Почему рязанские власти оказались не готовы к «загадочному» природному явлению и за редким исключением проявили равнодушие к застрявшим в снежном плену
Финал уходящей зимы часть рязанцев запомнят надолго: скованные снегом они многие часы провели в своих машинах. Кому-то пришлось так просидеть почти сутки. И почудил на этот раз не только февраль, но и рязанские чиновники да дорожники, уж совсем откровенно увлекшиеся сочинением оправданий.
Удобная «аномалия»
В последние выходные зимы новостные ленты региональных СМИ наполнились сообщениями о серьезных снежных заносах на дорогах. В основном в Милославском, Скопинском, Сапожковском, Сараевском и Ухоловском районах. Читая эти сообщения, жители Рязани и других районов области недоумевали: откуда проблема, если метели нет?
Снега и вправду не было – сверху. Зато его лихо наметало с полей. Да так, что действительно стало не проехать. 25 февраля несколько сел и деревень региона были отрезаны от цивилизации. Например, Смолеевка и Сухарево Ухоловского района, рабочий поселок Павелец – Скопинского.
На дорогах застревали фуры и пожарные машины, а там, где проезжая часть сузилась до одной колеи, водителям «повезло».
Региональный Минтранс отреагировал лишь вечером воскресенья. Зато как бодро.
«Чтобы справиться с последствиями аномального погодного явления, которого не было последние несколько десятков лет, на помощь дорожным службам региона вышла техника фермеров и предпринимателей», – говорилось в официальном сообщении министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
А утром в понедельник стало известно, что из-за неочищенных дорог не вышли в рейсы уже и школьные автобусы. Список же деревень, отрезанных от «большой земли», только рос.
Что это за аномалия такая? За пояснениями «Новая» обратилась непосредственно в Рязанский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
– Никакой аномалии нет. Усилился ветер, поскольку мы находимся в зоне больших барических градиентов (то есть значительного перепада давления на небольшой территории, – Н.П.) между антициклоном и циклоном. В принципе такое наблюдается периодически, – пояснил «Новой» начальник отдела агрометрежима РЦГМС Роман Степанов. – В такой ситуации переносится снег, который может легко переноситься. Вспомните, в середине февраля был гололед, и на снегу образовалась ледяная корка, а потом выпало немного снега. Его ветер и поднял. Но это не аномалия, а просто поземок, который бывает каждую зиму.
«Люди без снабжения, продовольствия и медпомощи»
«Дорога Скопин – Кремлево – Павелец. Люди сутками в машинах с детьми. Ни скорые, ни пожарные проехать не могут. Ни воды, ни еды местные власти в машины ни разу не принесли, – написала жительница Наталья Лихачева в соцсетях 26 февраля. – А местные друг другу помогают и едой, и водой, и детей из затора по домам развозят. И всё это безобразие длится больше двух суток. Лично я с мужем в машине провела сутки. Парень из Павелеца на лыжах нам воду привёз. По телефонам 112 и ДРСУ за это время либо отмазки, либо «ничем помочь не можем», был еще и странный ответ: “Снимите в ближайшем населённом пункте гостиницу”».
Та же женщина позже рассказала, что к посёлку совхоза Большевик Милославского района «дороги нету уже четвертые сутки, ни в одну сторону проехать нельзя».
В редакцию «Новой» поступали аналогичные сообщения. В частности, о состоянии дороги Павелец-1 – Кремлево нам написал читатель Алексей, приславший кадры с места. По его словам, тракторы с местного элеватора расчистили часть пути, в итоге к вечеру понедельника из снежного плена удалось вытащить пожарную машину, которая пыталась помочь застрявшим, да сама увязла. Плюс удалось вызволить пять личных автомобилей. Позже никакой техники здесь читатель не наблюдал.
– По телефону 112 отвечают, что они извлекли людей и машины из снежного плена и дальше чистить острой необходимости нет. Люди без снабжения, продовольствия, без медицинской помощи, отрезанные от внешнего мира, – рассказал Алексей. – Администрация не организовала за это время ни одного пункта обогрева.
Пожарные машины пытались помочь не только застрявшим, но и горящим. Не всегда успешно: на пожар в селе Князево все того же Скопинского района спасатели пробирались почти полтора часа. Итог – дом в 60 кв.м сгорел, хозяйка – в больнице.
Виртуальный сервис и прыткий Мишин
Что же власти? После публикации «Новой» комментария метеоролога, облминтранс о том, что такого «не было последние несколько десятков лет» больше не заикался. А в ответ на гневные реплики в соцсетях представители ведомства повторяли теперь одно и то же: чистить пока смысла нет, поскольку низовая метель тут же все снова забивает снегом.
То, что все заметает почти сразу же, подтверждали и очевидцы. Напасть действительно приключилась серьезная: проехал человек, вроде чисто, едет обратно спустя два часа – намело с полей основательно.
В то время как в сельской местности откапывались уже тракторами сельхозпредприятий, ситуацию обсуждали на заседании облправительства.
«Образовались заносы на 68 участках автомобильных дорог протяженностью 701 км. На данный момент ограничен проезд к десяти населённым пунктам, приостановлены 11 школьных маршрутов, – говорилось в официальном сообщении кабмина от 27 февраля. – Все жители, пострадавшие от непогоды, должны быть обеспечены продуктами, медикаментами и связью, а также доступом к экстренным службам».
Ну, про реальный уровень такого сервиса… читайте в отзывах выше. Теория в высоких кабинетах опять не пересеклась с практикой на местах. За одним исключением.
Зовут это исключение Николай Мишин. Он же глава Горловского поселения Скопинского района. Как сами местные писали в соцсетях, только этот чиновник «правильно определил свое место во время борьбы со стихией».
«Вместо раздачи интервью с обвинениями во всем ветра, решил выйти из кабинета. На передовой он помогал расчищать дорогу и вытаскивать застрявшие машины. Ночевал в тракторе, чтобы помочь людям! Огромное спасибо!» – писали люди в группе Skopin.info «ВКонтакте».
Позже утих и ветер, и люди, обессилевшие и отогревшиеся. А скоро само все растает. Дальше что?
Забытые победы над позёмком
А дальше надо думать, как обезопасить себя на будущие зимы. Позёмок бывает регулярно, будет и такое же сочетание льда и легкого снега поверх него, как в этот раз.
Для борьбы с такой низовой метелью способы придуманы давным-давно. Это природные и искусственные ограждения для задержки снега. К первым относятся лесополосы, препятствующие переносу больших масс снега между полями. Их высаживали как замену леса, которого рядом нет (как в Скопинском, Милославском и многих других районах). В советское время с помощью лесополос снег сдерживали на полях, чтобы в позёмок он не оголял почву.
Еще можно заранее, но уже когда выпадет много снега, нагрести тракторами валы из него же вдоль дорог. Такие заграждения возводили в колхозах еще в середине прошлого века. В Рязанской области о них заговорили, когда проезд к десяткам населенных пунктов был уже совсем завален.
Второй вариант – искусственный – это не плотные, зато объемные, порой в несколько рядов, деревянные заборы. На окраинах полей, что идут вдоль рязанских дорог, их и сейчас можно встретить. Только крайне редко.
Теперь вопрос в том, готовы ли ответственные лица поставить их летом. Или опять в случае «аномалии» вся надежда будет на главу одного поселения с простой русской фамилией?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ