Спор о том, что является определяющим, идея или воплощение, мне представляется малопродуктивным. Важна гармония. Но её, на мой взгляд, попытались исказить в случае с гербом Тольятти. Возможно, приходит время переосмыслить это искажение.
ГЕРАЛЬДИКА: ЗАПАДНАЯ ИГРУШКА?
Необходимость и целесообразность герба для городов российских может быть поставлена под сомнение. Это артефакт западной цивилизации. Однако есть у него простой и привлекательный смысл: компактная визуализация основных смыслов/сильных сторон города. Учитывая, что флаги есть у большинства действующих на мировом поле стран мира (а флаг - усеченная форма герба), то целесообразность герба города в условиях растущей международной и внутристрановой конкуренции лично я просматриваю. Бренд в тренде :)
ТОЛЬЯТТИ ИЛИ СТАВРОПОЛЬ?
Родной мой город Тольятти является уже много лет важной частью российской действительности. В первую очередь, промышленным производством - машиностроением и большой химией. Всенародную известность городу принес Волжский автомобильный завод, но не менее значимыми для экономики страны являются химические производства, создающие синтетические материалы и удобрения.
Ни по численности населения, ни по масштабам вхождения в хозяйственную жизнь страны небольшой город Ставрополь, оставшийся на дне водохранилища после строительства Жигулевской ГЭС, сравниться с Тольятти уже не может.
Большая часть истории с "новым" Ставрополем произошла после 1964 г. - года переименования. Окончательно оформились и вышли на проектную мощность производства Северного промузла в Центральном районе, были построены ВАЗ и крупнейший в России городской район - Автозаводский, новое рождение со строительством Тольяттиазота и смежных производств получил Комсомольский район. Численность населения возросла со 123 400 в 1964 году до 708 000 в 1996 году.
Герб Ставрополя, по сообщению Валентины Ивановны Гаврюшиной, работавшей директором Тольяттинского краеведческого музея долгие годы, был связан со стратегическим смыслом создания города-крепости - одного из многих городов, утверждавших главенство Российской империи среди бывшего "дикого поля": "при всех изменениях язык геральдики высказывал основную и главную идею - крещение калмыков."
Смысловые оттенки желтого и синего цвета можно искать как в традиционной геральдической символике, так и в калмыцком буддизме (ср. флаг республики Калмыкия).
ИСПАНСКИЙ ЩИТ АРСЕНА КОРЖА
Насколько представленная символика имела отношения к стратегическим смыслам нового промышленного центра на Волге, читатель может рассудить самостоятельно, но мне кажется совершенно естественным, что при разработке герба Тольятти в 1979-82 гг. (да, решение принималось и взвешивалось почти три года) основанием было сделано именно существование нового города, при сохранении в гербе некоторых черт прошлого.
При подготовке к 250-летнему юбилею города, в 1979 году был объявлен конкурс на лучшее изображение герба города, в котором приняли участие 30 человек. Инициатива о проведении такого конкурса исходила от группы сотрудников музея и службы Главного художника АПУ города. Среди претендентов-конкурсантов были архитекторы, художники, дизайнеры. В краеведческом музее они знакомились с основами геральдики, получали постоянные консультации по истории края. 28.12.79 года, в вестибюле музея открылась конкурсная выставка. На планшетах размером 1 метр на 1 метр были представлены работы с символикой гербов под различными девизами. Конверты вскрывались тогда, когда жюри подвело итоги. Конкурс проходил в 3 тура. И только в 1982 году был принят окончательный вариант. Автором герба стал художник Арсен Маркович Корж. В течение долгого времени выставка конкурсных проектов работала в музее. С ней знакомились и жители, и гости города. Старожилы Ставрополя искали в гербе старые символы, молодежь ратовала за новизну и стремительность текущего времени. И те и другие чувствовали себя сопричастными историческому событию, делились своими мыслями в книге отзывов.
Решением горисполкома №74/1 от 4.03.82 года герб Тольятти был утвержден на местном уровне, оставаясь символом для всех остальных. При отсутствии в стране официальной геральдики герб был чем-то вроде экзотического своеобразия, присущего нашему городу. Он украшал всю печатную продукцию, языком эмблем вел рассказ на городских улицах, приглашал на праздники.
Цит. по: https://citytlt.narod.ru/gerb1.htm
По всей видимости, о символах города уже тогда изрядно спорили. Тем не менее, в гербе отражены основные черты Тольятти, которые сохранились и по сей день: три района, промышленные составляющие города (химия, машиностроение, автомобилестроение), Волга и Куйбышевская ГЭС (строго говоря, она ближе "четвертому району Тольятти" - городу-спутнику Жигулевску (впрочем, жигулевцы могут поспорить и назвать именно Тольятти городом-спутником, и будут правы, на мой взгляд). Синий и серебряный цвета были довольно минималистичны и действительно вписывались во многие окружения (нынешняя желто-синяя композиция нередко привлекает лишнее внимание).
Первые рисунки сильно отличались от того, что мы видим на гербе сегодня. В рабочих блокнотах Арсена Марковича сохранились наброски, на которых изображены три ладьи, скользящие по Волге. Несмотря на серьезное расхождение с окончательным вариантом, у герба уже тогда прослеживался особый стиль – схематичность и предельный минимализм.
На доработку изображения ушло два года. За это время герб менялся множество раз и прошел несколько стадий согласования с московскими и тольяттинскими чиновниками. В итоге он обрел знакомые нам очертания: крепостная стена, переходящая в волжские ладьи, и четыре ромба посередине – три района Тольятти и затонувший Ставрополь. В гербе 1982 года присутствовали надписи: «Тольятти» и «1737». Кроме того, по настоянию горисполкома Арсен Маркович добавил в проект символы городской промышленности: шестерню, «Жигули» и силуэт Куйбышевской ГЭС. Цвета были выбраны так, чтобы герб гармонировал с городским окружением: синий и серебряный.
Цит. по: https://tlt.ru/city/gerb-tolyatti-otmechaet-svoj-yubilej/1981702/
В 1995 году (как сообщает несколько источников, по настоянию Герольдии - возрожденной при Б.Н. Ельцине государственной организации, занимающихся вопросами геральдики, руководимой в тот момент потомственным дворянином Вилинбаховым) герб решено было изменить.
Управление по делам архивов Тольятти разместило полный текст письма Вилинбахова в адрес вице-мэра Е.Л. Пересветова:
Однако тольяттинцы воспротивились механическому возрождению старинного герба Ставрополя, и был найден компромисс в виде полного и малого гербов города. Все промышленные символы, однако, с герба исчезли полностью.
НУЖЕН ЛИ ГОРОДУ НОВЫЙ ГЕРБ?
Лично мне не очень правильным представляется исчезновение любых упоминаний промышленной славы Тольятти из главного зрительного представления города. Мне кажутся очень уместными напутственные слова первого генерального директора ВАЗа Виктора Николаевича Полякова, которые, с незначительными правками, вполне могут отнести к себе и тольяттинцы, созидавшие другие городские производства:
Вместе с ВАЗом был создан особый вазовский стиль, облик вазовца. Это - беззаветная преданность делу, ВАЗу от генерального до рабочего и шофера, это гордость своим заводом, гордость своей продукцией, это преодоление любых возникающих трудностей. Мы во многом разучились. Нужно ставить самые сложнейшие задачи и беззаветно за них бороться. Нужно восстановить на ВАЗе обязательность даваемых обещаний, приказов, как это было с начала эксплуатации ВАЗа.
Тольятти - город нового века и новой эпохи. Быть может, стоит поискать новые, более вневременные символы, чем образ вазовской легковушки (кстати, с этим вполне справился инновационный на момент создания городской театр "Колесо", да и вазовская "Ладья" - символ многозначный). Впрочем, как раз ладью-то в гербе мы увидеть и можем. С определенной натяжкой мы можем считать золотой цвет приношением химическим производствам - "фабрикам плодородия" (я говорю о Куйбышевазоте и его "дочке" - Тольяттиазоте).
Мы можем считать крест поставленным на затопленном Ставрополе, в то время как три остальных района живы и готовы принимать в себя новые смыслы.
Глубину символа может создавать и интерпретатор, но...
Я смотрю, например, на герб промышленного Екатеринбурга и понимаю, что они не стесняются своей трудовой природы.
Возможно, вопрос о гербе неосновной и разговор о нём уводит нас от более значимых на данный момент вещей, но я бы был не против, если бы эксперимент с конкурсом конца семидесятых повторился бы вновь. В качестве попытки поиска ценностей Тольятти новым поколением его жителей.
Иногда важно и высокое синее небо в пути, а не только золото созревшего урожая.