"Мерседес-Бенц" в ралли

Сейчас в гонках «формулы 1» тон задают «Ред Булл», а еще несколько лет назад полноправными хозяевами чемпионата мира была заводская команда «Мерседес-Бенц». До этого было доминирование штутгартцев в 1954-1955 годах, когда чемпионом стал Фанхио. До этого – вся вторая половина тридцатых прошла под знаком доминирования «Мерседес-Бенц», разве что за исключением 1936 года. Были славные годы и на заре автомобилизации, когда победы в спорте ассоциировались с марками «Мерседес», «Бенц», а потом – и с обеими вместе. Была череда успешных выступлений в ДТМ.

Но вот как-то о победах в ралли в конце 50-х и начале 60-х нам рассказывают редко. Хотя это ничуть не менее славная страница в истории марки.

После окончания войны, когда экономика Германии, разрушенная войной, а потом и добитая планом Моргентау, казалось, никогда не встанет с колен. Штутгарт оказался аккурат в американской оккупационной зоне. По плану Моргентау Германия должна была превратиться в большое картофельное поле. С предприятий вывозилось все. Станки, металлоконструкции, ложки из рабочих столовых. Из стен вырывались с корнем провода. Но тут, как и любят наши американские друзья-оппоненты, «концепция сменилась». Германия должна вновь была стать плацдармом. И в действие вступил «план Маршалла». В страну хлынули деньги. Заводы стали оживать и вновь давать продукцию, весьма и весьма востребованную во всем мире, поскольку производить самое лучшее немцы не разучились. Заработали и заводы «Мерседес-Бенц». Лучшей рекламой автомобилям всегда был автоспорт. Сперва завод выставил свою команду в Ле-Мане, потом стали усиленно готовиться к старту в чемпионате мира среди гонщиков, который ныне почему-то задним числом стали называть чемпионатом мира Ф1. Но вот участие в ралли планировалось по остаточному принципу.

Первым пробным шаром стало участие заводской команды из трех автомобилей в знаменитом «Ралли Монте-Карло» 1952 года. "Даймлер-Бенц АГ" выставил заводскую команду на трех "Мерседес-Бенц-220" (тип W187, выпускался с 1951 по 1955 годы). Если хотите - "предок" нынешнего S-класса.
Были выставлены три экипажа:
№54 - Карл Клинг / Ханс Гайер
№60 - Рудольф Карачиола / Пауль Куррле
№71 - Херманн Ланг / Эрвин Групп.

Надо сказать, что в те годы не было жесткого разделения "профессий" - за рулем и рядом сидели и тот, и другой члены экипажа. Поэтому и в пару к знаменитым гонщикам посадили также опытных гонщиков. Гайер долгие годы был резервным гонщиком «команды мечты» "Мерседес-Бенц" 1934-1939 гг., Групп стал знаменитым благодаря послевоенным успехам за рулем спортивных автомобилей. И лишь Караччиола выбрал напарника себе сам, из числа своих друзей.
В итоге Караччиола и Куррле финишировали на 18 месте, Клинг и Гайер - на 26 месте, Ланг и Групп - на 34 месте.

Несложно догадаться, что результат не воодушевил руководство. И потому было принято решение забыть про ралли, и переключиться на кольцевые гонки. Но так не думали т.н. "частники", которые, прочувствовав мощность и надежность продукции "Мерседес-Бенц", решили выставлять свои личные автомобили на старт ралли. В 1955 году, который в итоге оказался годом ухода "Даймлер-Бенц" из спорта, наибольшего успеха добился Вернер Энгель, который и стал чемпионом Европы того года. Чемпионат тогда состоял из девяти этапов. На четвертом этапе, "Ралли тюльпанов" победил местный экипаж Виллема Йохана Якоба Така и Вальтера Нимюллера на "Мерседес-Бенц-300SL купе". "Ралли Адриатики" выиграл Вернер Энгель в экипаже с Хайнцем Штраубом на все том же "300SL W198". Далее, престижнейшее ралли "Льеж - Рим- Льеж" выиграл опять же W198, но уже под управлением знаменитого Оливье Жендебьена. Но в итоге чемпионом Европы стал Вернер Энгель, который отличался стабильностью.

Дальше - больше. Наступил 1956 год. Основным "забойщиком" марки стал Вальтер Шок. В Монте-Карло он был на финише вторым, в "Ралли Сестриере" - победил. Вторая победа пришла в ралли "Акрополис". И завершил 13-этапный чемпионат Шок победой на ралли "Иберия". Его "боевым конем" также был 300SL в 198 кузове. Результат - Вальтер Шок становится чемпионом Европы по ралли.

Последующие три года были менее удачными. Завод по-прежнему игнорировал участие в спортивных соревнованиях. Победы были, но не в самых значимых соревнованиях.

Ситуация в корне изменилась в 1959 году, когда Вальтер Фритчи и Джек Эллис победили в тяжелейшем "Коронационном Ралли", как тогда называли ралли "Сафари".

Более того, Карл Клинг, спортивный директор "Мерседес-Бенц" решил сам сесть за руль заводского "Мерседес-Бенц-190D" (да-да, именно дизельного), чтобы победить в феерическом ралли через весь африканский континент от Средиземного моря до Мыса доброй надежды.

Самым триумфальным стал 1960 год. Чемпионат Европы состоял из 13 гонок. Начинался он, как и ныне, с "Ралли Монте-Карло". Конечно, в те годы все это выглядело совсем иначе. Но соревнования эти всегда отличались непредсказуемостью, главным образом из-за погоды. И в том году погода вмешалась, превратив гонку в лотерею. Что, однако не умаляло важности победы Вальтера Шока. Более того, второе и третье место заняли еще два экипажа на "мерседесах". Это были Ойген Борингер и Роланд Отт. На заводе сказали, что гордятся успехами "частников", будут их всячески поддерживать, но сам завод в автоспорт не вернется.

Потом было пятое место Шока в Женеве, Вальтер Фритчи и Джек Эллис повторно победили в "Коронационном ралли", Мале и Отт были вторыми в "Ралли тюльпанов", Шок там же - третьим. Потом Шок триумфально завершил "Акрополис". Далее последовала победа Мале и Отта на таком же автомобиле в австрийском "Альпенфарт". Затем Шок стал вторым в "Викинг ралли" и четвертым - в ралли "Германия".

По итогам сезона 1960 года Вальтер Шок вновь стал чемпионом Европы по ралли

Что ж, рассказ уже получился длинным. Дабы не утомлять уважаемого читателя, есть смысл разбить его на несколько частей. Продолжение следует...