2,9K подписчиков

Игра-диагностика причины зеркальных букв при письме в школе

Иногда у будущих первоклашек, да и у самих первоклашек и иных учеников начальной школы случаются зеркальные буквы при письме. Когда я впервые увидела такие буквы у собственного сына, мой взрослый, дипломированный логопедический мозг включил режим: "Это что-то новенькое. Меня этому не учили. Куда бежать? Что делать?"

Иногда у будущих первоклашек, да и у самих первоклашек и иных учеников начальной школы случаются зеркальные буквы при письме.

В итоге я сначала бежала направо и прокачивала зрительные нейронные цепочки, играя то в бадминтон, то в аэрохоккей. Потом бежала налево и ползала на четвереньках с шестилеткой, чтоб подружить левое и правое полушарие. От каждого моего шага зеркальные буквы убегали, но как только я успокаивалась, зеркальные буквы возвращались. Я уже даже утомилась читать нейропсихологические книжки, рекомендации, ибо везде пишут одно и тоже: "либо это проблема со зрением, либо проблема с пространством в голове у ребёнка". Но выявив, что спустя шесть месяцев моего труда устранения зеркальных букв, детский мозг готов их устранять с поправкой взрослого, что детский мозг легко переписывает тексты без ошибок, что детский мозг не теряет ориентации на листе бумаги, я чуяла, что что-то не договаривают нейропсихологи в своих исследованиях. Ибо зеркальное письмо внезапно снова проснулось, когда я стала играть в игру: "Угадай, что я нарисовала тебе на спине". Раньше дети вслух озвучивали отгадку, но однажды, я предложила им рисовать то, что они почувствовали на своей спине. И вот сегодня, я вспомнила эту игру и предложила шестилетке сначала "угадать букву", а после нарисовать ту букву, которую я на его спине написала. Всё было хорошо, пока вместо буквы "С", не был нарисован откушенный бублик. Некоторые специалисты тут бы крикнули: "Эврика! Нужно развивать теменную долю мозга и наполнять жизнь ребёнка разными тактильными ощущениями". Кто-нибудь бы сказал: "Идёт нарушение пространственных связей. Нужно изучать право-лево". Но! Если ребёнок на ощупь определяет текстуру прикосновения, если ребёнок легко ориентируется в пространстве, то дело лишь в той части теменной доли, которая воображает, фантазирует. Осознав это, у меня сложился пазл отчего мой шестилетка отказывается слушать, когда ему читают книги, а его детский мозг сводит меня с ума своими зеркальными буквами. Просто напросто в его детской голове запутаны нейронные цепочки, отвечающие за воображение. Что делать в такой ситуации? Перестать жить сухими фактами, а начать играть в жизнь. Например, по пути на кухню из детской комнаты, можно представить, что вы идёте по кораблю в шторм в океане, а вокруг акулы... Вот, как-то так. А если в вашем случае, эта игра-диагностика покажет, что ребёнок легко букву "И" пишет, как "И", а не как "N", но при письме в школе всё равно зеркалит буквы, то тогда нужно глубже погрузиться во внутренний мир ребёнка. Как? Через рисование букв акварельными красками. Рисование позволит увидеть о чём воображает детский мозг, когда пишет букву "Я", а получается буква "R". Но об этом подробнее я расскажу в следующий раз, когда проделаю практику рисования со своим будущим первоклассником.

Ниже фото с игры-диагностики: "Угадай какую букву я рисую на твоей спине и напиши её в блокноте"

В этой игре писать лучше разными текстурами (тактильными ощущениями): пальцами, кистью, маркером в колпачке. Тем самым получается сразу и коррекционная игра, наполняя мозг разными ощущениями.
В этой игре писать лучше разными текстурами (тактильными ощущениями): пальцами, кистью, маркером в колпачке. Тем самым получается сразу и коррекционная игра, наполняя мозг разными ощущениями.

--

Яна Терентьева, детский логопед, автор книжек с лайфхаками для мам и пап. Мне нравится разгадывать головоломки детского мозга и делиться своими отгадками с миром.