Занятие 29
Задачи:
Развивать умение проводить звуковой анализ слова.
Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук». Закрепить понятия «звук», «слово». Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.
Развивать умение читать слоги, слова, небольшие тексты.
Материал:
Наглядный: картинки (зебра, тигр); цветовые схемы (скс, скск, зксск, зкск); изученные буквы.
раздаточный: карточки (дифференцированные для младшей и старшей подгруппы); ручки, карандаши (или ручки) красного, синего и зелёного цвета
Ход занятия.
1. Для младшей подгруппы:
На доске - картинки с изображением зебры и тигра, и цветные звуковые схемы слов (скс, скск, зксск, зкск).
- Скажите, как называются эти животные.
- Вслушайтесь, как интересно звучат эти слова: тигр, зебра (слова произносятся с чётким выделением согласных).
- Среди этих звуковых схем есть и те, которые подходят для этих слов. Давайте поможем животным расшифровать свои названия.
Работа на карточке:
- Посмотрите на карточку. Возле тигра нарисованы клеточки. Покажите пальчиком клеточки под цифрой «1» возле тигра. Покажите пальчиком клеточки под цифрой «1» возле зебры.
- Клеточки обозначают звуки. Закрасьте нужным цветом каждую клеточку. Давайте начнём вместе: назовите первый звук в слове «тигр»… каким цветом его обозначим? Почему?.. закрасьте первую клеточку зелёным карандашом…
Дальше попробуйте выполнить задание сами – сначала разберите слово «тигр», а потом сразу – слово «зебра».
Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель оказывает необходимую помощь.
- Посмотрите на свои цветные схемы и на схемы на доске. Какую мне поставить рядом с тигром? Эту? Или эту? Или эту? (воспитатель намеренно указывает на «неправильные» схемы).
- Да, эта схема подходит для слова «тигр».
Воспитатель указывает на цветные «окошки» слова «тигр»:
- Назовите этот звук…этот..этот..
Аналогично разбирают слово «зебра».
- А теперь давайте попробуем написать эти слова буквами. Покажите клеточки под цифрой «2» возле тигра. Напишем в них слово «тигр». Какую букву надо написать первой? Помните, как пишется буква «т»? Вот она (указывает на азбуку или таблицу). Напишите.
- Следующая буква, «и», уже написана. Какую букву надо написать после буквы «и»?
В зависимости от уровня подготовки детей задание выполняется самостоятельно или совместно с помощью воспитателя.
Аналогично записывается слово «зебра».
Воспитатель записывает слова на доске. Дети сверяют правильность написания в своих карточках.
2. Физкультминутка.
3. – Вы уже знаете почти все буквы. Сможете ли вы отгадать загадки о буквах? В загадке будет говориться, из каких деталей состоит буква. Представьте, как пишется эта буква, и назовите её.
Воспитатель читает загадку, дети высказывают предположения; в конце рассуждений – буква выставляется на доску. Если дети затрудняются, то воспитатель выставляет на доску две буквы (в т.ч. – загаданную), и предлагает проверить: для какой из букв подходит описание.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок. (А)
Она похожа на овал,
Который ты нарисовал (О).
Буква, глянь-ка! Две горы,
Словно две родных сестры (М).
Буква эта – «Р» подружка,-
Палочка, два толстых брюшка (В).
На хоккее, на футболе
Буква – как ворота в поле (П).
Ты на букву посмотри,
Она совсем как цифра 3 (З).
Она с расчёской схожа малость,
Лишь три зубчика осталось (Е, Ш, Щ)
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри, что получилось,
Получилась буква… (Ю).
4. Работа на карточке:
- Посмотрите на карточку. Назовите, что нарисовано в верхней строке таблицы (утюг, лев, индюк, тигрёнок, корова, аист)
- Если вы напишите под каждым словом его первую букву, то сможете прочитать зашифрованное слово.
- Какую букву надо написать под словом «утюг»? («у»). Помните, как пишется буква? Напишите под картинкой «утюг» букву «у». А дальше сами пишите нужные буквы; я вам буду помогать. Вот вам подсказка: внизу написаны все слова, обозначающие эти картинки.
В процессе выполнения работы воспитатель оказывает помощь в чтении слов, выделении первой буквы, её написании. Детям, раньше остальных выполнившим задание, воспитатель предлагает дифференцированные карточки для чтения.
- Какое слово получилось? (улитка)
Рефлексия.
Для старшей подгруппы:
1. Вы уже знаете все буквы. А сможете ли вы отгадать их? В загадке будет говориться, из каких деталей состоит буква. Представьте, как пишется эта буква, и назовите её.
Воспитатель читает загадку, дети высказывают предположения; в конце рассуждений – буква выставляется на доску.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок. (А)
Она похожа на овал,
Который ты нарисовал (О).
Буква, глянь-ка! Две горы,
Словно две родных сестры (М).
Буква эта – «Р» подружка,-
Палочка, два толстых брюшка (В).
На хоккее, на футболе
Буква – как ворота в поле (П).
Ты на букву посмотри,
Она совсем как цифра 3 (З).
Она с расчёской схожа малость,
Лишь три зубчика осталось (Е, Ш, Щ)
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри, что получилось,
Получилась буква… (Ю).
Мягкий знак позвал подружку,
Тоненькую, словно стружка (ы).
Кто-то стул перевернул,
Улыбнулся, подмигнул….
Ну, вы правильно решили –
Пишут букву, как четыре (Ч).
2. Работа на карточке: «Шифровка 1»
Задание: В верхней таблице каждая буква зашифрована своей цифрой. В нижней таблице надо расшифровать слово, написав под цифрой букву, которая её обозначает.
Зашифрованные слова: Чебурашка, одуванчик.
3. Физкультминутка.
4. Работа на карточке: «Шифровка 2»
- Как вы думаете, что обозначают буквы в клеточках: К,З,С?
- Правильно: какой звук стоит на этом месте: К – Красный –гласный, С …(какой) – Синий – согласный твёрдый; З …- Зелёный – согласный мягкий.
- Что общего между всеми этими словами? (в них по четыре звука)
- Задание: соедините линией звуковую схему с картинкой-словом, которая в ней зашифрована (провести линию от точки до точки).
Воспитатель индивидуально проверяет правильность по ходу выполнения детьми задания.
5. Самостоятельная работа на карточке.
-Отгадайте загадку о животных и напишите ответ.
В дупле живёт,
И орешки грызёт (белка).
Спит под ёлкой колобок,
Колобок – колючий бок (ёж/ ёжик)
Белый и пушистый,
В лесу живёт, скачет прыг-скок (зайчик/заяц).
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
Для тех, кто раньше остальных справится с заданием, - текст для чтения («Волк» Я,Тайца; карточка)