166 подписчиков

Мать из Орши забрала с собой в могилу 4-х детей...

773 прочитали

Как и в любой стране, каждый день в Беларуси происходят те или иные преступления. Все они разные, начиная от краж с мошенничеством, и заканчивая убийствами. Каждое преступление, несомненно, ужасно и жестоко по-своему. Но время от времени происходит то, что не поддается никакому объяснению, что ставит на уши всех жителей страны. Ведь пройти мимо такого зверства и не обратить на это внимание просто невозможно. 14 февраля 2024 года стало именно таким днем. Для многих белорусов этот день стал поистине траурным и определенно останется таким на долгие-долгие годы…

Днем 14 февраля навестить внуков в одну из многоэтажек по улице Завадского в Орше пришла бабушка. Женщине все никак не удавалось дозвониться до матери детей, поэтому она решили навестить их и убедиться, что все в порядке.

Когда женщина открыла дверь в квартире своим ключом, то очень удивилась нехарактерной тишине. Кроме 36-летней Ирины Куранковой здесь проживало еще 6 несовершеннолетних детей. Двое из них (учащиеся 8 и 11 класса) находились в это время в школе, а вот остальные малыши должны были находиться дома с мамой, однако в квартире словно никого не было.

Ирина Куранкова
Ирина Куранкова

Когда женщина вошла в комнату, то испытала настоящий шок: дети лежали на полу в ряд без признаков жизни, а рядом с ними находилась окровавленная Ирина. Судя по порезам становилось очевидно, что она пыталась свести счеты с жизнью. Несмотря на шоковое состояние, бабушка малышей немедленно вызвала скорую помощь.

В тот день соседка, которая проживала под квартирой Ирины Куранковой, находилась дома вместе с супругом. В какой-то момент мужчина услышал громкий женский плач, который раздавался откуда-то сверху. Супруги поднялись на этаж выше и увидели соседку сверху. Женщина была словно под гипнозом: смотрела в одну точку и никак не реагировала на окружающих. Спустя считанные секунды из квартиры Куранковой к ним вышла другая соседка сверху, которая услышала крики и плач пожилой женщины раньше и также прибежала на помощь. Она сообщила обеспокоенным соседям, что Ирина убила своих детей, и что по указанному адресу уже выехала милиция.

Учитывая, что на руках Куранковой были серьезные повреждения, и к моменту приезда скорой помощи она потеряла уже достаточное количество крови, многодетную мать немедленно доставили в реанимацию, а вот детишек спасти не удалось. На момент обнаружения все они были мертвы. Прибывшими на место трагедии экспертами было установлено, что смерть малышей наступила в результате асфиксии. На их телах были обнаружены следы от удушения. Сомнений не было: детей убила родная мать. Самому старшему ребенку на момент гибели было 8 лет, а младшему - 1 годик. Двух детей постарше Куранкова задушила колготками, а самых маленьких – подушкой.

Перед следователями стояла непростая задача: выяснить, что же послужило причиной для такого зверского поступка. Чтобы узнать истину, им необходимо было для начала собрать как можно больше информации о самой семье. Свою работу они начали с допроса близких и знакомых Ирины.

Так было установлено, что данная семья состояла на учете, как находящаяся в социально-опасном положении. У всех детей были разные отцы, которые никак не участвовали в их воспитании и содержании, вели аморальный образ жизни.

До декретного отпуска по уходу за третьим ребенком Ирина работала на Оршанском льнокомбинате оператором машинного оборудования. Но после его окончания на работу так и не вышла, поскольку очередная беременность не заставила себя долго ждать.

Ирина Куранкова
Ирина Куранкова

Соседи считают, что трех последних детей Ирина родила от законного супруга – Дмитрия Куранкова, поскольку примерно за год до четвертой беременности они как раз стали проживать вместе. Дмитрий работал сварщиком на заводе «Легмаш». Стать хорошим отцом и мужем у него так и не получилось. Каждый раз вместо семьи мужчина выбирал бутылку. Более десяти раз Куранков привлекался к административной ответственности за нахождение в состоянии алкогольного опьянения.

Тот период времени соседи вспоминают с ужасом. По их словам, когда Дмитрия забирали на несколько суток в участок милиции – в квартире Куранковых было относительно тихо и спокойно, но как только он возвращался – крики и ругань не прекращались. Знали все соседи также и о том, что супруг избивает Ирину. Нередко на ее лице были заметны синяки и ссадины.

Примерно за полгода до трагедии, ситуация с буйным соседом лишь усугубилась. Неоднократно его спящего замечали на площадке на коврике под дверью. Разговоры и объяснения не помогали. Опасаясь за жизни своих детей, да и за свои собственные, соседи обратились в милицию и настояли на том, чтобы в отношении Куранкова были предприняты какие-то меры. Милиция пошла навстречу. В итоге пьяницу и дебошира отправили в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП), где он находится и по сей день.

Саму же Ирину знакомые и соседи описывали как непьющую, спокойную, неконфликтную, но замкнутую женщину. Ее поведение и поступки соседи всегда считали странными.

Так они поделились со следователями, что во дворе с детьми Ирина не гуляла. Если она и выходила с ними на улицу, то шла почему-то в соседние дворы.

Дом, в котором проживала семья Куранковых, совсем новый. Он был сдан в аренду лишь в 2017 году. Его жители – это люди, которые имеют право на социальное жилье, в основном многодетные семьи. Само собой, в этом доме проживали друзья и одноклассники детей Ирины, однако, никого из них в квартиру она никогда не впускала, а порой даже не открывала дверь собственным детям, так как боялась, что они кого-то привели в гости.

Дом, в котором проживала семья Куранковых
Дом, в котором проживала семья Куранковых

Тем не менее, даже то, что порой соседям удавалось мельком увидеть в квартире, говорило о том, что семья испытывает серьезные финансовые трудности. В квартире практически не было мебели, и царила полная антисанитария. Нередко соседи также слышали и от самих детей Ирины, что у них дома даже нет еды и не на чем спать.

К счастью, в мире полно добрых и неравнодушных людей. Такие проживали и в доме номер три по улице Завадского в Орше. Чем могли, они помогали семье Куранковых: приносили продукты, одежду и вещи.

Однако, бывали случаи, когда отданные Ирине вещи, которые находились в довольно хорошем состоянии, уже через считанные дни лежали в мусорном контейнере. От такого поведения многодетной матери всякое желание хоть как-то помочь семье исчезало. Однако при виде голодных детских глазок, приходилось порой наступать на свою гордость.

Соседи рассказали следователям, что в корне поведение Ирины изменилось примерно полгода назад, как раз после того, как ее супруга поместили в ЛТП. Они не смогли конкретно сказать, в чем именно это проявлялось, но объяснили, что не нужно было быть психологом, чтобы понять, что у человека что-то творится с головой. Некоторые из них считали, что, так как женщина одна тянула все на себе, то вероятно, в какой-то момент у нее просто «поехала крыша».

Учитывая, что о проблемах в семье Куранковых знали и родственники и соседи, остается вопрос: а где все это время были детский сад, школа, больница. Неужели они не замечали, что дети недоедают и плохо выглядят? Где были социальные работники? Почему позволили детям проживать в таких нечеловеческих условиях? Ведь они знали, в каком аду приходится жить несовершеннолетним, учитывая, что семья была поставлена на учет.

Следователям удалось установить, что педагоги из школы, в которой дети обучались, а также работники поликлиники, за которой семья была закреплена, нередко приходили домой к Куранковым, однако Ирина никого не пускала на порог и даже не открывала дверь.

Было также установлено, что до трагедии в отношении семьи трижды проводились социальные расследования. Последняя проверка прошла в январе 2024 года. По ее итогам дети были признаны находящимися в социально опасном положении. По словам соседки, которая находилась в день проверки дома и была очевидцем происходящего, многодетной матери пригрозили, что детей у нее заберут и отправят в детский дом. Однако в тот момент ее интересовал лишь квартирный вопрос.

Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Иванович Швед данную ситуацию прокомментировал следующим образом:

Будет проанализирована работа государственных органов. Месяц назад было принято решение, чтобы эту семью взять в СОП. Месяц лежало решение без исполнения. Конечно, в этом надо разбираться. Почему только месяц назад, а не год, не два? Приняли решение, а почему его не реализовали? Почему эти дети голодали? Почему эта мать не могла прокормить этих детей? И определенные должностные лица это знали.
Андрей Иванович Швед
Андрей Иванович Швед

В отношении Ирины Куранковой генпрокуратурой было возбуждено уголовное дело по ч. 1 и 2 ст. 139 УК РБ (убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних). Однако отвечать перед законом за свой поступок женщина не будет: 16 февраля ее не стало. По неофициальной информации она перегрызла в больнице вены.

После того, как о трагедии стало известно, общественность разделилась на два лагеря. Одни безоговорочно винили во всем Ирину: «зачем столько рожать, если не можешь воспитать?», «расстрел», «туда ей и дорога». Другие, напротив, жалели женщину, считая, что пошла она на этот чудовищный поступок от безысходности и, вероятно, из-за психических проблем со здоровьем. Они были убеждены, что если бы семье вовремя была оказана социальная помощь от государства, этого бы не случилось.

В настоящее время в обстоятельствах трагедии разбираются правоохранители. Находилась ли женщина в состоянии аффекта или под действием каких-либо веществ, установит экспертиза. Расследование продолжается.

Знакомые Ирины Куранковой предполагают, что ей элементарно не на что было кормить и содержать детей. По их словам, она не допускала и мысли о том, что их могут забрать в детский дом, а затем отдать на воспитание чужим людям, поэтому и пошла на этот отчаянный шаг. А как же тогда двое старших детей? Почему о них не задумалась «любящая» мать? Вопросов как всегда больше, чем ответов…

В произошедшее на улице Завадского в Орше жителям многоэтажек не верится до сих пор. Еще недавно во дворе звучал смех этих детишек, когда они радостные возвращались из детского сада и школы. Страшно даже представить, что они чувствовали, когда родная мать не давала сделать вдох, обрекая на страшные муки.

Двор, в котором расположен дом семьи Куранковых
Двор, в котором расположен дом семьи Куранковых

Со старшими детьми Ирины Куранковой сейчас работают психологи. Еще неизвестно, как отразится на подростках с неокончательно сформировавшейся психикой эта трагедия. В любом случае, не думаю, что для детей она пройдет бесследно. У детей есть дедушки и бабушки, дяди и тети. Искренне хочется верить, что они не оставят их в этот трудный час и найдут в своем сердце для них место.