Конспект занятия по обучению грамоте: звуковой анализ; гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие согласные; чтение (№ 29).

Занятие 29

Задачи:

Развивать умение проводить звуковой анализ слова.

Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук». Закрепить понятия «звук», «слово». Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова, небольшие тексты.

Материал:

Наглядный: картинки (зебра, тигр); цветовые схемы (скс, скск, зксск, зкск); изученные буквы.

раздаточный: карточки (дифференцированные для младшей и старшей подгруппы); ручки, карандаши (или ручки) красного, синего и зелёного цвета

карточка 1 для младшей подгруппы
карточка 1 для младшей подгруппы
карточка 2 для младшей подгруппы
карточка 2 для младшей подгруппы

Ход занятия.

1. Для младшей подгруппы:

На доске - картинки с изображением зебры и тигра, и цветные звуковые схемы слов (скс, скск, зксск, зкск).

- Скажите, как называются эти животные.

- Вслушайтесь, как интересно звучат эти слова: тигр, зебра (слова произносятся с чётким выделением согласных).

- Среди этих звуковых схем есть и те, которые подходят для этих слов. Давайте поможем животным расшифровать свои названия.

Работа на карточке:

- Посмотрите на карточку. Возле тигра нарисованы клеточки. Покажите пальчиком клеточки под цифрой «1» возле тигра. Покажите пальчиком клеточки под цифрой «1» возле зебры.

- Клеточки обозначают звуки. Закрасьте нужным цветом каждую клеточку. Давайте начнём вместе: назовите первый звук в слове «тигр»… каким цветом его обозначим? Почему?.. закрасьте первую клеточку зелёным карандашом…

Дальше попробуйте выполнить задание сами – сначала разберите слово «тигр», а потом сразу – слово «зебра».

Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель оказывает необходимую помощь.

- Посмотрите на свои цветные схемы и на схемы на доске. Какую мне поставить рядом с тигром? Эту? Или эту? Или эту? (воспитатель намеренно указывает на «неправильные» схемы).

- Да, эта схема подходит для слова «тигр».

Воспитатель указывает на цветные «окошки» слова «тигр»:

- Назовите этот звук…этот..этот..

Аналогично разбирают слово «зебра».

- А теперь давайте попробуем написать эти слова буквами. Покажите клеточки под цифрой «2» возле тигра. Напишем в них слово «тигр». Какую букву надо написать первой? Помните, как пишется буква «т»? Вот она (указывает на азбуку или таблицу). Напишите.

- Следующая буква, «и», уже написана. Какую букву надо написать после буквы «и»?

В зависимости от уровня подготовки детей задание выполняется самостоятельно или совместно с помощью воспитателя.

Аналогично записывается слово «зебра».

Воспитатель записывает слова на доске. Дети сверяют правильность написания в своих карточках.

2. Физкультминутка.

3. – Вы уже знаете почти все буквы. Сможете ли вы отгадать загадки о буквах? В загадке будет говориться, из каких деталей состоит буква. Представьте, как пишется эта буква, и назовите её.

Воспитатель читает загадку, дети высказывают предположения; в конце рассуждений – буква выставляется на доску. Если дети затрудняются, то воспитатель выставляет на доску две буквы (в т.ч. – загаданную), и предлагает проверить: для какой из букв подходит описание.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок. (А)

Она похожа на овал,

Который ты нарисовал (О).

Буква, глянь-ка! Две горы,

Словно две родных сестры (М).

Буква эта – «Р» подружка,-

Палочка, два толстых брюшка (В).

На хоккее, на футболе

Буква – как ворота в поле (П).

Ты на букву посмотри,

Она совсем как цифра 3 (З).

Она с расчёской схожа малость,

Лишь три зубчика осталось (Е, Ш, Щ)

Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри, что получилось,

Получилась буква… (Ю).

4. Работа на карточке:

- Посмотрите на карточку. Назовите, что нарисовано в верхней строке таблицы (утюг, лев, индюк, тигрёнок, корова, аист)

- Если вы напишите под каждым словом его первую букву, то сможете прочитать зашифрованное слово.

- Какую букву надо написать под словом «утюг»? («у»). Помните, как пишется буква? Напишите под картинкой «утюг» букву «у». А дальше сами пишите нужные буквы; я вам буду помогать. Вот вам подсказка: внизу написаны все слова, обозначающие эти картинки.

В процессе выполнения работы воспитатель оказывает помощь в чтении слов, выделении первой буквы, её написании. Детям, раньше остальных выполнившим задание, воспитатель предлагает дифференцированные карточки для чтения.

- Какое слово получилось? (улитка)

Рефлексия.

карточка 1 для старшей подгруппы
карточка 1 для старшей подгруппы
карточка 2 для старшей подгруппы
карточка 2 для старшей подгруппы

Для старшей подгруппы:

1. Вы уже знаете все буквы. А сможете ли вы отгадать их? В загадке будет говориться, из каких деталей состоит буква. Представьте, как пишется эта буква, и назовите её.

Воспитатель читает загадку, дети высказывают предположения; в конце рассуждений – буква выставляется на доску.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок. (А)

Она похожа на овал,

Который ты нарисовал (О).

Буква, глянь-ка! Две горы,

Словно две родных сестры (М).

Буква эта – «Р» подружка,-

Палочка, два толстых брюшка (В).

На хоккее, на футболе

Буква – как ворота в поле (П).

Ты на букву посмотри,

Она совсем как цифра 3 (З).

Она с расчёской схожа малость,

Лишь три зубчика осталось (Е, Ш, Щ)

Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри, что получилось,

Получилась буква… (Ю).

Мягкий знак позвал подружку,

Тоненькую, словно стружка (ы).

Кто-то стул перевернул,

Улыбнулся, подмигнул….

Ну, вы правильно решили –

Пишут букву, как четыре (Ч).

2. Работа на карточке: «Шифровка 1»

Задание: В верхней таблице каждая буква зашифрована своей цифрой. В нижней таблице надо расшифровать слово, написав под цифрой букву, которая её обозначает.

Зашифрованные слова: Чебурашка, одуванчик.

3. Физкультминутка.

4. Работа на карточке: «Шифровка 2»

- Как вы думаете, что обозначают буквы в клеточках: К,З,С?

- Правильно: какой звук стоит на этом месте: К – Красный –гласный, С …(какой) – Синий – согласный твёрдый; З …- Зелёный – согласный мягкий.

- Что общего между всеми этими словами? (в них по четыре звука)

- Задание: соедините линией звуковую схему с картинкой-словом, которая в ней зашифрована (провести линию от точки до точки).

Воспитатель индивидуально проверяет правильность по ходу выполнения детьми задания.

5. Самостоятельная работа на карточке.

Занятие 29 Задачи: Развивать умение проводить звуковой анализ слова. Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук». Закрепить понятия «звук», «слово».-5

-Отгадайте загадку о животных и напишите ответ.

В дупле живёт,

И орешки грызёт (белка).

Спит под ёлкой колобок,

Колобок – колючий бок (ёж/ ёжик)

Белый и пушистый,

В лесу живёт, скачет прыг-скок (зайчик/заяц).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

Для тех, кто раньше остальных справится с заданием, - текст для чтения («Волк» Я,Тайца; карточка)

Занятие 29 Задачи: Развивать умение проводить звуковой анализ слова. Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук». Закрепить понятия «звук», «слово».-6