19,4K подписчиков

От песен вольных казаков к шансону: как возникла русская тюремная музыка

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными. Их обходят стороной, не берут на работу, за них не выходят замуж порядочные девушки, к ним вообще крайне недоверчивое отношение в обществе.

Другое дело - в стародавние времена. Когда за решётку сажали разбойников, мятежников, вольнодумцев, романтиков с большой дороги. Весёлые и неунывающие, они не отчаивались и даже за решёткой находили способы развлечь себя. Одним из таких способов были... тюремные песни.

"Что это за жанр такой?", спросите вы? Да всё просто: это песни социальных изгоев, отверженных, преступников, осуждённых. Песни о них самих, их приключениях, их любви, их жизни.

Истоки русских тюремных песен чем-то схожи с истоками американского блюза, который тоже изначально был музыкой каторжников, рабов, преступников всех мастей. Впрочем, обо всём по порядку.

Когда и как тюремные песни стали популярны в России?

Русский народ всегда пел хором, испокон веков, с самых стародавних времён. Люди продолжали петь даже тогда, когда их заковывали в кандалы и вели в тюрьму, на эшафот, в ссылку.

В 1860 году в романе Федора Достоевского "Записки из мертвого дома" автор впервые познакомил читающую публику с понятием русской тюремной песни.

"Во всех палатах пели. Но опьянение переходило в отупение, и пение было на грани слез. Многие заключенные расхаживали взад и вперед со своими балалайками, накинув на плечи дубленки, с веселым видом перебирая струны.
В особом отделе даже собрали хор из восьми голосов. Они великолепно пели под аккомпанемент балалаек и гитар. Несколько песен были настоящими крестьянскими. По большей части они пели то, что по-русски называется "тюремными песнями", всем хорошо известные".
В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.

Да-да, именно так наш великий Фёдор Михайлович Достоевский описывал песни преступников в Сибири во второй половине 19 века.

Знал он об этом не понаслышке: он и сам успел побывать в Омском лагере для военнопленных. Что, вы не знали об этом?

В своё время этого великого писателя признали одним из самых главных государственных преступников, которого было приговорили к расстрелу, да пожалели.

Расстрел заменили на четырёхлетнюю каторгу, которую он и отбыл от звонка до звонка. И не сойти с ума, сохранить настроение и желание жить ему, как и тысячам других (зачастую невинно) заключённых ему помогали тюремные песни.

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-2

Причём, в то время были популярны два вида арестантских песен: старые, возникшие из разбойничих песен, сочинённых лихими людьми, кочующими казаками, участвовавшими в покорении Волги и Сибири и новые, более приблатнённые.

Триумфальное шествие тюремных песен

К концу 19 века "арестантские" песни были популярны не только среди преступников, но и в революционных кругах.

Автор книги "История русского шансона" Максим Кравчинский рассказывает о том, что даже у вождя мирового пролетариата, Владимира Ильича Ленина была любимая "арестантская песня".

Замученный тяжелым пленом,
Ты погиб почетной смертью.
В битве за благо народа
Ты сложил голову, как честный человек

Эта песня называлась "Замученный тяжёлым пленом", и посвящена она была памяти самарского студента Павла Чернышева, арестованного за "хождение в народ". Говоря проще, его арестовали за ведение революционной пропаганды среди крестьян и рабочих, с которыми он в тот момент работал.

После ареста Чернышёва отправили в тюрьму, где через два года он заболел туберкулезом и скончался от этой болезни. Его похороны в Санкт-Петербурге в 1876 году превратились в масштабную антиправительственную демонстрацию.

В том же году известный революционер-народник Григорий Матчет сочинил эту песню - в память о Чернышёве.

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-3

Песня пришлась по душе Ленину - отчасти из-за того, что он и сам много времени провёл в Самаре, там он сформировался как революционер, там он наблюдал за пламенными выступлениями Чернышёва.

Так что тюремные песни не обошли стороной вождя революции.

Максим Горький и тюремная песня

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-4

Максим Горький стал первым, кто не побоялся показать все неприглядности жизни тех, кто оказался на дне. В то время в обществе было непринято говорить про ночлежки, про девушек лёгкого поведения, про то, что кто-то вообще может быть несчастным и брошенным на произвол судьбы.

Когда он написал пьесу "На дне", она произвела фурор, эффект разорвавшейся бомбы! Люди поняли, что в мире есть те, кому живётся намного хуже, чем им.

А ещё в пьесе есть такой момент: обитатели ночлежки запевают песню "Солнце всходит и заходит":

Как хотите, стерегите...
Я и так не убегу..."
Мне и хочется на волю...
эх! Цепь порвать я не могу...

Эта песня была одной из самых известных тюремных песен того времени, и в пьесе она оказалась на своём месте.

Успех пьесы был невероятным, и образ сойки, "растерзанной", как говорили в то время, закрепился на сценах ресторанов, кабаре – везде, где исполнялись такие популярные песни.

Квартет ‘сибирских бродяг’, около 1912-1913 гг.
Квартет ‘сибирских бродяг’, около 1912-1913 гг.

Но Горький был не единственным, кто писал про тюремную лирику. В 1903 году один из самых популярных репортёров того времени Влас Дорошевич опубликовал свою знаменитую статью о Сахалинской исправительной колонии:

Осуждённые пели песню сибирских бродяг "Милосердные"... Но что это было за пение! Как будто кого-то хоронили, как будто похоронное пение доносилось из кандальной тюрьмы. Казалось, что эта тюрьма, глядя во мрак сквозь свои зарешеченные окна, пела плач по людям, похороненным в ней заживо

После революции 1905 года арестантские песни стали доноситься со всех сторон, их можно было открыто исполнять и не бояться попасть за них за решётку.

Более того, в 1908 году музыкант и этнограф Вильгельм Хартевельд опубликовал книгу "Песни исправительных колоний — песни сибирских каторжан, беглецов и бродяг".

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-6

Эта книга стала своего рода признанием того, что песни заключённых по–настоящему дошли до русского народа и теперь их мог петь любой, кто умел читать ноты. Будучи отличным певцом Хартевельд и сам исполнял эти песни, а позже их даже выпустили на граммофонных пластинках.

В 1909 году Хартевельд исполнял арестантские песни в зале Московского дворянского собрания, и вполне успешно. Он собрал полный зал, люди слушали в полной тишине, а после каждой песни зал взрывался от аплодисментов.

После этого началось триумфальное шествие арестантских песен по матушке-России. Их исполняли даже самые крупные звёзды того времени: Фёдор Шаляпин на своих выступлениях обязательно пел "Солнце встаёт и заходит", известные в то время певцы Сергей Сокольский (Ершов) и Станислав Сарматов выступили в образе сойки ("босяк" по-русски - босоногий), а дуэты, квартеты и хоры "настоящих сибирских бродяг" были созданы по всей России.

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-7

Писатель Николай Носов (ага, тот самый "папа" "Незнайки") вспоминал:

"Песни в исполнении квартета "Сибирских бродяг" были очень созвучны эпохе. Они отражали общественные настроения дореволюционных лет".

Как писал Максим Кравчинский, с 1906 по 1914 год только в Москве и Санкт-Петербурге было издано более ста различных сборников разбойничьих, нищенских, каторжных, бродячих и арестантских песен.

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-8

Со временем тюремные песни всё больше распространялись по России.

Двадцатые годы прошлого века

В российских провинциях, образовавших так называемую "черту оседлости" (территории, где евреям разрешалось постоянно проживать), ограниченные в своих правах евреи присоединились к криминальным группировкам.

В 1920-х годах профессиональные еврейские музыканты присоединились к сцене кабаре в обеих столицах, и "клезмерские" мотивы стали очень популярны. Они и сейчас знакомы большинству россиян – такие песни, как "Мурка" и "Семь сорок", написаны на мотив традиционного "клезмера".

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-9

Так родилась песня "блатная" (это когда русские стихи написаны на классические ‘клезмерские’ мотивы). Если говорить о том, почему она называлась ‘блатная’, то всё просто: термин ”блатной” в советском обществе означал "выходец из криминальных кругов".

Кроме того, в этой музыке проскальзывали нотки синкальности, приподнятости. характерные цыганским песням. Да, именно цыганские романсы подарилит блатным песням гитару, на которой их и исполняли. В журнале "Рабочий и театр" за 1931 год было написано так:

По сути, если посмотреть на эстрадный репертуар 1925-1928 годов - значит окунуться в черную трясину всевозможных фокстротов, цыганских песен, "блатных" песен, бесчисленных повторений дореволюционных ”эротических" песен".

Да, арестантские песни стали очень популярны. Правда, в 1920-е и 1930-е годы официальные советские композиторы создали много веселых и патриотических песен, но не предложили слушателю никаких юмористических, бытовых или откровенно грустных мелодий.

Эту нишу заняла "блатная" музыка, где были не только блатные песни, но и шуточные, такие как "Жареная курица", "Школа танцев Соломона Пляра" и рабочие песни, такие как "Кирпичики" и "Стаканы граненые’.

Это школа Соломона Пляра,
Школа бальных танцев,
Вам говорят.
Две шаги налево,
Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад.
В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-10

И люди охотно подпевали им, ведь эти песни рассказывали о проблемах сегодняшнего дня. Они рассказывали на своем родном языке, без официоза... Люди, стоящие на разных ступенях социальной лестницы, слушали и пели их со слезами на глазах.

Главный репертуарный комитет много раз пыталя запретить эти песенки, считая, что они способствуют разложению общества, но ничего не выходило. К тому же, именно в это время на эстраде появился Леонид Утёсов (настоящее имя Лазарь Вайсбейн).

В наши дни людей, по воле случая или собственной вине, попавшей в тюрьму, считают едва ли не прокажёнными.-11

"Одесский кичман" ("Побег из одесской тюрьмы") и "Гоп со смыком’ (‘Бандит с отмычкой’) моментально стали хитами. Более того - в 1934 году он исполнил "Гоп со смыком" в Кремле, по личной просьбе самого Иосифа Виссарионовича.

А после началась война, и в моде на долгие годы воцарились военные, патриотоические и любовные песенки. На какое-то время тяжелые арестантские песенки были забыты, но в 60-х их снова стали исполнять.

Ну а дальше были "Мурка, ты мой мурёночек", "Шаланды полные кефали", чуть позже - блатные песни Круга, а ещё чуть позже - трансформация арестантских песен вначале в шансон, затем в рэп (да-да, рэпперы почему-то очень любят петь про то, что они сидели в тюрьме, хотя на самом деле большинство из них даже рядом с ней не были).

Словом, арестантские песни прошли через века, претерпели изменения, но при этом в некоторых местах их до сих пор слушают и поют.

А вы слушаете шансон?

Берегите себя.

С любовью, ваша Лаванда.