15K подписчиков

ВДА – взрослые дети алкоголиков

Это не просто аббревиатура, а сообщество, довольно сильно напоминающее АА. Есть у ВДА и английское название – ACA или ACoA (Adult Children of Alcoholics). Помимо этого есть ещё и распространённый синдром с тем же названием. Что же это такое?

ВДА – это анонимное сообщество, группа поддержки и самопомощи, которая работает на базе АА и программы "12 шагов". Что неудивительно. Проблемы родителей-алкоголиков очень часто присутствуют и в жизни их детей. Целью создания таких программ является "эмоциональная трезвость".

Это не просто аббревиатура, а сообщество, довольно сильно напоминающее АА. Есть у ВДА и английское название – ACA или ACoA (Adult Children of Alcoholics).

По данным Википедии, в нашей стране "ВДА как явление составляют от 25 до 50% населения". Также уточняется, что взрослые дети алкоголиков являются группой риска по заболеваемости алкогольной и другими зависимостями, а также возможности совершения суицида.

Первоначально сообщество под названием "Пост-подросток" возникло на территории США в 1973 году. Современное название оно получило благодаря психологу Джанет Войтиц, которая в 1983 году издала книгу под названием «Adult Children of Alcoholics». Более того, она защитила докторскую диссертацию, в которой доказала эффективность программы.

Данной проблемой занималась и доктор наук Тиан Дейтон, которая также является автором книги «Синдром Травмы ВДА». В ней она описывает, как возникает боль от детских травм, и как она получает своё развитие в зрелом возрасте у ВДА, как посттравматическая реакция на стресс.

Детская боль, которая оставалась относительно спящей в течение десятилетий, может вновь проявиться как реакция на возникновение близких отношений.

Так же, как выстрел из выхлопной трубы автомобиля запускает у солдата бессознательное воспоминание о стрельбе, когда ВДА взрослеют и вступают в близкие отношения, становятся родителями, то уязвимость, зависимость и близость этих отношений может стать триггером проявления непрожитой и бессознательной детской боли.

Первые группы ВДА появились в Нью-Йорке около 1978 года.

ВДА — это терапевтическая программа, фокусирующая человека на заботе о самом себе и становлении любящим родителем для своего раненого внутреннего ребенка. Она нацелена на то, что человек выстроит себя заново, возьмёт за это личную ответственность, неизменно отстаивая своё право на здоровую жизнь и активно работая над изменениями, необходимыми для её достижения.

Позиция сообщества ВДА заключается не в том, чтобы поддерживать у своих членов чувство "жертвы", а в практическом рассмотрении семейной дисфункции, как заболевания, передающегося из поколения в поколение и шаблона поведения, который может быть исцелен и изменен.

Благодаря общению в сообществе, а также чтению программной литературы, участники сообщества приходят к пониманию, что даже самые раненые из них имеют своих внутренних детей, достойных любви и исцеления. Суть сообщества и осознанность его участников связаны с честным признанием трудностей и искренним состраданием к ним.

Регулярно посещая собрания, человек постепенно приходит к пониманию того, чем на самом деле является семейный алкоголизм или семейная дисфункция: это болезнь, которой он заразился в детстве, и которая продолжает влиять на него во взрослой жизни.

Кто же такие взрослые дети алкоголиков?

ВДА – это люди, которые являются выходцами из семей, где минимум один из родителей был алкоголиком, и в связи с этим они были вынуждены выработать  определенные качества, помогающие «выживать» в данной семье. Однако эти же качества абсолютно дестабилизируют жизнь вне родительской дисфункциональной семьи.

Термин ВДА тесно связан с термином ВДД - взрослые дети из дисфункциональных семей. Это семьи, в которых проявлялись акты всех видов насилия, перфекционизм, религиозный фанатизм, «эмоциональный развод» родителей, запрет на выражения чувств и пр.

Синдром ВДА – это проблемы и расстройства, вызванных деструктивными личностными схемами, возникшими в детстве в алкогольной семье, которые затрудняют адекватный контакт с реальностью и провоцируют психологическое застревание в травматическом прошлом.

Данные искажения взрослым ребенком не осознаются. Деструктивные схемы провоцируют инфантильность и игнорирование своих потребностей, застревание в переживании негативных чувств. Приводят так же к проблемам в общении: агрессивность и недоверчивость, переживание двойственных эмоций.

Однако невозможно утверждать, что все дети, выросшие в дисфункциональных семьях, имеют серьезные проблемы и личностные нарушения.

Поэтому «синдром ВДА» не отмечен как отдельная болезнь или расстройство личности. Пациенты с таким синдромом получают, как правило, психиатрический диагноз «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации».

Типы ВДА

Это не просто аббревиатура, а сообщество, довольно сильно напоминающее АА. Есть у ВДА и английское название – ACA или ACoA (Adult Children of Alcoholics).-3

  1. Отчужденные. Это люди, которые не признают, что происходящие в отчем доме события продолжают оказывать на них серьезное влияние и во взрослом возрасте. Чувствуют себя они «иными», более сложными и запутанными. В общении с людьми проявляют высокую степень контроля. Они чувствуют, что окружение оценивает их негативно.
  2. Грустные. Многие ВДА проходят периодические курсы лечения депрессии. Они часто сменяют препараты, которые не приносят им желаемого облегчения и не уменьшают общей депрессивной подавленности. Терапию у психолога, как правило, заканчивают после первого визита, так как боятся бросить свою уже давно привычную беспомощность и подавленность. Их воспоминания переполнены тяжелым опытом потерь. Травматические драмы из детства являются источником неописуемого горя и боли, которые не удается загасить таблеткой.
  3. Обиженные – некоторые из ВДА осознают, что были очень сильно ранены в детстве. Они переживают в душе горе, гнев, горечь и даже ненависть к тому из родителей, который пил или проявлял насилие по отношению к ним. Чувствуют себя ранеными и воспринимают мир и людей сквозь призму своей обиды.
  4. Зависимые. Существует группа таких ВДА, которые сами становятся зависимыми, употребляющими психоактивные вещества. Начинают они употреблять потому, что не могут справиться с трудностями и внутренним напряжением. Они четко переносят все семейные алкогольные и прочие традиции, способы решения проблем посредством употребления, во взрослую жизнь, полностью копируя ее.
  5. Созависимые – это дети, выросшие в трудных семьях, осуществляющие с детства опеку и заботу для родственников. Вырастая, они вступают в отношения с людьми, о которых следует заботиться (например, с зависимыми, с тяжелобольными). Жизнь с партнером, который не требует опеки и полного посвящения себя, считают неинтересной и рутинной.
  6. Успешные – это те ВДА, которые занимают ответственные посты, профессионально успешны. Они с удовольствием и высокой эффективностью будут работать как за высокую оплату, так и за «спасибо». С завидной успешностью они могут решать сложные задачи в условиях стресса и под давлением. Не боятся сложных заданий и, когда потребуется, смело идут на риск. Они очень ответственные. Окружающие удивляются и завидуют их собранности и внутреннему спокойствию, не понимая, насколько противоречит то, что они видят, тому, что происходит внутри этих людей.
  7. Неполноценные. Опознать их можно по маркерам самопринижения в общении с окружающими людьми. Влияет на это несколько факторов: укоренившийся из детства образ «я-плохой», отсутствие позитивного опыта близких отношений с людьми и нехватка базовых умений (общение, построение близких отношений, разрешение конфликтов).

Можно ли вылечить ВДА?

Да, это возможно при помощи индивидуальной или групповой психотерапии. В решении подобных проблем могут помочь психологи. Заниматься со специалистом для достижения позитивных результатов необходимо от полугода до года.

Что изменится после терапии? Прежде всего меняется восприятие самого себя в ситуациях социального взаимодействия. Люди чувствуют себя более уверенными, начинают чаще говорить о себе позитивно и бережно относиться к своим границам и потребностям. Это связано с ростом ощущения эмоциональной уравновешенности, внутреннего спокойствия.

К какому типу ВДА я отношусь?

Вот здесь я зашла в тупик, ведь практически все типы мне так или иначе близки. Напомню, что и я росла в семье с отцом-алкоголиком, в которой скандалы, пьянки и драки были неотъемлемой частью повседневного была на протяжении 8 лет. Моя мама почему-то свято уверена в том, что я всё забыла, так как была маленькая, и никакого негативного влияния на меня это не произвело.

Однако специалисты в области психиатрии с ней вряд ли согласятся, особенно с учётом, что детская психика формируется до 3-4 лет. Что могло сформироваться в такой атмосфере, остаётся только гадать. На этот вопрос мне даст ответ только психолог, если я до него когда-нибудь дойду.

Это не просто аббревиатура, а сообщество, довольно сильно напоминающее АА. Есть у ВДА и английское название – ACA или ACoA (Adult Children of Alcoholics).-4

Что касается отчуждённого типа, то я тоже чувствую себя #не_такой_как_все, сложной и запутанной. Да и грустной меня вполне можно назвать, ведь "общая депрессивная подавленность" меня преследует практически всю жизнь, из-за чего, собственно, я и убегала в мир безмятежного алкогольного спокойствия.

Обиженные – это слово точно не всем придётся по вкусу). Говорят, что обида – признак глупости. Поэтому по жизни я стараюсь не обижаться на людей, молча дуя губы, а решать проблему на месте. Однако про ненависть к одному из родителей – это правда. Я действительно всем сердцем и душой ненавижу отца-алкоголика, который испортил жизнь далеко не одному человеку. А если углубиться, то панически боюсь, ведь он с детства внушил этот страх при помощи рукоприкладства.

Как я отношусь к зависимым, объяснять не приходится. Но я бухала не из-за плохого примера, а из-за поломанной психики и неправильного воспитания.

Единственный пункт, который я к себе не отношу и считаю, что данный вопрос мною проработан, это созависимость. Я не буду квочкой кудахтать вокруг обиженных и обделённых, сирых и убогих. Жалость не имеет ничего общего с любовью.

Что касается успешности, то в случае, если речь идёт о сдельщине, я порву одно место, но буду первой и лучшей. Я люблю зарабатывать деньги. Но могу, как и сказано, работать за «спасибо». Особенно мне приглянулась фраза: "Окружающие удивляются и завидуют их собранности и внутреннему спокойствию, не понимая, насколько противоречит то, что они видят, тому, что происходит внутри этих людей." С виду я спокойна, как удав, но внутри меня извергаются вулканы.

Что же касается неполноценности, то тут, наверное, дело в низкой самооценке, которая, как бы я ни старалась, не хочет ползти наверх. Плюс есть такая вещь, как воспитание. В детстве меня не хвалили и никак не поощряли за успехи. Либо было всё нормально, и всё хорошее, какие-то мои достижения воспринимались как должное. Либо, если я вдруг ошибалась, то автоматом становилась плохой. Такие люди, как я, во взрослой жизни очень хотят быть для всех хорошими, что приводит к стиранию личных границ и неумению вовремя сказать: "нет".

Если и среди вас есть взрослые дети алкоголиков, расскажите, какие последствия жизни в семье с родителями-алкоголиками вы ощущаете на себе и по сей день, спустя десятилетия?