В фильме "Криминальное чтиво" есть один интересный монолог, который произносит герой Сэмюэла Л. Джексона - Джулс - в финальной сцене разговора с мелким грабителем Ринго в кафе:
Есть один отрывок, который я выучил наизусть. Иезекииль 25:17. Путь праведного человека со всех сторон окружен несправедливостью эгоистов и тиранией злых людей. Благословен тот, кто во имя милосердия и доброй воли, ведет слабых через долину тьмы. Ибо он действительно хранитель своего брата и нашедший пропавших детей. "И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение."
Я говорю это годами. И если ты когда-нибудь слышал это, то это означало, что ты мертв. Я никогда особо не задумывался, что это значит. Я просто думал, что это было бы прикольно сказать бандиту, прежде чем пристрелить его. Сегодня утром я увидел кое-что, что заставило меня дважды подумать. Видишь, теперь я думаю, может быть, это означает, что ты злой человек. А я праведный человек. И мистер 9 миллиметров здесь, он пастырь, защищающий мою праведную з....цу в долине тьмы. Или это может означать, что ты праведник, а я пастырь, и весь мир зол и эгоистичен. Сейчас мне бы этого хотелось. Но это - неправда.
Правда в том, что ты - слабак. И я здесь - тирания зла. Но я пытаюсь, Ринго. Я очень стараюсь стать добрым пастырем.
Джулс и Винсент профессиональные наемные убийцы, обладающие всеми свойственными этой профессии качествами - хладнокровием, безжалостностью, выдержкой. Винсент без всякого сожаления расправляется со своими жертвами, в отличие от него Джулс делает это несколько иначе – перед тем, как отнять жизнь у кого-то, Джулс читает отрывок из Библии. Для чего он это делает? Потому что Джулс чувствует свою вторичную роль во всем происходящем, он считает себя не убийцей, а в первую очередь «орудием в руках Господа», который наказывает тех, кто Его забыл. При всей кажущейся нелепости цитаты из Библии, Джулс в сути своей прав – все его погибшие жертвы являлись не случайно погибшими невинными людьми, а бандитами и отморозками, которые пытались так или иначе обмануть его босса Марселлеса Уолеса, то есть ради выгоды нарушили так называемый криминальный этикет.
Человек, который поклоняется желаниям, становится высокомерным и заносчивым. Сказанное относится в первую очередь к Винсенту. Высокомерие у Винсента проявляется буквально во всех эпизодах. Например, в начале фильма Винсент и Джулс по-разному отзываются о человеке, которого Марселлес выбросил с четвертого этажа – Винсент называет такого человека: «А, этот, который жирный», а Джулс отзывается без всякого высокомерия, гораздо уважительнее: «Я бы не называл брата так – скорее у него проблемы с весом».
Божественное озарение
Но однажды с ними случается то, что сам Джулс называет Божественным озарением. На очередном задании они с Винсентом чудом избежали выпущенных в них почти в упор пуль. Оба восприняли это как из ряда вон выходящее событие, но Джулс увидел в этом еще и знак от Бога - в этот раз ему сохранили жизнь, но он должен исправиться и завязать с криминалом. Вот их диалог, где они делятся своими впечатлениями:
ДЖУЛС. Я думаю о чуде, свидетелями которого мы были.
ВИНСЕНТ. Это ты был свидетелем чуда. Я был свидетелем странного события.
ДЖУЛС. А ты знаешь, что такое чудо?
ВИНСЕНТ. Деяние Бога.
ДЖУЛС. А что такое – деяние Бога?
ВИНСЕНТ. Я думаю – это когда Бог делает невозможное возможным. И мне жаль говорить это, Джулс, но я не считаю, что случившееся сегодня утром подпадает под это определение.
ДЖУЛС. Неужели ты не понимаешь, Винсент – я совсем не об этом говорю. Ты судишь о вещах с неверной точки зрения. Не в этом смысл. Бог может остановить пули, он может превратить Кока-Колу в Пепси-Колу или найти ключи от моей машины. Нельзя судить о таких вещах, основываясь только на их значительности. Совершенно несущественно, является ли происшедшее с нами чудом по определению. Существенно другое: я почувствовал присутствие Бога, и значит, Он был там.
ВИНСЕНТ. Но почему?
ДЖУЛС. Да что ты пристал ко мне! Откуда мне знать, почему? Но успокоиться и забыть об этом я не могу.
ВИНСЕНТ. То есть ты серьезно решил уйти?
ДЖУЛС. Серьезней не бывает.
Сразу после этого пара мелких воришек - Ринго и Иоланда - начинают грабить посетителей кафе, среди которых два наших клыкастых гангстера. Они проходят с пакетом по всем посетителям и собирают у них бумажники. В этот же пакет попадает и кошелек Джулса, он спокойно отдает его им. А дальше Джулс обезоруживает Ринго и берет его на прицел, после чего произносит свой монолог про пастыря.
Но меня удивил один момент: он просит Ринго достать из пакета с чужими кошельками его бумажник. Ринго достает и протягивает ему. Но Джулс велит открыть бумажник и забрать из него все деньги. Там 1500 долларов - крупная сумма, явно превышающая количество денег в других кошельках обычных посетителей. Винсент сразу приходит в ярость и начинает кричать, что пристрелит эту парочку из принципа, потому что он в шоке от того, чтобы отдать этим воришкам свои деньги. Но Джулс успокаивает его и заявляет, что он не отдает деньги, он покупает. А покупает он жизнь Ринго и Иоланды. Он сам отдает им свои деньги, которые они до этого у него украли, чтобы не убивать их.
Почему Джулсу понадобился такой ход? Почему он не мог просто проявить милосердие и дать им уйти со всеми награбленными деньгами? Получается, что он сначала возвращает себе то, что было у него украдено, и только после этого отдает эти деньги им сам, добровольно.
Деньги были украдены у Джулса-гангстера, и цена за этот проступок - жизнь, которой он бы обязательно лишил незадачливых воришек. Но свой монолог произносит уже не Джулс-гангстер, а Джулс-пастырь. И он меняет цену и берет ее стоимость на себя. Недостаточно было лишь намерения измениться, нужно было сделать новое действие.
Дальнейшая судьба Джулса в фильме не раскрывается. А Винсента застрелили.