Сборы на Камчатке. Поиграли в альпинистов

• С 29 апреля по 8 мая мне довелось побывать на альпинистиских сборах, организованных Камчатской горной школой и под эгидой Хабаровской федерации альпинизма.
    Хорошее, такое домашнее введение в около альпинисткую жизнь. Почему домашнее? Камчатка уже давно стала для меня родным краем, вторым домом - родственные связи делают своё дело, да и с местной культурой путешествий и походов, близких мне, успела познакомиться - словом, знаю, куда еду.
под Козельским. Поблизости наш базовый лагерь

Цифры:
6 дней под Козельским
2 дня пересменка в городе - непогода
2 дня под Вачкажцом
2 восхождения (1б Зуб Козельского, 2А Вачкажцы)
20 км на снегоступах
8 км на лыжах
23 кг рюкзак

Кто-то уже приступил к строительству Великой Козельской стены

В начале повествования хочу поблагодарить всех ребят, с которыми мне посчастливилось вести быт, работать на маршрутах, жить в одной палатке, развлекаться при вязании носилок, страдать под тяжестью рюкзаков, ржать от падений на лыжах, жарить шашлыки, пить лимончелло в зимовье и всё вот это вот. Только благодаря вашей самоорганизации эти сборы останутся в моей памяти такими душевными, ламповыми и действительно домашними. Давайте это повторим!

Только прибыли. Обустраиваем дом
  • 29 апреля.
    С аэропорта меня и других участников сборов забирает вахтовка и уносит к старту маршрута. До базового лагеря нам предстояло пройти 10-12 км - кто-то на лыжах, кто-то на снегоходах, а большинству "новичков", среди которых была я, этот путь суждено было проделать на снегоступах. Тут стоит уточнить, нам выдали рамные снегоступы, менее удобные, чем пластиковые, типа TSL. И взвалив на себя тюки, мы пошагали к БЛ. Для кого-то это был первый подобный опыт хождения под огромным рюкзаком, для некоторых — и вовсе первый опыт зимних ночевок.
    Через пару часов таки дошагав до места предполагаемой стоянки, начали устанавливать палатки. Более опытные стали сразу прикапывать палатку и делать укреп.стены из снега - 1 мая передавали непогоду. Вечером нас собрали на построение - все участники в сборе, приветственное слово от старшего тренера Самофеевой Анны РОмановны. Всех распределили, назначили инструктора. Нам, новичкам из НП1, поставили нашего тренера из СКА "Восток" - Ищенко Александра Витальевича и Валеру Гармаша.
Жрачечная прям на занятии.
  • 30 апреля. Снежные занятия.
    Вкратце - отрабатывали страховку на ледорубе, хождение, ступени, срывы, одновременную страховку через рельеф, спуск на 2х ледорубах, спуск на "снежной капле". Продуктивно, познавательно, вот всегда бы так. Погода была просто шик.
спуск на снежной капле или как там правильно

Несмотря на самые мощнейшие кремы от загара, обгорели ВСЕ. Болели даже губы. После сборов недели на 2 моим лучшим другом стал пантенол. Лицо обзавелось новыми веснушками) Вернулись в лагерь, ужин, традиционные посиделки в зимовье.

Продолжаю переезд из жж и рассказываю о своих приключениях. Сегодня в альпинизм.-7
Собираем рюкзаки долго и нудно, бесим инструкторов
  • 1 мая. План этого дня заслуживает особого внимания. Мы провели весь День Труда в палатках. Полностью. Причиной тому шикарная пурга. Периодически высовывали нос в тамбур для готовки еды. А поход "за камень" это вообще отдельная история. На какое-то время все наше отделение собралось в более вместительной палатке вязать узлы. Многое повторили, думали даже сдать зачёт инструктору. Но решили лечь поспать. На весь оставшийся день, например. Весь день нашу палатку шатало настолько, что стенку от неё прибивало к нашим лицам вниз. Думали, улетим как домик Элли.
Решаем, в какую сторону понесём Николая — вперед головой или ногами
Носилки огонь! Палки торчат как рога.
  • 2 мая. Снова занятия. Лавинные.
    Работа с щупами и биперами. Махали лопатами, сперва искали конец щупа в снегу. Получились прикольные такие окопы. Потом откапывали сноуборд Валеры в качестве предполагаемой жертвы лавины. Как всегда много ели, отдельный респект составителям нашей раскладки, голод - это не наша история. В конце занятий мастерили носилки из подручных  средств и несли пострадавшего в лагерь — примерно метров 300. Вернувшись в лагерь, узнали, что на завтра у нас долгожданное восхождение. Судорожно стали бегать, спрашивать детали маршрута у старших, заполняли маршрутный лист. Перед маршрутом нужно обязательно получить разрешение от старшего тренера - выпуститься на маршрут. Всё сделали успешно, быстро разошлись на отбой, завтра ранний подъем в 2:30.
Восходители)
  • 3 мая. Зуб Козельского по ЮЗ ребру.
    Завтрак на спящий желудок. Выход на 4:00.
    Стартуем по темноте. Но рассвет не сильно спасает положение. Кругом молоко, пелена, ни зги не видно. Часть подхода мы уже ходили на занятиях, было легче ориентироваться, но потом всё-таки пошли по гармину. Видимость метров 10-20.
    Кое-где был слышен треск снега - кругом маленькие лавинки так и норовят сойти вниз. Идём аккуратно. Лидеру нужно делать шаги, подстраиваясь под отделение. Темп тоже важно контролировать. Много нюансов учитывать, будучи первым при тропежке на восхождении.
    Сделали привал. Здесь нас догнали группы СПшников. Идём всё медленнее. На протяжении всего маршрута держим связь с БЛ по рации - каждые 2 часа. Маршрут дуратоп. За 200м до вершины все же ввязываемся.
на Зубе наводим суету
  • Не дойдя до вершины метров 50, вывалились на тот самый Зуб Козельского, там зависли на час: пришлось организовывать станции, провешивать перила, а Коля даже полез с нижней страховкой вверх до вершины. Хоть какие-то технические моменты на маршруте. В целом все вышли на вершину (к табличке) в 12:30. Вершина Авачи напротив открылась буквально на несколько минут. И опять молоко.
Команда "Огонёк" на вершине Козельского вулкана
  • Традиционный сытный обед (даже не перекус, а именно обед, кружка Магги - моя личная находка по питанию) и на спуск.Тренер поручил Димону спускаться последним и снимать станцию. Я страховала его внизу. Понятно, все элементы знакомы и обработаны в помещении, но в реальных условиях всё воспринимается более остро, так что обычные действия приправлены долей экстрима и событийной новизны. Надо сказать, что для ребят из моего первого отделения это восхождение было первым и на значок.
    В лагере были в 17:30. В пути застали пургу.
    Лагерь собрался на построение поприветствовать нас. По времени уложились до 19:00, уже хорошо. Вечером пили глинтвейн и жарили шашлыки) вот такие сборы на Камчатке мне очень по душе.
Связываем Колю известным японским связыванием
  • 4 мая. 5,6 мая опять передавали погодное безумие. 4 мая объективно можно было сходить ещё один маршрут, но большинством голосов в отделении было решено сниматься из БЛ и двигать на отсидку в город. Всё же в этот день нам предложили сдать зачёт по носилкам старшему тренеру Анне Романовне. Она же и была в качестве пострадавшей. Помимо носилок ещё оказывали ей первую доврачебную помощь. В отделении у нас была медик - Наташа. Она очень профессионально взаимодейтсвовала с АР, пока мы делали носилки. Были недочёты, но зачёт нам в итоге засчитали.
    Дальше предстоял долгий путь до дороги с рюкзаками на снегоступах. Наши девочки Женя и Юля на снегоходах во многом разгрузили нас, но все равно тащились как улиточки) Так закончилась первая часть сборов.
мои любимые рамные снегоступы
  • Из наблюдений:
    Зимой МОЖНО спать в палатке. Теперь проверено на себе. Спальник и коврик решают.
    Всегда думала, что участь 120 литрового рюкзака обойдёт меня стороной. Пффф...но не так страшен чёрт, как его малюют. Удобство рюкзака решает. В начале пути я чувствовала себя примерно так как на фото, потом привыкла, оказалось вполне норм.
Продолжаю переезд из жж и рассказываю о своих приключениях. Сегодня в альпинизм.-16
  • 7 мая. Идём на Вачкажцы. Вторая часть сборов.
    В 6 утра нас забирает вахтовка из центра Петропавловска и плавно мчит к горному массиву Вачкажец. Здесь стоит отметить, что на эти дни меня определили в другое отделение - НП2 (9 человек), инструктора всё те же — Ищенко и Гармаш. А у ребят уже почти закрытый 3 разряд и сегодняшний маршрут у них последний.
    С дороги до озера Тахколоч нас везут на снегоходах.
Беседка на озере Тахколоч
  • Сразу по приезде на озеро надеваем каски и настраиваем палки. Выходим на маршрут около 8-8:30.
    Подход недолгий, через полчаса хода уже начинаем подъем на ребро. Почти сразу хочется надеть кошки, но делаем это через минут 30, когда Таня проскользила на мокрой обледенелой траве пару метров.
    Ввязываемся в связки по 3 человека.
Продолжаю переезд из жж и рассказываю о своих приключениях. Сегодня в альпинизм.-18
  • Когда заканчивается ребро, идём вверх по сыпухе вперемешку со снегом, в мягких кошках трудновато ставить ногу, периодически летят камушки, а иногда и вовсе валуны.
По сыпухе уже в связках
  • Где-то проходим лазанием. Тут у Сергея упал жумар, он рванул за ним вниз без страховки. Тренер ошибочно подумал, что ему до него рукой подать и отпустил, а Серёжа сиганул за ним метров на 150 вниз. Ждали его.
Продолжаю переезд из жж и рассказываю о своих приключениях. Сегодня в альпинизм.-20
  • Группа растянулась. На 9 человек взяли всего 3 веревки по 50. И где нужно было делать перила, очень долго ждали следующую веревку. На подходах к вершине уже постоянно провешивали и жумарили.
    Выход в 15:15.
на вершине В.Двузубка С.
  • Далее спуск почти сразу, не задерживаясь на вершине, встретился прикольный снежный карниз, под которым пришлось пройти.
    Получается, зашли с одной стороны по ребру, а спускались уже с другой стороны, противоположной. Таким образом, возвращались, огибая гору против часовой стрелки.
Продолжаю переезд из жж и рассказываю о своих приключениях. Сегодня в альпинизм.-22
  • В БЛ вернулись около 18:30.
    В целом логичный, красивый выход, без эксцессов, да, были личные мелкие затупы у каждого, но куда же без них.
    Вечером в беседке на озере Тахколоч разбор полётов, нагоняй от старшего тренера и Александра Витальевича.
Продолжаю переезд из жж и рассказываю о своих приключениях. Сегодня в альпинизм.-23
Лазали на пупырь, который слева. А когда-то я прогуливалась здесь летом и даже подумать не могла про "залезть..сюда..."
  • 8 мая. Пару человек из отделения сумбурно забрали на первопроходы троек, из отделения осталось 4 человека, нам было предложено отработать ошибки вчерашнего восхождения, а именно хождение в связках и бухтование веревки на себе, работа на станциях, организация страховки, чем мы и занялись после завтрака.
    На 9 мая передавали, как вы думаете, что? Правильно, очередной природный сюрприз.
    С товарищами из моей палатки решили сразу же после тренировки сложить шмурдяк и двинуть на лыжах к дороге, не дожидаясь 9 мая. Так и сделали. Остальная часть лагеря по плану выдвигалась рано утром 9 мая в пургу. В этот раз на себе пришлось тащить чуть больше вещей - наши девочки на снегоходах не поехали на Вачкажец.
соревнования у кого больше рюкзаков
  • Я собрала свои пожитки, прицепила второй штурмовой рюкзак к большому и встала на лыжи. Дождавшись Юру с первопрохода тройки, мы стартовали. Первые шаги дались тяжеловато, рюкзак тянул назад. Меня ставили на лыжи пару раз, мужики, которые поднимали меня с конструкцией рюкзака, говорили, что у них рюкзаки и то легче.
    Но как-то само собой постепенно стало легко ехать. Падали, вставали, истерично ржали, добрым словом вспоминали организаторов. Илья упал с лыж лицом в снег, оставив миленький отпечаток со своими чертами лица. Я неведомым образом загремела вперёд головой и практически сделала кувырок вперёд с этой громадиной. Конструкция рюкзака у Иры была похожа на мою — основной огромный рюказк и штурмовой поменьше спереди, только вот лыжи более узкие, но падали мы обе с завидной регулярностью. У Жени были волокуши, он сложил туда палатку и другой скарб. Видя, как Таня тащит свой второй рюкзак наперевес, он прицепил его к волокушам. Они от дисбаланса начали заваливаться, приходилось постоянно поправлять. В общем, оставалось только угорать.
    Дошли до машин и единогласно решили, что такой потрясающий путь нужно повторить — путь Воина

Вот такой получился рассказ, больше про бытовые и походные моменты. Изначально сборы представлялись мероприятием с более четкой, структурной организацией, планом на каждый день и продуктивными маршрутами. Но всё вышло слегка сумбурно, хаотично и местами бесполезно.

Подобные мероприятия порождают желание еще больше ходить в горы, сходить всё незакрытое, технически лучше подготовиться и осуществить свои амбиции.