1,8K подписчиков

Пробуждение театралов (Dream Theater - "Awake", 1994)

 Именно третий альбом DT вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту, став поворотным.

Именно третий альбом DT вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту, став поворотным.

"Awake" показал миру всю широкомасштабную дерзость амбиций Театралов и заставил привыкать к мысли о том, что Дримсы пришли всерьёз и надолго.

 Именно третий альбом DT вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту, став поворотным.-2

Амбициозность новых героев основывалась на безукоризненной профессиональной выучке, умении адекватно воплощать свои идеи, используя широкий спектр композиционных приёмов и на несомненной музыкальной эрудиции, которая и позволяет добиться этой адекватности воплощения.

Эрудиция, само собой, подразумевает познания из области симфонической музыки, джаза, и даже блюза. Успешная компиляция этих знаний и стала основой для создания музыкального мира ДТ. Сочетание виртуозности и полифоничности, прямолинейного натиска и многоплановых музыкальных схем - отныне это фирменный почерк "Театра мечты".

Ничего сверхнового они не открыли, формула была известна давно, но Театралы сумели придать ей новый импульс. Впрочем, об этом сказано уже тысячу раз до меня и скажут ещё сто тысяч раз после, я лишь подчеркнул, что именно "Awake" стал для ДТ мандатом "чрезвычайных и полномочных представителей прог-металла" в мире шоу-бизнеса.

Умненькие Дримсы вовсю использовали своё знание сюитной формы для создания сложных композиций, которые язык не поворачивается назвать "песнями". Само по себе такое "сюито-сложение" не является признаком качества, напротив - есть масса примеров, когда "сюитный" подход к рок-музыке становился залогом удручающей претенциозности и скучнейшего школярства, способного восхитить только легковерных верхоглядов, кайфующих от потребления зауми по факту: "Во какой пельмень я в рот запихал! Не каждый может такую глыбу заглотить! Большой я молодец и подлинный едок!".

А то, что "пельмень" напичкан протухшей мертвечиной - это пустяки, главное - крупный. С таким пельменем в зубах "и сам как-то становишься ... " .

В случае с "Awake" пельмень оказался не просто крупный, там и с начинкой всё в полном порядке. Начинка альбома приготовлена из качественных ингредиентов, умело сбалансирована и отлично заправлена.

Металлический форсаж гитарных атак грамотно сменяется фортепианными этюдами, ритм - секция от громогласного торжества тектонической рок-природы продуманно отвлекается на джазово-утончённую рефлексию, что позволяет Майенгу и Портному проявить себя как в ковке металла, так и в ювелирной филиграни.

В архитектонике альбома я не чувствую надуманной искусственности и нарочитой усложнённости. Композиционные конструкции выглядят гармонично и не свисают по краям музыкальной базы неряшливыми соло-запилами. Солируют Петруччи и Кевин Мур не для ублажения слуха фанатов музыкального фастфуда с недоваренной начинкой, а исключительно с целью развития темы и более точного масштабирования заложенных в неё музыкальных идей. Иногда эти соло звучат несколько шаблонно, но никогда - самовлюблённо. Здесь со вкусом всё в порядке.

Говорить о техническом мастерстве музыкантов, в данном случае, бессмысленно, оно, при исполнении подобной музыки, подразумевается само собой, как наличие огня для растопки костра.

"Огня" у ДТ в достатке и костёр они сложили грамотно. Если попытаться выделить кого-то из "Театралов", как наиболее симпатичного мне лично, а только такой критерий, в данном случае, мне кажется уместным, ибо технически они все стоят на одном (предельно высоком) уровне, то я назову столь удобно звучащую для русского уха фамилию - Портной.

 Именно третий альбом DT вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту, став поворотным.-3

Портной в ДТ "больше, чем ударник". Он - суперклей, на который сажают композиционный материал, состоящий из довольно непростых для склейки элементов.

Портной это шест-балансир в руках канатоходцев - солистов и надёжный бруствер для точной стрельбы.

Кроме того, Портной - автор отличной композиции "Зеркало", которая в связке с "Ложью" Кевина Мура является одним из моих любимых мест "Проснувшегося" альбома.

Впрочем, подобной оды достоин любой из ДТ на этом альбоме (за единственным исключением, о котором чуть ниже).

Недостатком этого альбома я могу назвать только вокал Джеймса ЛяБри.

 Именно третий альбом DT вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту, став поворотным.-4

Это - сакраментальный упрёк в адрес ДТ, но от него никуда не денешься и я не стану уходить от признания очевидного: ЛяБри вполне успешно справляется с медленными фрагментами, умеет передать драматизм и иллюстрировать текст верной интонацией, но в агрессивных вещах он выглядит блёкло, что особенно заметно на фоне блистательных инструменталистов.

Голос ЛяБри - единственный инструмент в музыке ДТ, который временами не соответствует поставленной задаче (скажем мягче - не до конца соответствует).

Интонации его однообразны и не очень интересны, даже по меркам "металла", в котором в общем-то не принято особо обращать внимания на подобные "мелочи". Арсенал технических приёмов вокалиста ЛяБри лимитирован до такой степени, что иногда становится даже обидно за исполняемый материал.

Есть ещё упрёк и относительно качества текстов, но это - общее место для всего стиля и зацикливаться на нём наверное не стоит. К тому же Дримсы в этом плане "ещё из лучших". Они хотя бы не сочиняют глянцевые страшилки для подростков, не спекулируют гимнами о рок-н-ролле, не корчат из себя "последних героев" и "вечных аутсайдеров", не рядятся в тоги пророков и не клеймят своих же работодателей за алчность. Просто они - не самые великие поэты, а на фоне высоко-качественной музыки это иногда слишком заметно.

Но повторюсь: это настолько распространённое явление в рамках жанра, что надуманную псевдо-философичность, конфликт абстрактного с абсурдным, графоманскую помпезность оборотов - всё это можно уже назвать "прогрессивной традицией". Прогрессивный паралич поэтической мысли.

Кстати, говоря о текстах, хочу отметить тексты Кевина Мура - "6:00", "Lie" и особенно - "Space-Dye Vest", как (на мой взгляд) самые качественные.

Мне вообще кажется, что с уходом Мура (он покинул ДТ сразу после записи Awake) группа потеряла очень важный элемент своей концепции.

 Именно третий альбом DT вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту, став поворотным.-5

Мур, помимо того, что он - замечательный музыкант, был более других способен стать комфортным мостиком между элитарным сектантством музыки ДТ и неподготовленным слушателем, который, однако, любознателен и способен к самообразованию. При этом "мостик" Мура не снижал бы планку и не заигрывал бы с неофитами, а просто давал бы шанс на сближение.

Примером такого "мостика", на мой взгляд, является замечательная финальная композиция этого альбома, словно говорящая: "Не робей, браток! Мы - не боги и не роботы. Мы - люди". Это заложено в её элегантной простоте, в интимной интонации и исповедальности текста.

Мур делал музыку ДТ более "очеловеченной" (это относится уже не только к последнему треку) и являлся (вместе с Майенгом) замечательным противовесом жителям "башни из слоновой кости" - Петруччи и Портному. В дальнейшем именно этого порой будет очень не хватать "Театру Мечты". Во всяком случае, такое моё субъективное ощущение.

Но на Awake баланс соблюдён и это не даёт взлететь в безвоздушные заоблачные эмпиреи музыке ДТ, оставляя мне, грешному, возможность ею насладиться. Ибо я, грешный человек, в эмпиреи не летун. Я воздухом дышу и по земле хожу.

На этом позвольте откланяться, ещё раз констатировав напоследок, что альбом Awake, субъективный разбор которого я закончил - пиковое достижение в дискографии группы DREAM THEATER и яркая страница в истории стиля, который принято называть "прог-металл". Я бы даже сказал - классическая и ключевая его страница.

 Именно третий альбом DT вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту, став поворотным.-6

(Driver Pete 27.11.2006)

Слишком музыканты или герои чужих рецензий (Wishbone Ash: Argus, 1972)
Driver Pete9 апреля 2023
Кто здесь? Техно-литургия Мертвых Городов (The Future Sound of London - "Dead Cities")
Driver Pete30 декабря 2019