Найти тему

Дядя Слон

Картинка из Интернета
Картинка из Интернета

Недавно мы разговаривали с родителями, вспоминая свои школьные годы. Уж, если с моего окончания прошло 35 лет, то про родителей и говорить нечего. Я стараюсь побольше запомнить и записать, когда рассказывает папа, он это делает очень эмоционально и с юмором, пусть прочитают люди, интересно же, как учились дети в 50-х годах 20 века.

Мой папа. Год 1953-54
Мой папа. Год 1953-54

Мой папа пошел в школу в 1951 году. Время было хоть и уже мирное, но достаточно голодное и трудное, страна зализывала раны и строилась буквально заново. Жили они в городе Серпухов, в ста километрах от столицы. Семья папы состояла из него самого, его мамы, моей бабушки (Бабан), Александры Степановны, и его бабушки, соответственно, моей прабабушки, Марии Федоровны. На этом список заканчивался. С мужиками в семье Шибаевых было как-то напряженно. Из взрослых был Виктор Степанович, младший брат Бабана, который в те годы служил артиллеристом в Китае и на Дальнем Востоке, ну и Бабан принесла с фронта подарочек себе и маме в виде моего папани, таким образом, парк мужчин-Шибаевых пополнился на одного глазастого и головастого парнишку, Бориса.

Папа с двоюродной сестрой Татьяной.
Папа с двоюродной сестрой Татьяной.

Настоящего отчества у него пока не было. Его физический отец погиб в 1943 году. Петр законным мужем бабушке не был, почему-то записать отца Борисом Петровичем она не захотела, а, может быть, так было нельзя. Теперь я уже не знаю, спросить не у кого. Недавно я узнала, что когда папа родился, бабушку разыскал односельчанин и товарищ деда Петра, по имени Антон Седенко, они были оба из Луганской области. Он предложил ей записать сына на него, по крайней мере, дать отчество. Бабан согласилась, наверное, Антон написал какое-то заявление. Были же благородные люди на земле русской. Так, до 1955 года мой папа жил и радовался жизни, как Шибаев Борис Антонович. Потом Бабан вышла замуж и у папы появился отчим, но это другая история, не очень веселая, об этом я уже когда-то рассказывала. Речь сейчас не об этом.

Короче говоря, в 7 лет моего папаню естественно определили в школу. Несмотря на все тяготы и невзгоды безотцовщины и матери-одиночки, Бабан отрывая от себя, кровиночке своей шила лучшие брюки и пальто, чтобы никто не сказал, что у Шурки парень в коротких штанах от долгов бегает. Что было, то было. Бабан умела из обрезков, которые добрая половина женщин просто бы отнесла на помойку, сшить сарафан и себе, и шорты с жилеткой Бориске. Богатство - дело хорошее, но оно не учит приспосабливаться к жизни, даже пришитые к корсетам бриллианты не спасли от смерти, прости меня Господи за такое сравнение, а голодрань с мозгами училась и хотела выбиться в люди. Надо сказать, многим это удавалось.

Папа в пальтишке, сшитом руками его мамы. 1948 год
Папа в пальтишке, сшитом руками его мамы. 1948 год

Отец говорил, что до 5-го класса мальчишек брили наголо, оставить можно было только чубчик, боялись вшей. Он считает, что поэтому у него такие хорошие волосы.

Папа в день свадьбы 5 августа 1967 года. Чуб знатный.
Папа в день свадьбы 5 августа 1967 года. Чуб знатный.

В 1 классе в 1951 году учились дети от 7-ми до 14 лет. Папа у меня был достаточно мелок и худ, он едва выглядел на свои 7. Хотя, он пошел в 1 класс ровно в семь, даже с хвостиком, так как он родился в июле. Но некоторые дети, рожденные в 1937 году и чуть позже, не имели возможности учиться во время войны по разным причинам. Поэтому, при появившейся возможности, уже довольно взрослые ребята снова садились за парту первоклассниками.

Папа рассказывал, что на самой последней парте у них сидел ученик, которого звали дядя Слон, было ему лет 12, он был очень крупным и упитанным, несмотря на голод, но случалось так, что и в голодное время попадались крепыши. Мой папа ростом был ему, наверное, по пояс. Дядя Слон не знал ничего и не мог ответить ни на один вопрос, видимо, с ним было некому заниматься, ребята подтрунивали над ним. Потом учительница оставалась после уроков и пыталась его как-то подтянуть. Да, даже в наше время практиковалось такое, совершенно бесплатно, какие деньги в СССР, учителя предлагали отстающим ученикам, а иной раз, просто заставляли остаться и в индивидуальном порядке позаниматься непонятными темами.

У нас в классе еще практиковалось следующее: учитель назначала хороших учеников и говорила, с кем им надо позаниматься, чтобы подтянуть отстающих. Ваша покорная слуга, будучи в эшелоне примерных учениц, частенько после уроков кого-нибудь подтягивала. И я не плакала, не стенала, не жаловалась, надо, значит надо. И ведь работало, занятия даром не проходили. А либерда сейчас бы сказала, что это коммунистический ад, детей замкнул в кольцо абьюза и насилия, надо было взбунтоваться и ничего не делать, а еще собраться родителям и устроить выволочку таким учителям. Смешно? Да.

Мои родители ходили в школу очень аккуратно и очень регулярно 2 раза в год, то есть всего 20 раз - это на 1 сентября и на последний звонок, благо позволяла локация, жили они и работали в непосредственной близости от школы, поэтому проводить и встретить детей в знаковые школьные даты было делом святым. А ходить и урчать на учителей, а более того, еще и бунтовать во времена моей учебы в школе было не принято. Мы, ученики, старались все проблемы решать самостоятельно, наверное, поэтому я такая и сейчас, воспитали и, если угодно, натаскали правильно. Спасибо родителям, учителям и Родине за такой опыт.

У нас была Ленка Слепокурова, она в 6 классе осталась на 2-й год. Отличная девчонка, добрейшая, ну, не давалась ей учеба. Мама ее работала в кондитерском цехе, в кулинарии, поэтому портфель Ленусика, в основном, был набит не учебниками и тетрадями, а крафтовыми, как сейчас модно говорить, пакетами с жареным арахисом, 800-граммовыми банками с остатками крема и кульками с забракованными по эстетическому признаку эклерами и профитролями. Вот жизнь была! В карманах моего школьного фартука мелкая шелуха от арахиса, по-моему въелась так, что отстирать это было невозможно до самого конца жизни этого фартука. Вся эта вкуснятина раздавалась Ленкой всему классу, и 30 человек учились жевать неслышно, дабы не нарваться на гнев строгих учителей, через некоторое время в воздухе начинало вкусно пахнуть жареным орешком. Эх, детство золотое!

Сейчас у Лены мини-фермерское хозяйство, реально с живностью, дойка в 5 утра, да, есть помощники, но хозяйка - главная во всем. Так что, не всегда надо учиться до посинения, кому-то полезно сойти с дистанции, и пойти в другом направлении. А есть отличники-неудачники, не нашедшие себя, бывает и такое.

Спокойной ночи! Пусть вам приснится добрая сказка!