Найти тему

Про таланты, социум и Жореса Алферова

148 прочитали

  Женщина записалась на очную консультацию и пришла вместе с угрюмым подростком 11 - 12 лет.  - Я не работаю с детьми. И мы это с Вами обсуждали. - Я помню!

Женщина записалась на очную консультацию и пришла вместе с угрюмым подростком 11 - 12 лет. 

- Я не работаю с детьми. И мы это с Вами обсуждали.

- Я помню! - Командным голосом отчеканила мама - руководитель. - Но доверяю Вашему мнению. Посмотрите на этого ребенка. Он не хочет учиться в школе! Говорит, что ему, видите ли, скучно! Скучно в школе! - Она театрально взмахнула руками и закатила глаза, - Станиславский бы ей точно поверил. - И поэтому он не будет учить то, что ему не нужно! Как он… - Далее последовала длинная эмоциональная тирада, на которую не стоило тратить времени. 

- Дайте мне, пожалуйста, возможность поговорить с Вашим сыном наедине, - вежливо обратились я к маме.

- Мне что, выйти в коридор?!! - От волнения ее лицо покрылось красными пятнами. 

- Да, пожалуйста. Вы же позволите мне остаться с Вашим сыном в кабинете на 10 - 15 минут? Разве не для общения с психологом Вы привели его ко мне?

Она вышла, громко хлопнув дверью. Мальчик продолжал все это время молча сидеть на диване, внимательно разглядывая когда-то светлый ковер на полу. 

- Давай, поговорим о твоих интересах. Что тебя интересует больше всего не в рамках школьной программы: искусство, шахматы, математика, спорт или…?

- Роботы, - перебил он меня. 

- Роботы? Как игра? - Вот оно, стереотипное мышление, - если подросток, значит, зависимость от компьютерных игр.

- Нет. Как жизнь, - помолчал немного. - Воспитывать не будете, чтобы учился и все-такое?

- Нет, не буду. 

Мальчик достал планшет и показал мне, как на курсах по роботехнике они вместе с преподавателем разрабатывают модели роботов, а точнее, модели управляемых протезов, которые могут помочь людям, потерявшим руку или кисть, адаптироваться к жизни.

Он так интересно рассказывал об этом, что мне самой захотелось пойти на эти курсы и изучать робототехнику. И в этот момент угрюмый подросток покинул мой кабинет. Вместо него появился активный мальчик с горящими глазами, у которого есть четко сформированная цель: помогать людям обрести уверенность в себе и возвращать их к нормальной жизни. 

- Мне скучно в школе. Это бесполезная трата времени. На курсах я понимаю, что пользу приношу. Вдруг получится сделать что-то похожее на настоящую кисть руки. Вы же понимаете, это сейчас очень актуально, - он показывает мне какие-то совершенно непонятные для меня схемы, картинки, видеоролики самого процесса, на которых виден преподаватель, развивающий задатки мальчика до уровня способностей, а может быть, и таланта. - Я буду в Бауманку поступать. Решил уже. А там вся эта гуманитарная чепуха не пригодится. Главное, поскорее вырасти. А то все открытия без меня сделают. 

Если бы его услышали все, кто отвечает за школьное образование и ВДРУГ только сейчас забеспокоились бы, что оно у нас совершенно не мотивирующее , скучное и рассчитано, чаще всего, на общую массу, уравнивающую учеников. Ведь так удобнее из года в год пересказывать материал по конспектам.

Только не надо говорить сейчас о гармонично развитой личности. Кому из гуманитариев пригодилась геометрия, которую мы изучали в школе, независимо от уровня способностей и возможностей, в принципе. Я, как амбидекстер, много чего ужасного могу рассказать об этом предмете 🤦‍♀️. 

А может быть, есть историки, профессионально разбирающееся в химии и, на досуге, решающие сложные задачки с химическими формулами? И ничего, живут, работают, не деградируют. 

- Вы не рассматривали вариант перевода сына из общеобразовательной школы в физико-математическую? Вы же знаете, что он мечтает о поступлении в институт им.Баумана? 

Ответ был предсказуем. Нет. Не слышала. И слышать не хочет. Это элитная школа. Там учатся дети «важных людей». И он будет там учиться. 

- Вы знаете, кто такой Жорес Алферов? - Все еще пытаюсь достучаться до мамы, хотя понимаю, что для авторитарной личности есть только один вариант принятия - ее собственный. - Великий ученый-физик, Нобелевский лауреат, которого считали абсолютно неспособным к обучению. Талантливым детям очень сложно учиться там, где их пытаются уравнять со всеми. 

- Мне плевать, кто такой этот Алферов, - топнула она ногой и сдала кулаки, - а мой сын закончит школу отличником! Меня никто не спрашивал, чего хочу я! А я хотела играть на фортепиано! Но маме было виднее, что мне нужно! И вот, результат! - Она прикоснулась ладонью к своей груди и выпрямила спину. - Я уважаемый человек, отличный экономист в крупной компании! Просто Вы не настолько профессиональны, как я думала! - И ушла, громко хлопнув дверью, предварительно вытолкнув сына в коридор. 

Вот она, опосредованная месть своей матери за уничтоженные мечты, - так же испортить жизнь своему сыну. Видимо, чтобы и ему потом было также мучительно больно вспоминать о своем призвании. 

*

А мне вдруг вспомнился удивительный мальчик Саша с большими серыми глазами, техническим складом ума и высоким уровнем интеллекта, мечтающий в своем юном возрасте быть разработчиком IT-программ. Не по годам умный мальчик, который просил «выключить» истерящую инфантильную маму. О нем есть материал здесь, на моем канале Яндекс Дзен.  

А позже в памяти всплыла фраза, которая приписывается З.Фрейду: «Детство не есть та блаженная идиллия, какой она нам кажется позже, если желание стать взрослым и делать то, что делают взрослые, заставляет детей стремиться поскорее пережить годы детства». 

***

Я не зря вспомнила великого физика в этой истории. Ученого, который сделал столько открытий, в школе считали абсолютно неспособным к обучению. Особенно, к физике. 

И таких историй очень много. Жаль, что школьное обучение не успевает (или не хочет успевать?)за развитием современных детей. Мотивации у них нет учиться. Если только для того, чтобы сдать ЕГЭ. 

Вот и мальчик этот экзамены, конечно, сдаст, но сможет ли сохранить себя между «молотом» в лице авторитарной матери и «наковальней»-социумом легко разрушающим таланты? На данном этапе - это вопрос риторический. 

А Вы, как считаете, справится мальчик или нет?

***

  Женщина записалась на очную консультацию и пришла вместе с угрюмым подростком 11 - 12 лет.  - Я не работаю с детьми. И мы это с Вами обсуждали. - Я помню!-2

Справка для тех, кто впервые слышит имя Великого Ученого Жореса Ивановича Алфёрова (1930 - 2019). Неудобный своей прямолинейностью учёный-физик, профессионал высочайшего уровня, влюблённый в фундаментальную науку. 

Он работал над атомной подводной лодкой, солнечными батареями и, именно благодаря ему в современную жизнь вошёл лазер. Счастливый человек, нашедший своё жизненное предназначение и удивительным образом сохранивший свою индивидуальность и уникальность школе. 

Нет, я не разбираюсь в физике. Но искренне восхищаюсь теми, о ком хочется думать и говорить с огромным уважением и только с большой буквы. Светлая память и низкий поклон Вам, Жорес Иванович.

Ирина Кураж, психолог