J. P. Sauer & Sohn, Simson, Holland & Holland, James Purdey & Sons, Aug. Lebeau-Courally, Auguste Francotte, James Purdey and Sons, Николай Гонно, Франц Мацка, Константин Маслов, Иван Алешкин и др. Имена, которые у интересующихся охотничьим оружием людей ассоциируется в первую очередь с превосходным качеством, надёжностью и великолепной выдумкой. Бой двустволок старых мастеров, как правило, отменный. По резкости и равномерности осыпи, превосходящий показатели сегодняшнего оружия, а кучность всегда отвечала желаниям заказчика. Но это в первую очередь относится к ружьям штучной работы, на изготовление и отделку которых уходили многие месяцы. Подгонка и гравировка были настолько тщательны, что, спустя сотни лет, подобное оружие умельцев, выглядит намного интереснее современного ружья после 5 лет эксплуатации.
Старые ружья даже машинного производства в качестве были значительно выше современного серийного ружья. Ведь современное рядовое ружьё полностью машиной работы, бездушное изделие, лишь несколько раз побывавшая в руках оружейного мастера, которого чаще всего и слесарем назвать тяжело. Качество сталей и детали из которых они изготавливались, подгонка и эстетический вид ружья это лишь малая часть того почему охотники предпочитают ружья минувших лет, более доверяя умению старых мастеров, чем современной техники. За последние 100 лет в таком консервативном деле как охотничье оружие ничего нового не придумали и лучшие образцы современного штучного ружья по существу подделка под образцы начала XX, а то и конца XIX века.
Но здесь главное не ошибиться, чтобы не ругать свое приобретение, купленное за немалые деньги. Не думаю, что старинная двустволка нужна для украшения и поэтому стоит обращать внимание на то, какой у ружья бой, баланс отлаженная работа всей механики, а тут беглым осмотром, даже опытным глазом, не обойтись.
В первую очередь нужно определиться, будет ли ружьё только надёжным помощником на охоте или ещё предметом гордости хозяина и восхищения товарищей по увлечению. В последнем случае следует поискать что-нибудь английское или бельгийское, ведь англичане всегда были первейшими выдумщиками и оставались законодателями высокой оружейной моды, а бельгийцы прославились как непревзойдённые мастера изящного оружия.
Но будет ли приобретено ружьё английское, бельгийское, немецкое, французское или какой-либо другой оружейной школы, двустволка высокого разбора должна отвечать определённым требованиям. Для внутрикурковых - это полные замки, глухая колодка, подпружиненный передний спусковой крючок, затвор чаще всего с тройным запирание, прямая английская шейка приклада, газоотводные каналы от байка называемые брантрубками, кнопочное цевьё системы Anson & Deeley, эжекторы ударного типа, реже приспособления, делающие ружьё самооткрывающимся, спрятанный болт Гринера, не «съедающая» формы ружья гравировка и другие вещи, которые не найдёшь сейчас в современном оружии, на первый взгляд может, и не очень нужные, но подчёркивающее чистотой исполнения мастерство изготовителей.
Есть закономерность - красивое оружие всегда лучше стреляет. Почему так? В старой оружейной практике было понятие «гармония охотничьего ружья». Она заключалась в выразительности именно рабочей красоты и чёткости линий каждого металлического и деревянного узла. Потому что мастером при создании учитывалось эргономическое удобство каждого такого узла, каждой детали, и при этом использовался огромный опыт эксплуатации тысяч охотничьих ружей. И на такие ружья нельзя было ставить плохие стволы. Именно поэтому изящное оружие всегда следует предпочесть грубому. Такое ружьё наверняка будет обладать отличной посадистостью и безупречным вскидочным балансом.
На что следует обращать внимание, приобретая старое (по году выпуска, а не по состоянию) ружьё, которое ещё послужит на охоте.
Первое от чего следует отказаться — это от ружей с хитроумными системами запирания, спусковой скобой с боковым отводом стволов, остановившись на затворах, применяемых на большинстве современных ружей, с запорной рамкой и верхним ключом запиранием. Исключение - редкие французские ружья Darne - двустволки с неподвижными стволами и отъезжающим назад оригинальным затвором. Необходимо обратить внимание чтобы стволы были рассчитаны на Nitro порох. Обязательно убедившись в наличии соответствующих клейм.
Кроме того, стволы с патронником 65 мм, неудобны, как и переходные калибры, например с обозначением 12/1 для двенадцатого калибра, хорошего боя в стандартном патроном ждать в этом случае не приходится. В этом случае придется самостоятельно собирать и подбирать патроны методом проб и ошибок. Избегайте каналов ствола, изготовленных под металлическую гильзу, что на глаз определить затруднительно.
Если в старом ружье каналы стволов сияют девственной чистотой, такое не соответствие должно наводить на мысль: «А не шустованы ли они?». Хотя грамотная шустовка, при определённых исходных размерах ствола, бой не только не ухудшит, но сделает ружьё более подходящим под современные боеприпасы, что определиться только после пристрелки. Не забудьте также убедиться в ровности концентрических колец.
Подозрение должно вызывать и свежее воронение стволов, особенно когда надписи на ствольных трубках становятся нечитаемыми. Небольших раковинок, не говоря о сыпи, боятся не следует, на бой это не влияет, хотя и потребуется более частая и тщательная чистка.
Необходимо также проверить и внешний размер трубок стволов для определения их толщины. Если у патронников она будет меньше 3.5 мм, в 25 см от казны меньше 2 мм, в самом тонком месте меньше 0,8 мм, а в чоке не достигает 1.5-2мм, надёжного боя не будет, а об усиленных зарядах можно забыть.
В обязательном порядке нужно проверить пайку стволов. Для этого нужно взять стволы за антабку или подвесить под передний подствольный крюк и постучать по ствольным трубкам. Дребезжащий звук укажет на то, что планки местами отпаялись, а глухой, что стволы были не совсем качественно спаяны после ремонта. Звон, как от хрустального бокала признак качественно спаянных стволов.
Не лишним будет проверить наличие зазоров между колодкой и подушками стволов, последнее, если чёрного цвета или со стёртыми либо излишне контрастными клеммами, укажут на повторное чернение стволов. Наличие прогаров вокруг гнёзд бойков это верный признак, что ружьё постреляло много и сомнительного качества патронами в большинстве случаев с капсюлями центробой. Если щиток колодки, на вид почти новый, отсутствуют следы от донышка гильз -наклёпы то это говорит о том, что колодка недавно подвергалась «реставрация» наждачной бумагой. Усадка дерева, когда ложа чуть-чуть ниже металла колодки, это признак не только возраста ружья, но и неосторожной пропитки минеральными маслами деревянных частей.
А если хочется без посещения оружейной мастерской или какой-нибудь самостоятельный доработки и реставрации отправиться на охоту или стрельбище с новым приобретением, то обязательно проверьте работу системы пружины - курок. Для этого необходимо взвести боевые пружины, снять цевьё и отделить стволы от колодки. Далее положить поочередно на гнезда под бойки десятирублевую монету и нажать на спуски. От удара бойка она должна подлететь не меньше чем на метр, противном случае охотник не застрахован от осечки, капсюль же при слабом ударе часто не даёт нужного воспламенения пороха, ухудшая характеристики патрона.
Ударно-спусковой механизм обязательно проверяется на безопасность. Для этого при взведённых курках и включённом предохранителе ружьё со средней силой ударяет прикладом о пол. Затем то же самое повторяют при включённом предохранителе. В обоих случаях курки не должны сорваться с боевого взвода. Также, если курки срываются только при сильном захлопывании ружья или во время отстрела при нажатии на один спуск и происходит выстрел из двух стволов, то это свидетельствует об износе пары боевой взвод - шептало, обслуживающий сработавший ствол.
Стоит прислушаться и к звуку спускаемых в холостую курков как у курковых, так и внутрикурковых ружей. В исправном ударном механизме боевые пружины работают плавно, звук при заведении курков чёткий у обоих курков. Звук спускаемых курков тоже должен быть чётким, без скрежета, а не глухой или дребезжащий. «Неправильный» звук указывает на износ или загрязнение опорной поверхности выступа боевого взвода.
Замки на боковых досках необходимо отвинтить и снять. У замков ружей добротного производства части закреплены накладками не на двух, а на трёх винтах, а у оружие высокого разбора - на четырёх и больше. Подвижные детали не должны тереться о замочную доску, а именно иметь кантики на осях, благодаря которым образуется небольшой просвет между деталью и замочной доской.
Другим характерным признаком износа ружья является шат стволов колодки. Вертикальный проверяется без цевья, закрытым затвором, горизонтальный стволами вверх, при отведённом рычаге запирания. Когда шат ощущается даже в запертом ружье с пристёгнутым цевьём это показатель изрядного износа как осевого болта, так и подствольных крюков. Из ружья с тройным запиранием с поперечным болтом Гринера стрелять будет безопасно даже при приличном шахте, но на большие нагрузки, такие как стрельба на стенде или использование патронов с увеличенной навеской дроби, оно уже не годится. Даже когда шаг отсутствует, не лишне обследовать подствольные крюки, сильный износ которых по боковым поверхностям указывает, что шат был устранён заменой осевого болта, а в некоторых случаях, когда болт выполнен заодно с колодкой, напайкой на передний крюк. Для охоты и умеренной спортивной стрельбы такого ремонта вполне достаточно и при бережном отношении ружьё проживёт ещё много лет.
Нарушение шлицов винтов - показатель ревизии УСМ, различное положение указателей взвода курков указывает на износ шептала. Сильно попорченные винты — это результат грубого безграмотного вмешательства, при этом следует удвоить внимание, проверяя пригодность ружья к использованию.
Ну и напоследок.
Просматривая варианты для покупки старого ружья, мы убеждаемся в том, что время идет и не щадит даже оружие, которое годами не доставали из сейфа. За прошедшие десятилетия у ружья была обширная история. Возможно, в смене хозяев, возможно, не самое лучшие хранение, чистка и тому подобное. А может к ружью очень трепетно относились, ухаживали, ходили с ним на охоту, но стреляли при этом не так много (да, такое бывает). Даже при бережном отношении к ружью волей - не волей при эксплуатации на деревянных частях появляются царапины, сколы, стирается насечка, а на стволах с великолепным воронением появляются затиры. Давайте смотреть правде в глаза, вопреки всему хочется привести внешний вид в порядок потому, что ружье должно обладать не только отменным боем, но и быть красивым. Грамотный мастер – ложевщик «поднимет» насечку и пропитает дерево. Для деревянных деталей это не только придаст новый облик, но еще принесет большую пользу. А вот с воронением стволов все гораздо сложнее. Старое воронение можно снять, но что дальше? А дальше это либо «холодное» воронение, которое очень недолговечно и не защищает стволы в полной мере, либо «горячее», при котором могут отпаяться планки (здесь нам надо знать, чем были спаяны стволы). Эту задачу может решить только мастер своего дела, которого найти не так просто.
Что касается ревизии механизмов ружья, так для ответственного владельца он должен быть в идеальном состоянии в оружии любого класса и назначения. Поверьте моему опыту, если шлицы винтов в идеальном состоянии, без следов «взлома», то вполне вероятно, что за минимум 70 лет механизм даже ни разу не смазывался и при разборке вы увидите там все без исключения детали в слое коррозии. Сразу же зададитесь вопросом: «Как это вообще работало?».
Перед откручиванием винтов необходимо обзавестись специальными отвертками. Если руки выросли из нужного места, то их можно заточить под необходимый профиль из ненужных отверток. А если нет, то стоит вообще задуматься о том, что лезть самому туда не надо.
При ремонтных работах со старым ружьем следует помнить, что если есть возможность не снимать боевые пластинчатые пружины, то их лучше не снимать. Структура пружинной стали, находившейся десятки лет в поджатом состоянии, приобретает к этому своеобразное «привыкание». При отделении от механизма разжатые перья старых пружин могут просто «расскочиться» в разные стороны.
Если двуперые плоские боевые пружины благополучно извлечены из механизма и есть необходимость их шлифовки, то шлифовать и полировать их необходимо вдоль перьев. При поперечной шлифовке образуются поперечные борозды. Плоская пружина, работающая на изгиб, может сломаться именно на такой борозде.
Когда ружьё выбрано, проверено по всем параметрам, пристрелка показала результаты выше ожидаемых, лоск наведен, тогда пора на охоту. Вот здесь и можно ощутить всю прелесть старого ружья, которая как намоленная икона несёт в себе заряд энергетики, накопленный историей ружья и охот с ним.
P. S.: Почему так ценятся антикварные вещи в хорошей сохранности? Из-за их длинной и насыщенной истории, из-за мощной энергетики, оставшейся от бывших хозяев. Красивая легенда, возвышенный ореол старины, романтические истории наследования... - всё это является важной частью самого факта владения старинным предметом. Тем более - оружием. Человеческие эмоции имеют энергетическую природу и самым натуральным образом "записываются" на предметы. Старое охотничье оружие несёт в себе ярчайший отпечаток былых времён. Само по себе старое ружьё — это живая история. А патина, царапины, забоины на стволе и прикладе, тусклая сталь минимум пятидесятилетнего ружья, хранят в себе следы бытования. Это тоже отметины истории. Такие "шрамы" на оружии волнуют гораздо больше, чем его идеальная сохранность. Старое охотничье ружьё хорошего исполнения, имеющее отличную сохранность, куда более интересно как для охотника, так и для коллекционера.
Настоящие охотники — это романтики. В их понимании «хорошее ружьё» — это союз стали, дерева и высоких технологий. Старые двустволки, помимо отличной сборки и отделки, многим интересны из-за более сложной конструкции и технологии производства, что наряду с исторической привлекательностью греет душу охотника и во многом ассоциируется с качеством и надёжностью, независимо от его возраста владельца. Старое штучное ружьё, кроме всего этого, заключает в себе вдохновение и мастерство людей, делавших из него произведение искусства. Чем отличается штучное ружьё от обыкновения серийного? Эстетической привлекательности изделия (в нашем случае охотничьего ружья) самой по себе недостаточно, чтобы оно стало ценным или штучным, так как у каждого из нас свои понятия о прекрасном, обусловленные весьма субъективными обстоятельствами, такими как личный опыт, образовательный и культурный уровни.
❗❗❗ЧТОБЫ ПОКУПКА ОРУЖИЯ НЕ СВЕЛАСЬ К "ПОВЕЗЕТ - НЕ ПОВЕЗЕТ", ЧТОБЫ НЕ ОШИБИТЬСЯ С КАЧЕСТВОМ ПРИОБРЕТАЕМОГО ОРУЖИЯ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ. ЗВОНИТЕ (или ПИШИТЕ) в Whats App +79525515386, а так же https://vk.com/oruzheynik36.podbor_oruzhiya
КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНАЯ❗❗❗ ВСЯ ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ https://dzen.ru/a/ZehUw8Cp2GqRrjbT ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ОРУЖИЯ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ.
БЕРЕГИТЕ СВОИ ДЕНЬГИ❗❗❗