Ещё недавно разговоры об ивановском метрополитене велись только в шутку. Существует даже сайт-розыгрыш про метро в Иванове — с картой и историей создания тоннелей в гигантских городских водоводах. На самом же деле всем ивановцам ясно, что никто и никогда не будет прокладывать подземку в городе-немиллионнике, население которого неуклонно сокращается. И вот неожиданно для всех тема метро прозвучала вновь — уже не в шутку, а всерьёз.
Создание наземного метро в Иванове и его окрестностях (ивановской агломерации) проанонсировал сам глава региона Станислав Воскресенский.
Что такое метро по-ивановски
«Шесть платформ мы намерены построить с тем, чтобы пассажирам из одного конца города в другой было удобно добраться, в том числе на железнодорожном транспорте. У нас в черте города в совокупности будет 12 станций. Мы фактически построим наземное метро в городе Иваново», - сказал губернатор.
Теперь обо всем по порядку.
В Ивановской области создана сеть межмуниципальных маршрутов, которая соединила между собой областной центр и малые города — Шую, Кинешму, Тейково, Фурманов, Приволжск, Вичугу, Кохму, Савино, Гаврилов Посад. Поскольку железная дорога в регионе не электрифицирована, в качестве пригородных поездов используются рельсовые автобусы РА-3 «Орлан» на дизельном ходу. Сегодня в рамках сети по девяти маршрутам курсируют 44 поезда, организовано 48 остановочных пунктов.
Железнодорожные пути проходят по территории ивановской агломерации, где уже действуют шесть платформ — собственно железнодорожный вокзал, Иваново-Сортировочная, Кохма, Горино, Текстильный и Строкино.
Станислав Воскресенский рассказал, что три новых остановочных платформы -«Красная Талка», Богородское и Пустошь-Бор - появятся до конца 2024 года. Остальные — в Отрадном, Курьянове и Подвязновском — РЖД обустроит уже в 2025 году.
Все эти платформы и станут станциями наземного метро ивановской агломерации.
Проще говоря, возить будут всё те же «Орланы» по тем же путям, но теперь они просто будут чаще останавливаться.
Кстати, в пресс-релизе Северной железной дороги о затее с метро этот термин вообще не упоминается. Сказано коротко: «В рамках презентации представители СЖД и региона обсудили также реализацию проекта «Городская электричка» в областном центре с обустройством в 2024-2025 гг. шести новых платформ для остановок «Орланов» в черте города». Впрочем, и железнодорожники немного приукрасили действительность: в Иванове электричек нет и никогда не было.
Говоря о целесообразности проекта, власти заявили, что новый вид общественного транспорта не только соединит дальние окраины, но и снизит нагрузку как на городские дороги, так и на общественный транспорт.
Губернатор отметил: при поездке из одного конца Иванова в другой можно серьезно сэкономить время. Например, путешествие из Богородского до «Красной Талки» по его подсчётам занимает всего восемь минут.
В дептрансе региона ожидают, что благодаря наземному метро улучшится транспортная доступность для более чем 100 тысяч человек, а пассажиропоток внутри ивановской агломерации вырастет вшестеро.
Цена билета и расписание метро в Иванове
О том, сколько будет стоить проезд по городу и как часто будут ходить в областном центре «Орланы», ни власти, ни РЖД пока не сообщают.
Если говорить о цене билетов, то, возможно, железнодорожники поступят так же, как сделали на пригородных маршрутах: установят тарифы ниже, чем в пассажирских автобусах на тех же направлениях и введут гибкую систему льгот и скидок.
Что касается расписания дизельных «электричек», то тут известно только одно: график движения «Орланов» по поручению губернатора будет синхронизирован с графиком другого городского транспорта.
Что думают о наземном метро сами ивановцы
Вот самые интересные комментарии об идее ивановского метро из соцсетей и телеграм-каналов:
«Кто-то понимает, что два человека, едущие с ЖД вокзала до 64-й школы в поезде, перекроют насмерть трафик Люлина-Фрунзе для сотен автомобилей, включая скорую и МЧС? Городская ЖД-сеть крайне ограничена. Для города в случае запуска наступит реальный транспортный коллапс»
«Маленькое уточнение по поводу метро в Иванове. У нас оно будет в своем роде суверенное. Не на электрической тяге, а на тепловозной. Ну хоть не на гужевой»
«Ну, гужевой транспорт было бы экологичнее! Требую Иваново-Вознесенское метро мощностью в 8 живых лошадиных сил!»
«...И город переименуют в Новые Васюки)))»
«Что-то с трудом верится. Обычный транспорт наладить не могут, а тут на наземное метро замахнулись. Может, сначала хотя бы разобраться с тем, что есть?»
«Будем ждать в перспективе выходы на платформы, связывающие другие более заселенные и активные районы города. Пусть даже кольцевой магистралью»
«Вот если бы задействовать бывшие подъездные ветки, тогда да! На нашей фабрике БИМ таковая подходила едва ли не к площади Пушкина, почти до плотины»
«От Богородского до Красной Талки — 8 минут? Вроде как пешком идти +/- 10 минут...»
«Кохомское шоссе стоит (Кохма-Суховка), а они окраину разгружают, издеваются просто. Сделайте дорогу хоть Кохомское шоссе- Лежневское шоссе напрямую!»
«Один вопрос, конструктивный: этот проект выносился на «всенародное» обсуждение в городе Иваново и в области?»
«Интересно, зачем Иванову наземное метро? Сделайте хорошие дороги, хорошо чистите и у убирайте снег. Закупите хорошие автобусы, нормально платите водителям и будет вам счастье!»