662 подписчика

Прогулка по залам Строгановского дворца

В мои планы на этот год, как раз входило посещение Строгановского дворца с экскурсией за 900 рублей с человека, но получилось еще лучше. Мы попали сюда без экскурсии, заплатив только за вход - 500 рублей с человека. Оказывается дворец давно уже стал филиалом Государственного Русского музея, но это ему только во благо. Именно то, что Русский музей взял под свое крыло в 1988 году Строгановский дворец, стало толчком к реставрации его фасада и интерьеров, которыми сейчас мы любуемся по очень демократичной цене. Адрес: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 17.

1752 год. Франческо Бартоломео Растрелли, придворный зодчий, обычно не бравший частные заказы, отказать барону Сергею Григорьевичу Строганову, которому благоволила сама императрица Елизавета Петровна, не смог. Растрелли предстояло перестроить три здания на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки во дворец, который бы смотрелся одинаково парадно как с проспекта так и с воды. Он и построил настоящий трехэтажный дворец в стиле барокко. Фасад нежно-розового цвета, декорирован лепниной в итальянской традиции, с изящными кариатидами, игривыми купидонами, львиными мордами и золочеными решетками балконов. Наверху дворца, с каждой из двух сторон, красуется герб семьи Строгановых: два соболя сжимающие щит, украшенный головой медведя, а венчает его баронская корона. Медальоны, расположенные в простенках между окон, считаются автографом великого зодчего.

Вход во дворец с Невского проспекта. На входе касса. В музее работает гардероб, поэтому все посетители должны сдать верхнюю одежду. Рядом с гардеробом расположена Тактильная галерея, где находятся копии скульптур для тактильного осмотра слабовидящими людьми. Зал оборудован аудиогидом.

Пройдя по длинному коридору, мы попадаем в пространство Парадной лестницы, где размещены некоторые скульптуры после реставрации, которые изначально стояли в саду внутреннего двора.

Не секрет, что созданием многих своих залов, дошедших до наших дней, Строгановский дворец обязан Андрею Никифоровичу Воронихину. Крепостной семьи Строгановых - Андрей Воронихин, был приглашен в Петербург сыном Сергея Григорьевича Строганова - Александром, в качестве слуги и напарника своему сыну Павлу. Талантливый крепостной давно привлек внимание графа, которому нужен был собственный зодчий для перестройки дворца по своему барскому вкусу. В 1786 году Воронихин получает "вольную" и с молодым Павлом Строгановым объезжает всю Европу и пол России, где изучает живопись, архитектуру, физику, естественные науки и многое другое, что впоследствии помогло ему стать великим архитектором.

Благодаря Андрею Воронихину во дворце появляется Парадная лестница на четырех опорах, напоминающая древнегреческие храмы. Изящные бронзовые торшеры, как нельзя лучше вписываются в лестничное пространство. Появились же они тут, удивительно, но лишь в 1996 году, а так и не скажешь). На верхней площадке лестницы расположен макет дворца.

А вот мы уже в приемной графа Павла Строганова - Новая передняя. Отделка стен и угловые печи с зеркалами еще помнят "руку" Растрелли, но красивый мраморный пол, это уже заслуга Воронихина. В середине зала установлена бронзовая композиция "Минерва и Гений художеств".

Из пятидесяти залов дворца, которые спроектировал для Сергея Григорьевича Строганова Растрелли, сохранился лишь один, но зато какой! Он так и называется - "Зал Растрелли". Итальянская лепка на стенах, декоративная резьба вокруг зеркал с растительной тематикой, карниз, проходящий по периметру зала, держат на своих плечах кариатиды и атланты, уникальный паркет из экзотической древесины... Но главное украшение зала - это плафон, занимающий весь потолок, под названием "Триумф Героя". Его создал Джузеппе Валериани, знаменитый итальянский театральный декоратор. В центре плафона изображены отец и сын, их оберегает богиня мудрости Минерва, изгоняющая прочь порки.

А вот и Малая гостиная, подарок Воронихина его другу Павлу Строганову, как мимолетное напоминание о революционном Париже, где в толпе восставшего народа были и они.

Большая гостиная, так же входит в число парадных апартаментов Павла Строганова. Этот зал многократно перестраивался. Камин и двери еще помнят эпоху Андрея Воронихина, далее свою руку к оформлению гостиной в разные годы приложили Петр Садовников и архитектор Геральд Боссе. Посередине зала красуется мраморная композиция скульптора Джозуэ Мели - "Преданность", где собака охраняет сон мальчика от укуса змеи.

Греческую комнату так назвали, вероятно, из-за особенности ее отделки. Нам показалось, что она как будто сделана из двух разных комнат и это не далеко от истины. Дальняя часть комнаты, та что с камином, была Туалетной графа Павла Строганова. Занимательна здесь и картина на стене - "Вид на Строгановскую дачу в Петербурге", руки Андрея Воронихина, за написание которой, он получил звание академика. В другом конце комнаты установлены бюсты Андрея Воронихина, как одного из главных зодчих и декораторов Строгановского дворца и его жены Марии Федоровны, урожденной Мэри Лонд, англичанки и воспитательницы детей Павла Строганова, прекрасной художницы и главной музы в жизни Воронихина.

А это Большой кабинет графини Софьи Строгановой, жены Павла Строганова, которая увлекалась живописью, сама рисовала и с удовольствием покупала картины. Это была ее мастерская и по совместительству зал для показа картин.

Далее мы попадаем, словно, в миниатюрный античный храм с куполом и барельефом-"Иван Грозный поит своего воина", который создал Алексей Воронихин, племянник зодчего. Оказывается, это Библиотека графини Строгановой, или ее Малый кабинет.

А вот "Зал с дубовым камином", был заказан лично Павлом Строгановым у своего друга детства Андрея Воронихина, как подарок для своей молодой супруги Софьи, т.к. они оба имели схожие интересы в искусстве, музыке и коневодстве. Зал полностью посвящен охоте и лошадям.

А вот этот зал мой любимый. Это Парадная столовая. Зал не очень большой по размеру, но кажется громадным, будто разделенным на две части колоннами, так сразу и не понять, что по ту сторону колонн зеркала. А какие изящные полулюстры, красочный расписной потолок и паркет из ценных пород дерева! Все вместе это создает эффект настоящего бального зала. Зодчий Андрей Воронихин очень старался при отделке интерьера столовой, ведь именно здесь должна была состояться свадьба его друга Павла Строганова и Софьи Голицыной.

Старая передняя. Тут на стене можно увидеть фрагмент отделки дворца 1740 года! Андрей Воронихин, в свое время, соорудил здесь Биллиардную комнату. По бокам арочных проемов располагаются шесть рельефов, где изображены играющие путти.

А этот Зал Гюбера Робера. Зодчий Воронихин объединил три небольших комнаты в единое пространство, сохранив при этом деление помещения по средством арок, разместив тут большие панно, выполненные Гюбером Робером, французским художником. Все шесть картин знаменитого француза, заказанные лично Александром Строгановым для этого зала, сейчас находятся в Эрмитаже.

Арабесковый зал. Главным его украшением, являются копии фресок Рафаэля или же арабески, с бесподобными причудливыми элементами растительности и животного мира, изображениями сатиров, ангелов и героев греческих мифов. Здесь же находятся уменьшенные копии ватиканских скульптур греческих комедиографов Менандра и Посидиппа.

Вот мы и добрались до самого первого проекта в жизни зодчего Андрея Никифоровича Воронихина - это Минералогический кабинет. Граф Александр Строганов велит Воронихину создать специальный зал для хранения его геологических коллекций и книг. Зодчий же проектирует настоящий храм камня: над головой купол с росписью, который поддерживают двенадцать колонн, на их "паруса" помещены эмблемы науки и искусства, а в арочных проемах (люнеттах) - четыре стихии: земля, воздух, небо и вода. Для коллекции книг заказаны специальные шкафы, для хранения минералов - сундуки.

Граф Строганов не ошибся в способностях Андрея Воронихина, остался доволен его работой и поручает ему создание той самой Парадной столовой, для празднования свадьбы своего сына Павла и Софьи, а далее последуют все новые и новые заказы, работы для зодчего будет невпроворот.

Далее нам открываются Большой и Малый кабинеты графа Сергея Григорьевича Строганова, кто же он? После того, как единственный сын Павла Строганова погиб в 19 лет и скончались сам Павел и Софья, наследует дворец их старшая дочь Наталья Павловна, которая выходит замуж за дальнего родственника - Сергея Григорьевича Строганова, который стал управлять наследством своей жены по доверенности.

Ох, разобралась, наконец-то))).

А вот и "душа" Строгановского дворца - Картинная галерея, настоящий храм искусства, где собраны более шестидесяти бесценных полотен. Эта галерея входит в число лучших частных галерей Петербурга. Воронихин разделяет "свой" зал на три части, где лучшие полотна будут висеть в центральной, а боковые части отводились для гостей Александра Строганова, который в то время уже был действительным тайным советником и президентом Академии Художеств.

К сожалению, воссоздать композицию галереи, такой как она была, невозможно, т.к. в 1930 году большая часть произведений и экспонатов была вывезена из дворца. Многие шедевры попали в Эрмитаж, некоторые были утеряны. Поэтому здесь размещены копии, выполненные преподавателями Академии художеств и русскими мастерами.

Вот и подходит к концу наша прогулка по залам Строгановского дворца, главные зодчие которого: Бартоломео Растрелли и Андрей Воронихин, с необычайным трепетом создавали свой шедевр. Главная же стройка в жизни Александра Строганова, порученная зодчему Андрею Воронихину будет еще впереди. Казанский собор, храм, строительство которого было завещано Александру еще его отцом, наконец стало воплощаться в жизнь.

Подписывайтесь на канал.