы, знакомством с деятельностью фарфоровых мануфактур Вены, Севра, частных заводов Парижа, а также собственной практикой руководителя художественной промышленности: в 1792‒1802 годах Н.Б. Юсупов был директором Императорского фарфорового и стеклянного заводов.

С января 1822 года фарфоровое заведение возглавил французский живописец Август Филипп Ламбер, приглашенный князем из Севра. При нем «фарфоровое заведение» было расширено, увеличено число живописцев и учеников, усовершенствована технология росписи и обжига и значительно обогащена тематика росписей. Именно под руководством Ламбера были созданы самые известные произведения Юсуповского фарфорового заведения, в том числе серия тарелок «Розы» по ботаническому атласу П.-Ж. Редуте.

Источник: Музей-заповедник «Архангельское»

На сегодняшний день собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов: знаменитые Пасхальные яйца Фаберже, фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.

Билеты в Музей Фаберже доступны по ссылке.