Найти в Дзене
Блог Эвелины Гаевской

«Мастер и Маргарита»: впечатления о романе, авторе и постановках

«Вы еще за Севастополь ответите» (Вместо эпиграфа) Продолжаем обсуждение нашумевшей экранизации романа «Мастер и Маргарита» в 2024 «Мастер и Маргарита»— впечатления от фильма Локшина Разумеется, в студенчестве роман Булгакова был моей любимой книгой! Тем более, что очередное издание романа в нашей стране случилось в 1988м, помните, наверное, эту книгу в твердом коричневом переплете? Вот она: Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире. Потом я стала выбирать между «Мастером и Маргаритой» и «Собачьим сердцем», мне даже иногда казалось, что текст этого произведения чуть ли не наизусть знаю.  Экранизации романа Мастер и Маргарита» (1, 2) я не смотрела — вообще не хотелось, хотя попытки были. Игра актеров показалась какой-то затянутой, видеоряд серым, мутным.  А вот пару театральных постановок видела.  Как же прекрасен был Виктор Авилов в роли Воланда в постановке московского Театра на Юго-Западе! Мне запо
Оглавление

«Вы еще за Севастополь ответите» (Вместо эпиграфа)

Продолжаем обсуждение нашумевшей экранизации романа «Мастер и Маргарита» в 2024

«Мастер и Маргарита»— впечатления от фильма Локшина

Разумеется, в студенчестве роман Булгакова был моей любимой книгой! Тем более, что очередное издание романа в нашей стране случилось в 1988м, помните, наверное, эту книгу в твердом коричневом переплете? Вот она:

Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Потом я стала выбирать между «Мастером и Маргаритой» и «Собачьим сердцем», мне даже иногда казалось, что текст этого произведения чуть ли не наизусть знаю. 

Экранизации романа Мастер и Маргарита» (1, 2) я не смотрела — вообще не хотелось, хотя попытки были. Игра актеров показалась какой-то затянутой, видеоряд серым, мутным. 

А вот пару театральных постановок видела. 

Как же прекрасен был Виктор Авилов в роли Воланда в постановке московского Театра на Юго-Западе! Мне запомнилась эта постановка начала 2000х за тот немного даже личный контакт, который возникал между актерами и зрителями в очень маленьком, камерном театральном зале. Казалось, Воланд обращается к конкретно каждому из присутствующих:

«Квартирный вопрос москвичей испортил».

А еще ранее, в самом начале 90х, в Волгоград приезжал театр из Прибалтики, они ставили очень эффектную пьесу. Сцена Бала Сатаны вызвала у меня тогда просто мурашки и ощущение прямо-таки какой-то кошмарной жути! На сцене обнаженная Маргарита подставляла свое колено на поцелуи. А прямо в зрительный зал вышли бесы—актеры в костюмах неведомых чудищ. В темноте, чередующейся вспышками софитов, из динамиков в зал лилась какая-то какофония странных звуков: стучали барабаны, гудели духовые, все это сопровождалось завываниями, вздохами, каким-то скрипом…Разгул нечисти. Помню свои ощущения, когда огромная фигура какого-то чудища коснулась меня, проталкиваясь между креслами зрителей. Бал сатаны —это жутко!

Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya. Немного демонического в ленту
Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya. Немного демонического в ленту

В этом смысле сцена бала в фильме Локшина не только не вызывает такой жути, но и, на первый взгляд, вообще не выглядит магической. Скорей похожа на закрытую вечеринку аристократов в Западной Европе, где «все свои», этакий междусобойчик известных семейств, «тайная ложа», встреча выпускников колледжей, членов закрытых клубов. Неродное. Рафинированное и жутко красивое, в стиле модерн. 

Но эта рафинированная красота — одно из проявлений Некроса. Маргарита на балу, как воплощение богини Мары, с лунным полумесяцем Исиды/Селены — прекрасна своей холодной неживой красотой. 

И сцена с кубком из черепа символизирует ритуал причастия, но не Богу, а Сатане. А затем Маргариту поглощает геена огненная и матерь-земля (отсылка к мифу о Персефоне, дочери богини плодородия Деметры, символ подземного царства Аида)

Ради любви женщина обращается к древнейшей магии, к архетипу Великой Матери— дарующей жизнь и тем самым обрекающей на смерть. 

Ведьминская сила подразумевает смерть физическую. (Помните, кстати, в фильме «Иствикские ведьмы» одна из героинь боялась смерти как разложения материи? Вот ведьмы, обретающие силу, этого перестают бояться)

См:

Владыки нави

Культ Некроса

Миф о Коре: Сказочный сюжет, который проживает любая женщина в реальной жизни

Цветы, архетипы и аллергия у женщин

С возрастом мои восторги от творчества Булгакова стали более сдержанными. И одна из причин этому — однажды попавшиеся мне мемуары жен Булгакова, где его личность, человеческие, мужские качества раскрываются довольно неприглядно. 

Не буду приводить здесь детали из мемуаров, все есть в открытом доступе.

Там эта профдеформация наложилась на такую "благодатную" почву. И давление папы профессора духовной академии, и многодетная семья, и тяжелая финансовая ситуация после смерти отца, в которой он вынужден был с ранней юности пахать как проклятый и учиться одновременно. Я когда читала его биографию 2 раза плакала, не удивительно, что у бедолаги фляга свистела! Но он гений, талантище, от его произведений оторваться невозможно - весь мир его романы читает.

Цитата из комментария к статье «Мастер и Маргарита»— впечатления от фильма Локшина »

Образ Маргариты собирательный

Прототипом  Маргариты считается Елена Сергеевна Булгакова. Однако, есть еще воспоминания (которые могут быть и ложными) от Маргариты Петровны Смирновой, состоятельной замужней дамы, с которой Булгаков встретился весной  на одной из старых московских улиц.

«Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы»
Булгаков, Мастер и Маргарита

И есть еще Татьяна Лаппа — одна из жен Булгакова, у которой не было детей.

Согласно ее воспоминаниям, всему виной было хирургическое вмешательство по прерыванию беременности, которое провел сам Михаил Булгаков. Он был земским врачом, как известно, к тому же морфинистом. Воспоминания Татьяны Лаппы об этом событии лично меня ужасают.

Сцена с Фридой из романа «Мастер и Маргарита» легко находит свое объяснение благодаря именно этим воспоминаниям. Здесь и чувство вины за совершенное деяние, и насилие, пережитое женщиной, и безысходность вечных страданий. Неясно, кстати, до конца, выполнил ли Воланд просьбу Маргариты не давать Фриде платок, или нет.

И я думаю, что эта сцена так запоминается, потому что цепляет что-то в коллективном женском сознании, боль миллионов женщин всех времен и народов.

О коллективном женском сознании и о вековых женских страданиях — есть красивые метафоры в культовом фильме «Беспокойная Анна», в этой статье про этот фильм писала:

Личности прототипов персонажей и автора

Встречается типичный виктимбейминг в адрес жен Булгакова: мол, они были на него обижены, поэтому их мемуары —просто жалобы из роли Жертвы, зависть к мужскому таланту. Прямо по Фрейду. От подобных высказываний еще противнее, если честно.

И я до сих пор не нашла для себя логической опоры для того, чтобы отделять творчество писателя от его личности. А тогда мне казалось, что вообще не смогу теперь воспринимать романы писателя как прежде. Наверное, так и случилось.

И знаете что? Сейчас я читаю в ленте рецензии на новую экранизацию романа «Мастер и Маргарита», я вижу такие же отсылки к личностям создателей фильма. 

И вопрос, совместимы ли гений и здойдейство, остается для меня открытым.

Но фильм мне понравился. Красивый, неоднозначный, с режиссерскими находками, и с операторскими тоже, в техническом смысле. Как начинает дрожать кадр при появлении темной силы, словно марево в воздухе на Патриарших, словно водная рябь в квартире Латунского…

Критик, кстати, вызывает даже жалость после свершившегося над ним возмездия, как и несчастный конферансье, который просто делал свою работу, за что ему оторвали голову… 

Что уж говорить о других действующих лицах—в сюжете вообще нет ни одного однозначного персонажа, ни положительного, ни отрицательного. Сам Сатана дважды в фильме намекает, что он тоже не совсем про зло:

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Гете, Фауст

То ли дело подростковые фильмы, где все понятно: вот герой, вот антигерой, они суть одно, две противоположные друг другу части единого целого. И поэтому, например, в «Гарри Поттере» этот факт  визуально показан сценой дуэли Воланд-де-Морта и Гарри, когда их заклятия слились воедино.

Часть официального постера к фильму «Гарри Поттера и Дары Смерти»
Часть официального постера к фильму «Гарри Поттера и Дары Смерти»

Взрослея, мы утрачиваем свои иллюзии и идеализации.

Мы осознаём, что абсолютное зло, как и добро в дикой природе не встречаются. 

Но знаете что? Некоторые личные триггеры все равно не унять. На скрытую агрессию, замаскированную под иронию или даже веселые шутки, не говоря о подчеркнутой ритуальной вежливости,  люди реагируют на рефлексах. Советский лозунг, мелькнувший в кадре перед тем, как стала гореть Москва «Газ в каждый дом», про идеологию социалистического общества людей с равными правами и социальными гарантиями, недвусмысленно отсылает к теме взрованных северных потоков, капитилистической концепции глобализации и однополярного мира, которые никогда, никогда не примет Россия…

И поэтому на вопрос Воланда в заключительной сцене фильма «Все счета оплачены?», вопрос вежливого туриста, покидающего «отель», в котором остановился (горящая Москва на фоне), мне почему-то вспомнился ответ из другого кино:

«Вы еще за Севастополь ответите»

Подборки 

Архетипы Мифы Символы

Архетипы, мифы, символы | Блог Эвелины Гаевской | Дзен

Кино глазами психолога 

Кино глазами психолога | Блог Эвелины Гаевской | Дзен

Ваш реалистичный психолог

Эвелина Гаевская

Информация о консультациях автора канала

Перевод на поддержку канала и 

на кофе автору

Правила общения на этом канале

Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.