1,4K подписчиков

Причина специфического расстройства развития речи у детей

Специфическое расстройство развития речи диагностируются у ребенка тогда, когда он не усваивает родной язык с обычной для здорового ребенка скоростью, при этом это никак не связано с повреждениями головного мозга, проблемами со слухом, умственной отсталостью или эмоциональным расстройством. У детей со специфическим расстройством развития речи наблюдаются проблемы с фонологической кратковременной памятью, и, по всей видимости, именно она влияет на возникновение у ребенка проблем с речью. В связи с этим надежным показателем наличия у ребенка дошкольного или школьного возраста специфического расстройства речи выступает тест на повторение псевдослов.

В одном из исследований изучался объем словарного запаса 23 детей со специфическим расстройством развития речи и 26 здоровых детей. Во всех случаях дети со специфическим расстройством речи показывали низкие результаты при повторении псевдослов. Все дети с низким показателем теста испытывали также трудности в правильном повторении слов и испытывали сложности с их выучиванием.

Данная закономерность наблюдается в разных языках. Например, в 2016 году было проведено исследование в отношении 40 детей в возрасте от 8 до 10 лет, которые являются носителями испанского языка. 20 детей имели специфическое расстройство развития речи, а 20 были здоровыми. Все дети со специфическим расстройством развития речи показывали худшие результаты в тесте на повторение псевдослов, чем здоровые дети. И хотя мы не можем говорить о том, что фонологическая кратковременная память – единственное условие возникновения специфического расстройства развития речи, мы можем утверждать, что оно является одним из них. Исследования 2006 года, проведенные Лизой Арчибальд и Сьюзан Газеркоул, также подтверждают, что именно результаты повторения псевдослов позволяют лучше выявить наличие специфического расстройства развития речи, чем повторение существующих слов, что еще раз указывает на значимость именно фонологических процессов в способности усвоения языка.

В отличие от здоровых детей у детей со специфическим расстройством развития речи снижается скорость сопоставления информации. В 2001 году профессор Лондонского университета Шула Чиат выдвинула теорию сопоставления, в которой разработала стадии изучения слов: они включают в себя получение фонологической и семантической информации с последующим их сопоставлением. Быстрое сопоставление фонологической и семантической информации лежит в основе усвоения лексики: дети слышат слово, запоминают его звучание и начинают составлять его семантическую карту. Если ребенок еще не сформировал устойчивое фонологическое представление о слове, то он не сможет его распознавать в разных контекстах.

Сложность усвоения языка выявлена и у детей с синдромом дауна. При анализе 14 научных работ было выявлено, что дети с синдромом дауна показывают значительно более низкие результаты по тестам на запоминание слов, чем здоровые дети того же возраста, сдававшие тест на запоминание псевдослов, или дети со специфическим расстройством развития речи, сдававшие тест на запоминание слов. Однако эти исследования имели ряд недостатков.

Во-первых, если верно, что плохая память у детей со специфическим расстройством речи и синдромом дауна является причиной расстройства развития речи, то может быть вероятно и обратное – плохая память на запоминание слов является результатом расстройства речи. Сравнение детей с расстройствами речи и здоровых детей из контрольной группы, сопоставимых по уровню речевого развития, могло бы решить эту проблему: если память детей с речевыми нарушениями хуже, чем память здоровых детей, то фонологическая кратковременная память, скорей всего, не является последствием низкого уровня речевого развития. К сожалению, исследований, которые бы обнаружили более низкую кратковременную память у детей со специфическим расстройством развития речи по сравнению со здоровыми детьми обнаружено не было.

Во-вторых, эти исследования носят корреляционный характер. Наблюдения за здоровыми детьми и детьми с расстройством речи показывают, что для усвоения слов нужна хорошо развитая фонологическая кратковременная память. Если это верное утверждение, то дети, относительно хорошо усваивающие слова, должны иметь развитую фонологическую кратковременную память, даже если у них наблюдаются какие-то особенности в других сферах осуществления познавательной деятельности. Так, ученые были знакомы с молодой женщиной с синдромом дауна, которая бегло говорила на итальянском, английском и французском языках, благодаря тому, что ее детство проходило в разных странах. У нее были трудности с выполнением задач, связанных с размышлением, визуальным восприятием и долговременной памятью, но ее словарный запас находился в пределах нормы. Также исследования показали, что у нее нормальная фонологическая кратковременная память. Крайне маловероятно, что фонологическая кратковременная память не является причиной ее хорошего словарного запаса, поскольку она справлялась с заданиями на поиск ассоциативных пар, состоящих из слова и псведослова. При этом поразительным оказалось то, что она не не могла выстроить ассоциации, когда знала оба слова.

Спасибо за прочтение и лайки:) Если вы интересуетесь английским языком, то подписывайтесь на мой канал вк (
https://vk.com/iluminary1), где я кратко рассматриваю его с самых разных сторон:)

Специфическое расстройство развития речи диагностируются у ребенка тогда, когда он не усваивает родной язык с обычной для здорового ребенка скоростью, при этом это никак не связано с повреждениями...