742 подписчика

Духовные события в марте 2024 года

ВЕДАПОЛИС представляет праздники основных религиозных традиций  Православные 9 марта — Вселенская родительская суббота.

ВЕДАПОЛИС представляет праздники основных религиозных традиций

Православные

9 марта — Вселенская родительская суббота. Согласно вероучению, христиане просят Бога упокоить души «всех от века почивших» и даровать им жизнь в Царстве Небесном. История этой родительской субботы восходит к апостольскому преданию — как христиане в определенные дни собирались и вместе шли на кладбища помянуть умерших собратьев по вере.

11-17 марта — Масленица.

ВЕДАПОЛИС представляет праздники основных религиозных традиций  Православные 9 марта — Вселенская родительская суббота.-2

17 марта — Прощеное Воскресенье. «Чин прощения» — пожалуй, самая трогательная из православных традиций. В храмах под покаянные песнопения священнослужители облачаются в черные одежды, гаснет свет и все собравшиеся подходят друг к другу со словами: «Прости меня!» А в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю. И ты меня прости!»

18 марта — начало Великого поста. Ежегодно Пасха выпадает на разные дни, поэтому и сроки Великого поста из года в год меняются. В 2024 году он продлится с 18 марта по 4 мая. Великий пост считается основным, самым продолжительным и строгим, из четырех многодневных постов. Он был установлен в первые века христианства — в память о евангельском предании, как Спаситель постился в пустыне 40 дней. Его второе название — «Великая четыредесятница».

Цель любого говения — упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов. Поэтому, например, гневаться или унывать во время поста так же грешно, как пить вино или есть мясо.

Народные приметы весны

Март сухой да мокрый май — будет каша да каравай.

Рано затает — долго не растает.

Засушливая весна — к дождливой осени, длинные сосульки — к затяжной весне, частые туманы предвещают дождливое лето, сухая погода — плодородие, а дождливая — неурожай.

Евдокия (на Евдокию Плющиху, на 14 марта) красна — и весна красна, какова Евдокия — таково и лето, на Евдокию погоже — все лето пригоже, откуда ветер с Евдокии, оттуда и все лето, на Евдокию вода — на Егория (6 мая) трава. Если в этот день снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к холодному.

Католики

25 марта — Благовещение (католическое). В Евангелии от Луки (1:26-38) рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами: «да будет Мне по слову твоему».

Слова, которыми ангел приветствовал Марию, легли в основу молитвы «Аве Мария» («Радуйся, Мария», в православной традиции «Богородице, Дево, радуйся»), а впоследствии — позднесредневековой молитвы «Ангелюс».

На Благовещение нельзя: занимать деньги (и вообще ничего никому отдавать, дабы не лишиться покоя), стричься или менять прическу, работать, делать что-то по дому до вечера, надевать что-то новое (иначе обязательно все испортится). А поскольку в этом году Благовещение выпало на воскресенье, то именно в этот день целый год нельзя начинать новое дело. Зато женщинам рекомендуется весь день называть мужа «милым», причем если сказать так 34 раза, то муж целый год будет носить жену на руках.

31 марта — Католическая Пасха.

Мусульмане

11 марта — начало священного месяца Рамадан. В России в 2024 году Рамадан наступит 10 марта с заходом солнца. Первый день мусульманского поста придется на 11 марта, а последний продлится до вечера 8 апреля.

ВЕДАПОЛИС представляет праздники основных религиозных традиций  Православные 9 марта — Вселенская родительская суббота.-3

Часто можно услышать два варианта названия священного месяца: «Рамадан» и «Рамазан». Это не противоречит значению, однако с точки зрения филологии правильно говорить «Рамадан». Все дело в букве «дад» — она есть только в арабском языке и не имеет схожих по произношению аналогов. Вариант через букву «з» пришел из тюркских языков. И многие народы — например, в России татары и башкиры — до сих пор используют именно его.

В период священного месяца Рамадан в мусульманских странах заметно снижается деловая активность, сокращается рабочий день, усиливаются религиозные настроения, повседневная жизнь сдвигается на вечернее и ночное время суток.

В период поста в течение дня запрещено пить, есть, курить благовония, предаваться всяческим удовольствия и развлечениям. Дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению Корана, благочестивым размышлениям и поступкам, а также благотворительности.

Принимать пищу и пить разрешается лишь до восхода и после захода солнца. Во время Рамадана мусульманам надлежит щедро раздавать садака (добровольные пожертвования) и закят (обязательную милостыню).

Иудеи

24 марта — Пурим. Праздник отмечается в память о чудесном спасении евреев от коварного плана Амана (царедворца персидского царя Артаксеркса), который хотел истребить всех евреев Персии, свыше 2400 лет назад. Название праздника Пурим происходит от слова «пур», что означает «жребий». В дни Пурим принято читать свиток Эстер (Книгу Эсфири), рассказывать детям о Пуриме и устраивать костюмированные балы.

Вайшнавы (кришнаиты)

25 марта — Гаура-пурнима, Явление Шри Чайтаньи Махапрабху. Гаура-пурнима считается самым важным событием в традиции бенгальских вайшнавов (кришнаитов). На Западе этот праздник иногда называют «бенгальским Новым годом». Согласно богословскому летоисчислению, в полночь с 24 на 25 марта наступает 538-го года эры Гаурабда, или Золотого века Господа Чайтаньи. Буквально «Гауранга» означает «тот, чье тело сияет как золото», а «пурнима» — это полнолуние.

Явление Шри Чайтаньи произошло в полнолуние месяца Пхальгун (февраль—март) 1486 года в в семье Джаганнатхи Мишры и Шримати Шачиматы. При рождении родители дали Ему имя Нимай, поскольку Он родился под деревом нима. Это дерево сохранилось до сих пор, и оно также считается объектом почитания. Чайтанья с детских лет поражал всех Своим сверхчеловеческим интеллектом, который был уникален даже для Навадвипы, считавшейся тогда центром учености во всей Индии. Вскоре Он открыл свою школу санскритской грамматики, а в возрасте 24 лет принял санньясу (отречение от мира), став странствующим монахом и проповедником.

Чайтанья Махапрабху
Чайтанья Махапрабху

Шри Чайтанья — одна из самых загадочных личностей в истории человеческой цивилизации. Его жизнь окутана завесой тайн, несмотря на довольно подробное описание в трудах Его последователей. Вайшнавы знают, что Чайтанья — это сам Кришна, явившийся в образе человека, чтобы показать пример преданности Богу.

После ухода Чайтаньи река Ганга затопила Навадвипу, и место Его Явления было, казалось, утрачено навсегда. Однако как-то раз Бхактивинод Тхакур (1838–1914), судья и магистрат священного города Джаганнатха Пури, заметил с крыши своего дома в Навадвипе свечение непонятной природы, струившееся в небо на другом берегу Ганги. Предчувствуя разгадку многовековой тайны, Бхактивинод взвалил на спину корзину с немощным старцем Джаганнатхой дасом Бабаджи и поспешил туда. Едва он приблизился к свечению, как старец с юношеской легкостью выпрыгнул из корзины и затанцевал. Так было найдено точное место Явления Чайтаньи. Теперь здесь находится храм Йогапитх.

В те годы Шри Чайтанья стал, пожалуй, наиболее яркой фигурой в жизни практически всей Индии, хотя большинство провинций страны находилось под властью правителей династии Великих Моголов, насаждавших исламскую культуру и преследовавших индуистов. Поднятое Чайтаньей движение санкиртаны (всенародного пения имен Кришны) охватило не только всю Бенгалию (тогда еще не разделенную на западную, оставшуюся в составе Индии, часть и часть восточную, ставшую впоследствии государством Бангладеш), но и другие области средневековой Индии. Фактически Шри Чайтанья возродил классическую бхакти — ведическую традицию служения Богу с бескорыстием и преданностью. Шри Чайтанья провозгласил пение имен Бога «единственным путем к совершенству в нашу эпоху Кали (век раздоров и лицемерия)».

Говоря о значимости Шри Чайтаньи и его реформаторства, некоторые западные исследователи сравнивают Чайтанью с Лютером (даже называют его «индийским Лютером»). Внешне он своей проповедью бросил вызов кастовости, которая разрушила принципы справедливой и точно выверенной ведической социально-духовной варнашрамы. Но, прежде всего, приход Чайтаньи был революционен, потому что он остановил опасный крен общества в сторону утопической философии имперсонализма. Фактически, Чайтанья стал мощным мировоззренческим противовесом бессмысленности. Его приход, как резонно полагают исследователи Средневековья, стал логической кульминацией многовековой ожесточенной борьбы различных философских школ и доктрин, опирающихся на классическую Веданту, но по-разному ее понимающих. Если пришествие Будды и его философия, распространенная по всему Индостану и далеко за его пределами императором Ашокой, были продиктованы необходимостью остановить бессмысленное убийство животных, оправданное якобы необходимостью жертвоприношений, для чего Будда должен был отвергнуть авторитет Вед, то пришедший позже Шанкара (788–820) должен был этот авторитет восстановить. Шанкара своей проповедью вытеснил буддизм из Индии, заменив его имперсонализмом. Но позже Рамануджа (1017–1137) и Мадхва (1239–1319), нанеся сокрушительные удары по майяваде (имперсональному учению о Боге) Шанкары, сместили акценты именно к доктрине Бога-личности, что и было изначально присуще Ведам. Хотя противостояние имперсонального и личностного учений о Боге сохраняется до сих пор, тем не менее, сведенное Чайтаньей воедино учение о Боге-личности открывает невероятные возможности для распространения и утверждения именно такого представления об Абсолютной Истине в странах мира, пораженных вирусом имперсонализма, прежде всего в странах Запада. По сути, ключевые проблемы современного мира и вызваны как раз смещением акцентов в сторону либо имперсонального понимания Истины, либо вообще отрицания Бога. Когда конфликт сознания и быта доходит до своего апогея, что в истории западного мира часто выражается во всплеске нонконформизма, резко возрастает потребность обращения к бескомпромиссным духовным, кажущимся революционными, идеям. Этим отчасти объясняется живость и жизненность волны персонального учения вайшнавизма, охватившей западные страны в середине прошлого столетия.

Наиболее грандиозные торжества по этому случаю проходят в Навадвипе (Девять Островов), исторической области Западной Бенгалии (Индия) в долине реки Ганги, поскольку именно Навадвипа больше всего связана с именем Шри Чайтаньи. Празднованию Гаура-пурнимы здесь предшествует многодневное пешее паломничество (парикрама) последователей этой традиции со всего мира по местам явления и деяний Чайтаньи.

Подготовил Юрий Плешаков