961 подписчик

«Круги в круге» Кандинского – в поисках совершенства

237 прочитали

Одно из самых ярких и необычных направлений в искусстве XX века, без сомнения, абстракционизм. На протяжении тысячелетий мастера живописи стремились запечатлеть окружающую реальность, но умами художников прошлого века овладела идея рисования абстрактных форм. Объектом изобразительного искусства стали геометрические фигуры, а известность получили имена Казимира Малевича, Робера Делоне, Пауля Клее. И, конечно, первым в этом списке стоит Василий Кандинский, про «Круги в круге» которого, мы сегодня и поговорим.

«Круги в круге» Василия Кандинского (1923 г.) / Источник: Wikimedia Commons (wassilykandinsky.net, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vassily_Kandinsky,_1923_-_Circles_in_a_Circle.jpg
«Круги в круге» Василия Кандинского (1923 г.) / Источник: Wikimedia Commons (wassilykandinsky.net, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vassily_Kandinsky,_1923_-_Circles_in_a_Circle.jpg

Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944) – известный русский художник, один из основателей абстракционизма и видный теоретик изобразительного искусства. Происходил из купеческой семьи, его прабабушка была княжной Гантимуровой. В детстве много путешествовал с семьей по России и Европе, получил художественное и музыкальное образование.

Гантимуровы – старый российский княжеский род. Ведет свое происхождение от родственника китайского императора Гантимура – князя тунгусских племен, в XVII веке переселившегося из Китая в Сибирь. Этот дворянский дом некогда процветал и славился своим богатством, а на его гербе китайскими иероглифами написано «Гантимур» («хан»).

Однако лишь в 30-летнем возрасте Кандинский решил посвятить себя карьере художника. Во многом на его решение повлияло посещение выставки импрессионистов, где на него большое впечатление произвела картина «Стог сена» Клода Моне. Для изучения живописи он переехал в Германию, где стал одним из основателей «Синего всадника» – творческого объединения художников-экспрессионистов. Последние творческие и земные годы провел во Франции.

Василий Васильевич Кандинский / Источник: Wikimedia Commons (未知上傳者, thepaper.cn, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wassily_kandinsky.jpg
Василий Васильевич Кандинский / Источник: Wikimedia Commons (未知上傳者, thepaper.cn, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wassily_kandinsky.jpg

Обладая острым художественным чувством, Кандинский придавал цветам и формам большое значение, ассоциируя с ними различные чувственные впечатления: звук, запах, осязание (синестезия). Например, синий цвет он считал «мягким» и «ароматным», связывая с ним холод, бесконечность и спокойствие. А вертикаль считал активной, теплой и «белой».

Вид на Мурнау, написанный Кандинским в местечке возле Мюнхена (1908 г.) / Источник: Wikimedia Commons (wassilykandinsky.net, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vassily_Kandinsky,_1908_-_View_of_Murnau.jpg
Вид на Мурнау, написанный Кандинским в местечке возле Мюнхена (1908 г.) / Источник: Wikimedia Commons (wassilykandinsky.net, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vassily_Kandinsky,_1908_-_View_of_Murnau.jpg

Первые картины Кандинского в основном представлены пейзажами, написанными яркими и чистыми красками. Но постепенно уровень абстракции в его работах повышается, и поздние полотна уже изображают композиции из геометрических фигур, линий и цветных плоскостей.

Долгое время Кандинский считался бесспорным основателем абстракционизма, однако последние исследования предлагают отдать пальму первенства шведской художнице Хильме аф Клинт. Она нарисовала серию абстрактных картин за несколько лет до первого подобного произведения Кандинского.

Одна из абстрактных картин была написана Кандинским в 1923 году и получила название «Круги в круге». Это почти квадратное полотно с длиной стороны около 1 метра. На нем изображена большая черная окружность, служащая своеобразной второй рамой и фокусирующая наш взгляд на множестве меньших кругов внутри нее. Эти разнообразные кружки, различающиеся размером, толщиной границы, цветом (красные, желтые, зеленые, синие, коричневые) визуально взаимодействуют друг с другом, как бы собираясь и разбегаясь в пространстве. Впечатление усиливают тонкие силовые линии, а также сужающиеся и пересекающиеся желто-коричневая и сине-зеленая полосы, задающие перспективу и дополнительно акцентирующие внимание на скоплении кругов.

Малые круги крупным планом / Источник: Philadelphia Museum of Art (фрагмент фото) https://www.philamuseum.org/collection/object/51019
Малые круги крупным планом / Источник: Philadelphia Museum of Art (фрагмент фото) https://www.philamuseum.org/collection/object/51019

Именно с этой компактной и элегантной композиции, Кандинский начал свое изучение круга, как художественного элемента. Вот что он сам пишет в письме своей знакомой, немецкой художнице Эмили «Галке» Шайер: «это моя первая картина, где я выдвигаю тему кругов на передний план».

Круги и линии на пересечении диагональных полос / Источник: Philadelphia Museum of Art (фрагмент фото) https://www.philamuseum.org/collection/object/51019
Круги и линии на пересечении диагональных полос / Источник: Philadelphia Museum of Art (фрагмент фото) https://www.philamuseum.org/collection/object/51019

Окружность, в самом деле, крайне интересный объект. В математике она связана с законами тригонометрии и числом «пи». Еще древнегреческие ученые рассматривали окружность как «совершенную кривую», которую можно построить с помощью одного циркуля. Кроме того окружность (круг, кольцо) занимает важное место в мифологии, легендах и мистических доктринах: магический круг, Уроборос, «инь и ян». Круг является частью мандалы, символического рисунка в тантрической йоге, которую Карл Юнг считал архетипом человеческого совершенства.

Мандала, нарисованная пациенткой Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра и автора теории о коллективном бессознательном / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mandala_Golden_Flower_Jung.JPG
Мандала, нарисованная пациенткой Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра и автора теории о коллективном бессознательном / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mandala_Golden_Flower_Jung.JPG

Картина «Круги в круге», как бы нарисованная лишь с помощью циркуля и линейки, восходит к античным традициям познания. Здесь автор произведения, говоря словами художника и теоретика искусства Марселя Дюшана, «открывает зрителю новый взгляд на живопись… четко передавая мысли на холсте». И, действительно, выверенные геометрические формы и цветовая гармония Кандинского образуют динамичную и завораживающую композицию.

|Справка| Полное название картины – «Круги в круге» (Circles in a Circle). Автор – Василий Васильевич Кандинский. Жанр – абстракционизм. Стиль – геометрический абстракционизм. Дата создания – 1923 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 99 x 96 см.